Главная страница
Навигация по странице:

  • Ва́рварство

  • 6)Почему он пришёл на смену сословно-представительной монархии

  • 7) Китай в средневековье

  • 8)Япония в средневековье

  • История. история. Они определяются специалистами поразному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении iv vi вв


    Скачать 51.97 Kb.
    НазваниеОни определяются специалистами поразному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении iv vi вв
    АнкорИстория
    Дата12.01.2023
    Размер51.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #882992

    1)Они определяются специалистами по-разному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении IV - VI вв. явно осуществляется переход от одного типа цивилизованности - Античного, к новому - Средневековому. Несомненно, это переходный период, время «брожения», распада одного качества и зарождения другого (этот временной промежуток С.С. Аверинцев называет «временным зазором» между Античным и Средневековым типом культуры). Появление контуров Средневековой цивилизации поэтому зачастую относят не ранее чем кVII - VIII вв. - времени, когда свой цивилизационный статус получили две «локальные» цивилизации европейского Средневековья: Западная Европа и Византия.Что же касается хронологического конца средневековой эпохи, то он также не имеет однозначного абсолютного выражения, и речь может идти лишь об относительной хронологии.

    В самом общем виде, Средневековье в Западной Европе заканчивается по мере того, как утверждаются признаки нового историко-цивилизационного типа - Модерна. Относительность нижней временной границы Средневековья поэтому колеблется для различных европейских стран в пределах 2-3 столетий, т.е. между XIV и XVII веками.Конец же византийского Средневековья обычно связывают с падением Константинополя (захватом его турками-сельджуками) в 1453г. Ф. Энгельс писал: «Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам». Византия имеет хронологические рамки 395-1453 годы нашей эры. Однако, такое название ей дали иностранцы, себя они называли "ромеи", то есть "римляне", а страну - Ромейская держава. Свою историю они не отделяли от Древнего Рима, ведь Константинополь стал столицей еще единой Римской империи в 330-ые годы нашей эры. Столицей был Константинополь, но в XIII веке после разграбления его крестоносцами была основана Латинская империя (1204-1261 годы), где он сохранил свой столичный статус, в 1261 город освободил Алексей Стратигопул (генерал Никейской империи, где правила греческая династия Ласкаридов) и после этого преемственность государства была восстановлена.

    2) Поздняя античность — завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой истории, обычно ограничиваемый III—VI веками н. э.

    Распад и падение Западной Римской империи в 476 г. и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится, в первую очередь, распространение и упрочение позиций христианства, но также запечатление памяти (в основном, в многочисленных письменных источниках) об античности эпохи её расцвета. За периодом поздней античности последовали Средние века, а точнее, раннее Средневековье.

    Термин «поздняя античность» (нем. Spätantike) вошёл в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера, хотя другой не менее известный учёный, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spätantike Zeit» уже в 1853 году (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х годов в Великобритании (работы Питера Брауна) поздняя античность (Постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII вв.; в узких — IV—VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал античности и генезис Средневековья. На смену концепции падения Рима и рождения Средневековья как катастрофического события пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных тенденций.

    Границы периода

    Точные границы поздней античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284 г.), установившего политический режим неограниченной личной власти — доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476 г.), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568 г.). Верхнюю границу поздней античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565 г.), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х гг. (в частности, в Передней Азии и государствах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

    Границы поздней античности варьируются в конкретном геополитическом контексте отдельно взятой страны, народа или региона. Античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и науке большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам, проникшим в страны Средиземноморья позднее (южные славянеарабытуркиберберыевреи).

    Ва́рварство (от греч. βάρβαρος — чужеземец, варвар) — греческое слово, которое перешло в раннюю латынь (лат. barbaria), а из средневековой латыни — в европейские языки. Слово по своему происхождению является ономатопоэтическим, то есть звукоподражанием непонятному языку иноземцев.

    Ва́рварство — понятие, введенное А. Фергюсоном (17231816), шотландским философом и обоснованное Л. Морганом (18181881), американским этнографом и социологом. Согласно этому определению, варварство — период первобытной истории, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. По Ф. Энгельсу, это период расцвета и разложения родового строя и становления классового общества. Начало периода характеризуется появлением гончарного производства, конец — изобретением письменности. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал условность периодизации Моргана.

