Главная страница
Навигация по странице:

  • Третий тип – идеалистический культурный менталитет (смешанный).

  • Социологическая концепция П. Сорокина. социология (2). Он пишет, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры


    Скачать 18.97 Kb.
    НазваниеОн пишет, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры
    АнкорСоциологическая концепция П. Сорокина
    Дата09.03.2023
    Размер18.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология (2).docx
    ТипДокументы
    #976848

    Социологическая концепция П. Сорокина

    Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941)

    Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие — ценность. Он пишет, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры

    В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части обобщенно можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие смыслы. Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная — как их воплощение, социальная культура — как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением.

    По мнению П. Сорокина, всякая реально существующая социальная или культурная система состоит из трех основных компонент — это:

    1. Система идей, ценностей и значений, составляющих основу целостности системы.

    2. Совокупность физических объектов и процессов, являющихся средствами объективации указанных идей, ценностей, значений.

    3. Человеческие индивидуумы, генерирующие, воспринимающие и использующие эти идеи, являющиеся их носителями.

    Таким образом, основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как идеи, ценности, значения. Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов.

    Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к. выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеациональная (умозрительная), идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

    Критерии выделения типов культурных суперсистем:

    1.  Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна. Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности. Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.

    2.  Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения.

    3. Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний – то минимума к максимуму, от скудости – к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

    Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

    Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры:

    Идециональная культура: (культура Запада в Средние века)

    1.  Реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие

    2.   Цели и потребности в основном духовные

    3.   Степень их удовлетворения – максимальная на высочайшем уровне

    4.   Способом их удовлетворения или реализации является добровольная минимизация большинства физических потребностей причем максимальной степени, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них.

    Чувственная культура (современная европейская культура)

    1.  Реальность – только то, что дано органам чувств. Чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, эволюция, прогресс, преобразование

    2.    Потребности и стремления в основном физические, и

    3.    все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены.

    4.    Способ реализации заключается не в преобразовании духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.

    Третий тип – идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.

    Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

    Здесь нет крайностей идеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

    В смешанном типе культуры может быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерно унылое, пассивное умение терпеливо переносить удары извне, не сопротивляться лишениям и бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей, когда человек удовлетворяется самым малым. Но такое состояние не является результатом собственного выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение столь велико, что не остается сил для сопротивления.

    Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. По его мнению, каждая историческая эпоха утверждает какую-то доминантную суперкультуру. Динамика общества представляет собой переход от одной доминантной суперкультуры к другой.

    По мнению П. Сорокина, подобные процессы ритмической циркуляции социокультурных суперсистем будут происходить вечно.

    Рассматривая современную ему культуру, П. Сорокин относит ее к чувственному типу, но констатирует кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. В отличие от многих мыслителей своего времени, он рассматривает кризис не как конечное состояние, а как переходный этап, связанный с изменением элементов социокультурной системы.

    Организм западного общества и культуры переживает один из самых глубоких кризисов за всю свою историю. Это кризис чувственной культуры, которая господствовала в западном мире в течение последних пяти столетий и ныне достигла состояния перезрелости. Вместе с тем это кризис тесно связанного с ней капиталистического общества.

    Поставленный диагноз подтверждает любая составная часть культуры и мышления современного человека. Это проявляется в развитии живописи, скульптуры, музыки, литературы, научных открытий и достижений, философии, религии, этике, в войнах и революциях.

    Этот глобальный кризис проявляется в бесконечном многообразии непрекращающихся больших и малых кризисов: политические, аграрные, финансовые, промышленные, а также моральные, религиозные, кризисы собственности, государства, семьи, монархии и республики, капитализма и социализма и т.д. Кризис всей системы ценностей нашей культуры.

    Каждый из кризисов потряс основания нашей культуры и общества и оставил после себя множество жертв.  Каждый из кризисов являл собой часть ужасающей симфонии.

    Кризисом охвачены все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества.

    Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего величественного вчера и грядущей идеациональной или идеалистической культурой созидаемого завтра.

    В этих условиях задача нашего и следующих поколений состоит не в безнадежном воскрешении того, чего уже нет, а в решении других проблем:

    1)   Сделать это т переходных период как можно более безболезненным;

    2)   Составить конструктивные планы для будущего общества и будущей культуры. Любой дальновидный план будущего социокультурного порядка должен лежать по ту сторону «старого режима чувственной культуры» и быть устремленным навстречу новому режиму идеациональной или идеалистической культуры. Без такой радикальной перемены никакое подлинно конструктивное и созидательное общество в будущем невозможно.

    Человечество должно быть благодарно чувственной культуре ее замечательные достижения. Но теперь, когда она прибывает в агонии, когда благодаря своим достижениям, она вручила человеку ужасающую власть над природой, обществом и культурой,  не обеспечив его при этом ни средствами самоконтроля, ни властью над своими стремлениями, чувствами  и инстинктами, - теперь, в руках такого человека со всеми достижениями ее науки и техники, она становится чрезвычайно опасной и для самого человека, и для всех его ценностей.


    написать администратору сайта