    В современной антропологии, археологии и истории приняты другие системы периодизации первобытной истории.

    Ва́рварство — в переносном смысле — грубое, дикое, бескультурное, нецивилизованное поведение.

    3) Цивилизация как качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории или присутствующих поныне, с присущим ему своеобразием социальной и духовной жизни, его базовыми ценностями и принципами жизнестроения. В этом значении цивилизация во многом совпадает с мировыми религиями как целостными системами социокультурной регуляции. Привязанность цивилизации к религии почти постоянно подчеркивается семантикой ее названия: христианская, исламская и др. То, что мы будем проходить в рамках курса «История Европейской цивилизации» ближе всего сочетается с последним определением цивилизации. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время.

    Греко-римская античность. Европа не является ни родиной человечества, ни местом где возникла высокая человеческая культура, письменность и государство. Возникновение цивилизации на Ближнем Востоке дало толчок. Те элементы цивилизации, которые были приемлемы для нецивилизованного окружения могли быть воссозданы в контексте их общественных структур, технологий и географической среды, имели тенденцию к повсеместному распространению. Через несколько столетий после нашествий варваров бронзового века на окраине цивилизованного мира в Европе начала формироваться новая цивилизация. Корнями она уходила к минойской культуре и к традициям многочисленных варварских племен. Об истории греческой цивилизации нам известно очень много. Одной из причин этого является тот интерес к истории, который проявляли сами греки, которые практически изобрели такой жанр литературы, как политическая история. Полис стал фундаментальной ячейкой как в культуре Греции, так и в культуре Рима. Физически он представлял собой селение или город, окруженный земледельческими хозяйствами и выпасами. Политически это было общество, управляемое судьями и законом. Психологически – самодостаточная группа граждан, состоящая исключительно из взрослых мужчин, принадлежавших к привилегированной части населения, в которую не могли входить не только чужаки, но и женщины, дети и рабы. Полис, достигнув высшей стадии развития, полностью управлял жизнью своих граждан. Экономика и политика, искусство, литература и философия были почти полностью в его ведении. Дух равенства и солидарности стал отличать стиль общественной жизни Греции от принятого в других странах. Греки классической эпохи видели в этом главное отличие эллинов от варваров.

    Варварские культуры. Европе времен варварства возникновение конного кочевничества принесло следующие последствия. В начале 6 в. до н.э. скифы создали на юге России мощную, хотя и не монолитную «империю». Первыми, кто овладел искусством верховой езды в Западной Европе, были кельты, и их приверженность новой конной тактике в значительной мере помогла экспансии с юга Германии на всю Северную Европу. Своим вооружением, однако, кельты отличались от степных кочевников, их обычным оружием был не лук, а длинный двуручный меч. Зажатая между обширными германскими племенами на севере, чья бедность превращала угонщиков скота в героев, и римскими армиями на юге, чья дисциплина быстро превращала вчерашних крестьян в легионеров, кельтская военная аристократия обнаружила, что к 150 г. до н.э. военный баланс в регионе решительно сложился не в ее пользу. Такое положение обрекло кельтскую культуру на раннее вымирание, за исключением фрагментов, сохранившихся лишь на самых западных границах Европы, вдоль Атлантического побережья, где влияние Рима никогда не было доминирующим. И все же между 4 в. и 1 в. до н.э. кельты создали своеобразную протоцивилизацию, выраженную главным образом в развитии устной литературы: частично светской с прославлением подвигов древних героев, отчасти жреческой с элементами религиозной доктрины, космологии и культом бессмертия. Сообщества жрецов и бардов сохраняли и развивали эту литературу, а также вершили правосудие и предсказывали бу- 19 дущее. Поддерживая тайные связи вне зависимости от племенных границ, кельтские религиозные общины придали некоторое единство кельтской культуре в Западной Европе. Друиды Британии, Галлии и Ирландии, видимо проповедовали вероучение, представляющее собой некий синтез индоевропейских форм поклонения и более древних традиций бронзового века, типа религии мегалитов. Западноевропейская цивилизация, возможно, выросла бы именно из этих истоков, если бы средиземноморская цивилизация не была столь близкой и величественной. Однако вышло так, что средневековые легенды о кроле Артуре и немногочисленные литературные источники, сохранившиеся от ранней христианской культуры Ирландии (4-7 вв. н.э.), представляют собой чуть ли не единственный пример достижений кельтской культуры.

    Христианство. Христианство в строгом смысле слова зародилось вместе с проповедью и смертью Иисуса из Назарета, около 27-30 гг. н.э. Однако многое из проповеди Иисуса было не более, чем подчеркнутым и энергичным утверждением идей, уже знакомых иудаизму этой эпохи. Следующий великий поворотный пункт в истории христианства основан на деятельности Св. Павла. Павел и его последователи нашли плодородную почву для своей проповеди среди язычников, тогда как палестинские христианские общины оставались мелкой сектой в иудаизме. Христианство соединило эти черты иудаизма с учением, лучше приспособленным к мироощущению греков, и с ритуалами, свободными от предписаний и запретов, оскорбительных для греков. Никакие другие мистические религии Римской империи не могли предложить ничего лучше. Обращение в христианство германских князей и королей, принятие христианства принесло с собой не только церкви и монастыри, но и литературу и общее ознакомление с традициями римской и христианской цивилизации. Вместе с греческими и сирийскими торговцами христианские миссионеры стали пионерами цивилизации на всем протяжении римского мира. Конечно, общий уровень культуры в Западной Европе усреднился, но само упрощение и варва- 18 ризация римской цивилизации позволили ей переступить дунайско-рейнские границы, которые со времен Августа ограждали высококультурные центры Средиземноморья. Вместе с тем консолидация германских государств и социальная дифференциация внутри германского общества подготовили почву для принятия упрощенной формы латинской христианской цивилизации. Ко времени Хлодвига, следовательно, Рейн стал не пределом, а центром германоримской культурной амальгамации, из которой позднее развилась западная цивилизация.

    Ближневосточное (иудейское наследие). Через христианский канон священного Писания, включавший Ветхий Завет, иудейские религиозные книги, впитавшие культурное богатство всего древнего Ближнего Востока, оказывали постоянное воздействие жизнь христиан-европейцев. Библия объясняла многие ключевые жизненные вопросы, библейские персонажи выступали образцами правильного и плохого поведения. Кроме книг – иудейская этно-религиозная община оставалась единственной чужеродной группе в христианском мире, к которой со времен императора Феодосия Великого проявлялась относительная толерантность.

    Когда возникла европейская цивилизация? Главным критерием выступают общие ценности, которые, безусловно, в основном задаются христианством. Однако, возникновение христианства, принятие его Константином Великим в качестве официальной религии не может считаться временем возникновения европейской цивилизации. Главным внешним критерием, на наш взгляд, является возникновения чувства общности, которое проявляется в отчуждение от соседних подобных обществ. Таким моментом является 11 век, когда окончательно происходит отрыв от восточного христианства и возникает идея Крестового похода, как общего (западно)христианского дела.

    4) Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissanceитал. Rinascimento, от лат. renasci — рождаться опять, возрождаться[1]) — одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры[2].

    В Италии начало эпохи Возрождения относят к XIV веку — периоду проторенессанса, или треченто (культуры 1200-х годов). Расцвет ренессансной культуры приходится на XVXVI века, в котором выделяют Высокое Возрождение (от конца 1290-х годов, до первой четверти 15 века). В странах Центральной и Северной Европы эпоха Возрождения наступила позднее и приобрела специфические черты. Таковы Северное Возрождение и Французский Ренессанс.

    Идейные основания культуры Возрождения


    Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, возросший интерес к античности. Тезису о решающем значении экономических факторов: расширения торговли и товарно-денежных отношений, развития мануфактурного производства, в настоящее время придаётся всё меньшее значение. Перелом в духовной культуре возник в результате естественной эволюции религиозного мировоззрения и расширения представлений об окружающем мире. В отношении искусства очевидно, что античность средневековые мастера знали и раньше и даже использовали формы античного искусства в своих произведениях[5], но, согласно определению Вазари, их искажали и «только в Италии конца XV— начала XVI века произошла контаминация — органичное слияние прекрасных форм, созданных в античности, с новыми идеями христианского гуманизма и пантеизма».

    Общая характеристика

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства, и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и других), но оно твёрдо установилось только с 1420-х годов. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

    Периоды эпохи Возрождения]


    Возрождение делят на 4 этапа:

    1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век);

    2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);

    3. Высокое Возрождение (конец XV — 1500-е—1510-е годы);

    4. Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).

    5) Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви.

    Её началом принято считать 31 октября 1517 года, согласно легенде, в этот день Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

    Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

    Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

    Причины Реформации


    На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до ⅓ количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[1].

    Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы строить величавые соборы и проводить пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

    Реформация-это движение за переустройство Церкви.Предпосылки были таковы,что людям не нравилось как Папа вместо Богослужений и Молебнов,собирал деньги на крещениях и отпеваниях,так же не нравилось что Папа участвовал в светских развлечениях(занимался охотой,принимал балы и сам на них приходил,устраивал пиры).Потому что именно в 16 веке появились такие ученые как:Николай Коперник,Джордано Бруно,Галилео Галилей,Исаак Ньютон,Рене Декарт,Фрэнсис Бэкон,их идеи и были поводом для реформации,ведь они рушили стереотипы Католической Церкви,о том,что все существующее на Земле создано Богом,вселенная и галактики,звезды и планеты,люди и животные.

    6) В чем суть абсолютизма?

    Абсолютизм характеризуется прекращением феодальной раздробленности, закреплением власти у монарха, подъемом государственной власти, унификацией государственных законов, снижением влияния Церкви и дворянства.

    Абсолютизм - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной) , а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

    6)Почему он пришёл на смену сословно-представительной монархии?

    Причины:

    - становление национальных государств;

    - продолжительные войны;

    - географические открытия;

    - закат могущества церкви;

    - научная революция;

    - развитие капиталистических отношений;

    - введение системы постоянного налогообложения.

    Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

    7) Китай в средневековье

    Культура Китая в средние века

    Это было военизированное государство с развитой культурой. В то время особенностью Китая было то, что здесь жители исповедовали сразу три религии.В Китае исповедовали конфуцианство, буддизм и даосизм.

    Развитие Китая в сфере производства

    В сфере производства Китай всегда занимал лидирующее место. Именно Китай возглавляет производство огромного множества важных продуктов сегодня. Китайцы считаются создателями бумажной валюты. В Средневековье все европейские страны пользовались монетной валютой, в Китае же перешли на бумажные деньги. Это было большим прорывом в финансовой и производственной сфере. Выпуск бумажной валюты требует меньших затрат, чем выпуск монет.
До средних веков в Китае не было развито производство бумаги, что делало невозможным массовое производство книг. Во времена правления династии Сун в Китае была разработана технология производства бумаги, что дало толчок для начала печатания книг лёгких для перевозки. Многие из этих технологий используются и в наше время.
Именно в Китае был изобретён лунный календарь где измеряются все фазы Луны.

    Правление в государстве

    В каждой стране был сильный лидер, в планы которого входил захват земель. В Китае таким лидером был Король Хан, сейчас он больше известен как Чингисхан. Чингисхан являлся монгольским ханом. Именно он в XIII веке захватил Китай с целью обучиться у китайцев тактике ведения боя в крепостях, так как монголы были отличными бойцами только в степной местности. Чингисхан был сильным лидером, сумевшим захватить немало земель. Его сын продолжил политику отца и привёл под свой контроль всю Восточную Русь. При Чингисхане государство окрепло, начали развиваться торговые пути. Чингисхан стал основателем династии Юань.
Чингисхан долго путешествовал, и в первой трети XIII века он захватил немало земель. Король пообещал китайцам, что откроет торговые линии и обеспечит успешную торговлю всем китайским купцам. Самым страшным последствием открытия торговых путей стало распространение чумы на территории Китая. Торговцы привозили в месте с товарами из Европы эту страшную болезнь. Чума унесла очень много жизней. Это привело к концу династии Юань.
Следующие правители Китая являлись представителями династии Мин. правители этой династии стали спасителями Китая после чумы и запустения государства. На протяжении долгих десятилетий династия Мин возвращала Китаю былое величие, при этом развивая страну. Именно при этой династии была восстановлена Великая стена и построен Императорский дворец. Кроме того, снова начала развиваться культура, причём это развитие происходило в довольно быстром темпе. Китай снова вернулся на свой пьедестал и вновь стал величайшим государством в мире.

    Общественный строй

    Все люди в Китае делились на три категории: Благородные люди, добрые люди и дешёвые люди.

    Благородные люди являлись духовной или светской знатью, чиновничеством и военными. Их освобождали от налогов и прочих повинностей в пользу государства и императора. Добрые люди были ремесленниками и земледельцами, они также являлись налогоплательщиками. Именно это сословие и платило больше всего налогов. Дешёвыми людьми называли рабов и неполноправных крестьян, слуг и батраков.
Крестьяне находились в ужасном положении. Вся земля находилась во владении императорской династии. Крестьяне были вынуждены платить немалые налоги в казну государства, чтобы иметь право пользования землёй. На протяжении лета крестьяне тяжело трудились на небольших клочках земли, чтобы вырастить урожай. Осенью сборщики налогов объезжали всю страну и отнимали большую часть урожая у крестьян за пользование землёй. Чиновники заставляли крестьян строить дворцы бесплатно. Император выдавал землю безвозмездно только чиновникам.
Бедственное положение крестьян привело к началу Крестьянской войны в Китае в 875 году. Хуан Чао возглавил армию восставших крестьян. Предводитель был умным человеком, а его смелости можно было только позавидовать. Крестьяне громили вотчины феодалов, всё имущество знати распределялось между бедняками. Правительство не могло подавить беспорядки.Хуан Чао предложили перейти на службу к императору, где ему бы хорошо платили, но за это нужно было сдать своих соратников. Предводитель отказался и продолжил грабить феодалов вместе с другими крестьянами. Когда восставшие приблизились к столице, император покинул страну, а предводитель крестьян стал руководить страной. Однако в 884 году его убили.

    Судопроизводство
В Китае судопроизводству уделяли особое внимание. Дела рассматривали и в судебных, и в административных органах власти. Императора считали верховной судебной властью. Старейшины деревни могли решать незначительные для государства дела. В провинциях были созданы специальные органы, ведавшие судопроизводством в сфере тяжких преступлений. Если на уровне деревни или провинции не удавалось решить дело, то его перенаправляли в Верховный суд, где решение по судебному делу уже выносил император.

    Развитие торговли и флота
В период правления династии Мин в Китае был создан мощнейший флот, предназначенный для торговли и совершения экспедиций. Однако китайские мореплаватели так и не смогли сделать открытия, их опередили Васко да Гама и Колумб. Экспедиции китайского флота обходились казне в довольно большие суммы, поэтому их решили прекратить.

    Китай в начале нового времени

    7) Особенности китайской цивилизации в новое время.

    К началу нового времени Китай еще полностью сохранял свою независимость. Это была страна, народ которой создал яркую и самобытную культуру. В древности и в средние века высокого уровня развития достигла китайская литература. Китайские шелка, фарфор, изделия из лака славились на весь мир. Китайским народом были созданы прекрасные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, самобытный театр. Однако на рубеже нового времени феодальные порядки уже серьезно препятствовали прогрессу Китая, хотя в 16 – н. 17 вв наблюдался заметный рост городов в нижнем течении Янцзы и на Ю-В морском побережье, сопровождавшийся подъемом ремесленного производства и торговли. В 16 в в феодальном Китае появились крупные купеческие компании, занимавшиеся торговлей тканями, фарфором, бумагой. В ряде случае купцы-посредники подчиняли городских и сельских ремесленников, снабжая их сырьем. Но эти новые отношения наблюдались лишь на ограниченных территориях в устье Янцзы и некоторых других районах, причем и здесь они сосуществовали с казенными ремесленными мастерскими и мануфактурами. Господство феодалов препятствовало развитию китайской экономики. Помещики всячески усиливали феодальную эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострение классовой борьбы и привело к крестьянской войне. Расшатывая феодальные порядки, крестьянская война объективно способствовала созданию более благоприятных условий для развития производственных сил.

    8)Япония в средневековье

    Особенности развития средневековой Японии:

    периферийное географическое положение, удаленность от европейской цивилизации

    неблагоприятные природные условия – частые извержения вулканов, землетрясения, цунами

    чередование периодов изоляции и открытости

    большое влияние соседних стран – Кореи и особенно Китая

    специфическая форма политического правления (сегунат)

    наличие большой военной прослойки – самураев

    самобытный характер культуры и исторического пути развития

    8) Япония в начале нового времени

    Развитие Японии всегда имело очень много схожего с развитием европейских государств. В период феодализма (к концу XVI в.) здесь сохранялась полная феодальная раздробленность. Власть императора была номинальной. Существовало более 256 княжеств, между которыми шли постоянные войны.

    В начале ХVII в. появляются определённые тенденции централизации власти. Специфика Японии в том, что император не играл важной роли. Главная борьба развернулась между рядом княжеств, пытавшихся возглавить это движение. В итоге данное смог сделать князь Токугава в 1603 г. Именно он объединил страну, но не стал свергать императора. Он просто отодвинул его от дел и принял титул сегуна (с яп. «полководец»).

    Сегун являлся реально высшим должностным лицом, главнокомандующим, контролировал всю исполнительную и законодательную власть, финансы. При сыне князя Токугава Чеясу структура власти сегуната утвердилась окончательно. Была создана новая система централизованного управления, проведены социально-правовые реформы.

    В это время возникла новая сословная структура («си-но-ко-се») из четырех категорий: 1) самураи (си); 2) крестьяне (но); 3) ремесленники (ко); 4) торговцы (се). Жизнь данных групп была строго регламентирована.

    Такая жесткая система к первой половине XIX в. стала тормозить развитие Японии. Она мешала новым тенденциям, связанным с развитием городов, купечества. Сословные ограничения, налоги вызывали недовольство. Попытки преодолеть кризис в период с 1830 по 1843 гг. (реформы Тэмпо) оказались не совсем удачны, хотя и были сняты некоторые социальные монополии, облегчено развитие мануфактур, проведены налоговые и административные реформы.

    В нарастании кризиса серьёзную роль сыграл и внешний фактор. Первые иностранцы стали появляться в Японии в конце XVI – начале XVII вв. Они стали активно вмешиваться во внутренние дела. В 30-е гг. XVII в. рядом указов произошло «закрытие» Японии. Этим японское правительство хотело сохранить сложившуюся систему феодальных отношений и ограничить влияние колониальных держав.

    Это не могло ликвидировать противоречия в обществе. В период с 1854 по 1858 гг. иностранцы, в основном принудительными мерами, «открыли» Японию и настояли на заключении неравноправных договоров, что вызвало недовольство сегуна.

    В итоге знать объединилась в две группировки, недовольные сегунатом. Первая группа хотела вернуть свою удельную независимость, а вторая, понимая невозможность этого, выступала за реформы с учетом европейского опыта и под контролем государства. Именно они увидели выход в возвращении к императорскому правлению.

    Сторонники второго подхода (кланы Сацума, Тесю, Тоса) в августе 1863 г. совершили государственный переворот. Они сделали императора своим заложником. Он под их давлением подписывает указ о «закрытии» страны. Начинается гражданская война, которая с 1863 по 1867 гг. шла с переменным успехом.

    Ситуация резко изменилась после смерти в 1866 г. императора Комэйя. На престол вступил 15-летний Муцухито, взявший новое имя Мэйдзи («просвещенное правление»). Патронат над ним осуществляли прогрессивно настроенные князья. В октябре 1867 г. они потребовали от сегуна возвращения верховной власти императору, аннулирования полномочий совета регентов и т.д. 14 октября 1867 г. сегун Кэйни сложил с себя полномочия.

    В декабре совещание князей и чиновников выработало принципы нового порядка. Их провозгласил манифест от 9 декабря 1867 г.: возвращение сегуном власти; упразднение постов регентов, главного советника и т.д.; проведение нового политического курса.

    Вскоре сегун собрал войска и двинулся на Киоту. В ходе новой гражданской войны (1868 – 1869 гг.) он был разбит и капитулировал окончательно. Так произошла реставрация власти императора.

    События 60-х гг. XIX в. получили название «революция Мейдзи». Скорее, это был чисто верхушечный переворот. Ни крестьянство, ни буржуазия почти никакого влияния на него не оказали.Тем не менее в результате переворота в стране установилась абсолютная монархия, открылись перспективы для буржуазного развития страны, для быстрой модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.

    9)Индия в эпоху средневековья

    Зарождение
 К периоду становления средневековой Индии можно отнести два этапа: 
 - Хараппский
 Масштабных знаний в наше время мало, но известно, что цивилизация находилась на территории полуострова Индостан и была отлично развита для своего времени. Уже тогда племена имели письменность, системы водопровода и отличную планировку своих поселений. Но культурного наследия цивилизация не оставила. Эксперты считают, что одной из причин тому набеги кочевников тех времен, либо суровый климат. 
- Индоарийский
 О народе «арии» известно из написанных ими «Ведах». Это источник знаний сохранился и до нашего времени. Подробно изучив эти знания можно сказать, что во времена «арий» Индия была разрознена и не имела единого государства. Первым объединением народов принято считать союз против Александра Македонского. И хотя великий полководец покорил и эту цивилизацию, это оставило неизгладимый след в культуре, сделав ее по истине самобытной.

    

 Система каст
 Исходя из знания арийских «Вед», уже тогда социальное общество было разделено на группы или касты, каждая из которых имела свои права и материальное благо. Философия данного разделения гласила, что все люди рождены на свет для своей роли и назначения и должны нести свое бремя, которое уготовила для них Вселенная. Всего выделялось 4 вида:
 - Жрецы
 Данная каста была почетна и уважаема. Индусы верили, что жрецы связаны с богами и обладают великими знаниями, поэтому их мнение было значимо и весомо.
 - Воины
 Это не принадлежность к армии, а качество духа. Благодаря своей силе, ловкости и мужеству в бытовой жизни этих людей ставили на второе место после жрецов.
 - Свободные люди
 Это была большая группа. В нее входили обычные крестьяне, ремесленники, торговцы. 
 - Рабы и пленные
 самая низшая каста. Эти люди не имели прав и были обречены на постоянные страдания и работу. 
 В ходе развития цивилизации система каст себя изживала, и тали появляться новые подвиды сословий. Благодаря естественным изменениям в обществе и зарождалась своеобразная и удивительная культура Индии.

    

 Индуизм
 Наиболее распространенной религией Индии является индуизм. Философией веры было перерождение душ, и данный процесс считался бесконечным. Каждое живое существо проживало свою жизнь, хорошую или плохую. Это и было ключевым фактом после смерти и рождении в новом теле. Другими словами – «колесо сансары». Во главе веры стоял один верховный бог – Виршу. Людям он являлся в образе различных животных: змеи, коровы или обезьяны. Такие образы можно увидеть в древних фресках. Понятия добра и зла имели место быть только для своего сословия. Так, например, будучи воином, ты мог совершать хорошие поступки, а совершив то же самое в статусе раба – уже считалось злом. Этими необычными противоречиями и отличалась религия Индии от всех других цивилизаций.

    

 Буддизм
 История древней Индии являет нам не менее значимую религию – буддизм. Идея «колеса сансары» так же находит отражение у последователей этой веры, но здесь представление перерождения имеет другой смысл в отличии от индуизма. Целью этой веры было вырваться из бесконечного круговорота перерождения с помощью отречения и отшельничества. Одним из первых, кто это сделал, стал принц Гаутама. Он отрекся от роскошной жизни и провел много лет в скитаниях, благодаря чему обрел просвещение. В дальнейшем это привело к изменению целой культуры. Идеологией буддизма стало отречение и обретение «нирваны» – это и есть путь спасения души. Множество последователей она привлекла тем, что именно с помощью отречения каждый мог очистить душу не зависимо от касты.

    


 Наука
 Исследователи утверждают, что уровень науки средневековой Индии был достаточно развит. Уже тогда люди предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг солнца. Считается, что мудрецы этой страны ввели понятия нуля, что до них никто не делал. Основном направлением развития науки было календарный подсчет времени и создание лекарств.

    

 Литература
 Возвратимся об упоминаниях о «Ведах».

    Это первый и важные тексты о магических заклятиях, жертвоприношении, религии и образе жизни. Литература призывала анализировать и познавать буддийские и индуистские мировоззрения.

    

 Театр и архитектура
 До нас дошла традиция скульптуры в виде огромных статуй Будды. Большинство построек символизируют храмы. Это связанно с глубокой духовностью и философией жизни индусов, о чем мы и говорили выше. Четкого понятия архитектуры как искусства, лишенного религиозного направления нет. Что нельзя сказать про театр. Основой этого направления были музыка, зрелище и танцы. Главная цель выступлений была мораль и познание. Движения в танце описывали природу богов. 


    8) Индия в эпоху нового времени

    Влияние исторических особенностей на развитие Индии в новое вре­мя. Империя великих Моголов. Аграрные отношения. Города, ремесла, торговля, формирование религиозно - цивилизационного фундамента. Индуизм как образ жизни. Сикхизм и государство сикхов. Маратхская конфедерация. Проникновение европейцев в Индию. Кризис державы Великих Моголов.

    Усиление сепаратизма и централизаторская политика Аурангзеба (1618-1707 г.г.). Нашествия Надир-шаха и афганцев. Разгром маратхов на Панипатской равнине (1761 г.). Распад державы Великих Моголов.

    Европейская колонизация Индии. Англо-французская борьба. Захваты английской Ост-индской компании в Индии. Роберт Клайв. Битва при Плесси (1757) и захват Бенгалии. Законы об управлении Индией 1773 и 1784 гг. и система "двойственного управления". Процессы Клайва и Хейстингса в Англии.

    Завершение английского завоевания Индии. Захват Синда. Отмена торговой монополии Ост-индской кампании и система ее управления Индией. Аграрные реформы англичан в Индии и создание земельно-налоговых сис­тем (заминдари, райянтвари, и махалвари, музавар). Превращение Индии в рынок сбыта английских товаров и источников сырья.

    Культура Индии до английского завоевания. Особенности философии индуизма, значение эпоса. Религиозно-реформаторское движение бхакти. Тулсидас и "Рамачаритамамаса". Основа точных наук. Архитектура Индии. Традиционные формы образования. Начало социо-культурной инверсии.

    Влияние западноевропейских ценностей на культуру Индии. Политика Англии в области культуры и образования Индии. Реформа образования (1835). Возникновение университетов. Роль европейского образования. Просветительство. Рам Мохам Рай и "Общество брахмы". Периодическая печать. Г.С. Лебедев и бенгальский театр.

    Этнорелигиозная вражда. Восстание сипаев. 1857-1658 гг. Восстановление империи Моголов. Характер, движущие силы восстания. Нана Сахиб и другие лидеры восставших. Роль Бахадур-Хана II. Ход восстания. Причины поражения. Оценка восстания в историографии.

    Влияние восстания на английскую политику в Индии. Закон 1858 года об управлении Индией. Ликвидация Ост-Индской кампании. Закон 1859 г. "О постоянной аренде" и утверждение права частной собственности на землю. Реформа колониальной армии. Новые формы экономических связей Индии с Англией. Железнодорожное строитель­ство и развитие промышленности в Индии в конце XIX века. Превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии. Специализация в сельском хозяйстве. Разорение крестьян и ремесленников, формирование индийской буржуазии и рабочего класса, Этнорелигиозные про­тиворечия, их роль в развитии индийского капитализма.

    Включение Индии в состав Британской империи (1877 г.). Реформа управления Индией. Законодательные Советы и местное само­управление. Законы о печати, огнестрельном оружии, фабричные законодательства 1881-1891 гг. Л. Г. Тилак и его деятельность.

    Обострение социально-экономических противоречий Индии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Д.Н. Керзон на посту вице-короля Индии (1899-1905 гг.). Раздел Бенгалии ( 1905 г.) и движение свадеши и сварадж. Оформление религиозно-этических организаций "Мусульманской лиги" и "Хинду махасавха". (1906 г.). Раскол ИНК. Процесс Тилака и всеобщая политическая стачка в Бомбее. Поражение революционного движения в Индии 1906-1908 гг.

    Английская колониальная политика в Индии накануне первой мировой войны. Реформы Морли-Минто. "Акт об индийских законодательных советах" 1909 г. Воссоединение Бенгалии. Перенос столицы в Дели. Антианглийское движение в годы первой мировой войны. Терроризм. Организация "Годар". Зарождение халифатского движения. "Закон об обороне Индии" 1913 г. Съезды ИНК и Мусульманской лиги в Лакхмау (1916). Начало деятельности М.К. Ганди. "Лига индийского гомруля" А. Бедант и Тилака.

    Культура Индии на рубеже XIX - XX веков. Рост национального самосознания, формирование национальной литературы на языках на­родов Индии. Р. Тагор (1861-1941 гг.). Развитие изобразительного искусства, освоение европейской техники живописи. Колониальный стиль в архитектуре. Индийский театр и кино.

    10) Исламская цивилизация

    Исламская цивилизация – общность людей, объединенных культурными и религиозными традициями. Религия ислам возникла в VII веке.

    На Аравийском полуострове проживало большое количество разных племен. Они занимались разведением скота, торговлей, обслуживали караваны. Разнообразие религиозных верований и культур часто приводило к кратковременным войнам и конфликтам.

     


    написать администратору сайта