Главная страница

РЕФЕРАТ по истории зарубежной литературы «ПРЕДИСЛОВИЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА К “ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ”». бальзак реферат. Оноре де Бальзак Предисловие к Человеческой комедии


Скачать 31.36 Kb.
НазваниеОноре де Бальзак Предисловие к Человеческой комедии
АнкорРЕФЕРАТ по истории зарубежной литературы «ПРЕДИСЛОВИЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА К “ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ”
Дата10.01.2022
Размер31.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабальзак реферат.docx
ТипДокументы
#326921

Оноре де Бальзак

Предисловие к «Человеческой комедии»


(1842)

«Человеческая комедия» — цикл произведений французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850). Этот грандиозный труд — вершина французского реализма первой половины XIX века, одно из эпохальных произведений мировой литературы. По мере воплощения планов в жизнь объем все более и более увеличивался: уже в 1844 г., составляя каталог, включающий написанное и то, что предстоит написать, Бальзак упоминает 153 романа и новеллы. А после смерти писателя, изучая его архив, французский ученый Ш. де Ловенжуль опубликует названия еще 53 романов, к которым следовало бы прибавить более сотни набросков, существующих в виде заметок.1

Несмотря на то, что каждая составляющая цикла является самостоятельным литературным произведением, взятые вместе они создают всеобъемлющую картину жизни Франции в эпоху великих исторических сдвигов, от французской революции 1789 года до 30–40-х годов XIX века.

Концепция великого полотна определяется у Бальзака уже к 1834 г., в 1841 г. цикл обрел свою законченную структуру и название. Замысел эпопеи, ее план и основные принципы своей работы писатель изложил в «Предисловии к “Человеческой комедии”» в 1842 году.

Идеи автора

Итак, автор отмечает, что идея «Человеческой комедии» родилась из сравнения человечества с животным миром.

Бальзак упоминает «великий спор» 1830-го года между Ж. Кювье, отстаивающим позиции катастрофизма, и эволюционистом Ж. Сент-Илером — оба они изучали изменения живой природы, причины которых объясняли по-разному.2 Писатель принимает сторону Жоффруа де Сент-Илера (которому он посвятил роман «Отец Горио») и восхищается идеей единства организмов, согласно которой все известные виды животных представляют только видоизменения общего типа, возникающие в зависимости от условий среды. Идея эта давно уже будоражила умы, и на истоки этой теории указывают также имена писателей-мистиков (Сведенборга, Сен-Мартена) и естествоиспытателей (Лейбница, Бюффона, Шарля Бонне).

Автор проводит аналогию с Обществом, которое соответственно среде создает такое же разнообразие видов людей: «Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д»3. Есть, однако, и некоторые различия между миром людей и животным миром: в отличие от «исключительно простой жизни» животных виды людей куда обширнее и запутаннее. Во-первых, женщина не всегда рассматривается как самка мужчины. Во-вторых, наличие разума приводит к сложной внутривидовой борьбе. В-третьих, у людей в отличие от животных с течением времени меняются даже повадки.

Исходя из этой концепции, он формулирует свою цель: «Таким образом, предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия — мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, — словом, изобразить человека и жизнь»4. С этим замыслом связано большое внимание, которое писатель уделяет частной жизни героев — местам действий, портретам персонажей, их одежде. Все эти детали определяют убеждения героя, его социальную функцию и время, его создавшее.

В поисках способов «воспроизведения истории человеческого сердца» Бальзак обращается к опыту Вальтера Скотта. В качестве достоинств его текстов Бальзак выделяет талантливое создание одного или двух типических лиц своей эпохи. Недостатком же подхода В. Скотта он считает отсутствие связи между повестями — и намеревается учесть это при работе над книгой о Франции XIX века.

Бальзак пишет: «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем»5. Но просто изобразить житейские драмы мало, он хочет не только описать общество своего столетия, но и показать силы, движущие этим обществом. Этот основной «социальный двигатель» Бальзак открывает в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции первой половины XIX в. Поясняя внутренний смысл своего произведения, Бальзак оспаривает учение Руссо. По его мнению, портит человека не общество, а стремление к выгоде, что в свою очередь может укротить только христианство: «Просвещение, или, лучше сказать, воспитание при помощи религиозных учреждений, является для народов великой основой их бытия, единственным средством уменьшить количество зла и увеличить количество добра в любом Обществе»6. Писатель критически относится к избирательной системе, ссылаясь на то, что она плохо организована и может привести к ни в чем не ответственному управлению масс. Он принимает ее как «превосходный принцип созидания законов», но единственным социальным средством избирательная система быть не должна. Бальзак пишет историю своего общества, веруя в справедливость «двух вечных истин»: монархии и религии.

Далее писатель отвечает на некоторые замечания критиков. По его словам, любого смелого писателя упрекали в безнравственности, и он сам не станет исключением: «Когда дается точное изображение всего Общества, описываются его великие потрясения, случается, — и это неизбежно, — что произведение открывает больше зла, чем добра, и какая-то часть картины представляет людей порочных; тогда критика начинает вопить о безнравственности, не замечая назидательного примера в другой части, долженствующей создать полную противоположность первой»7. Бальзак ссылается на утверждение г-жи Неккер о том, что «роман должен быть лучшим миром», и у писателей, в отличие от историков, есть свобода создать такой нарратив — в произведениях Бальзака преобладают добродетельные лица, а каждого преступника неизбежно настигнет наказание. Правдивость же изображения проявляется в подробностях — повседневных фактах.

Автор отмечает, что не является адептом пантеизма. На его взгляд, открытые мозговые и нервные явления, свидетельствующие о существовании духовного бытия, не противоречат католическому учению, а лишь проясняют отношения между богом и человеком.

Чтобы дать представление о каждом поколении, необходимо изобразить две или три тысячи типичных людей эпохи. В их несчастьях будут отражены несчастья всего человечества, один персонаж найдет тысячи воплощений в жизни. Такое количество характеров необходимо было структурировать. Произведения Бальзака разделены на три части (цикла): аналитические этюды, философские этюды, сцены нравов. Последние в свою очередь разбиты на шесть разделов. Каждый имеет свое значение, окраску и заключает в себе эпоху человеческой жизни: «Сцены частной жизни изображают детство, юность, их заблуждения, в то время как сцены провинциальной жизни — зрелый возраст, страсти, расчеты, интересы и честолюбие. Затем в сценах парижской жизни дана картина вкусов, пороков и всех необузданных проявлений жизни, вызванных нравами, свойственными столице, где одновременно встречаются крайнее добро и крайнее зло»8. Сцены политической жизни шире остальных и отражают интересы практически всех, сцены военной жизни показывают события наиболее накаленные, драматические, а сцены сельской жизни «представляют собой как бы вечер этого длинного дня» — в этом разделе изображены самые чистые характеры и воплощение в жизнь великих начал порядка, политики и нравственности.

В заключение писатель выражает надежду на долгое плодотворное творчество и успешное завершение своего амбициозного плана.

Значение

Таким образом, в «Предисловии» Бальзак изложил лежащие в основе его метода принципы: в частности, научность, объективность, концепцию типического. Создавая свою историю общества как историю нравов, он показывал, как движение истории раскрывается в судьбах простых людей. «Предисловие к “Человеческой комедии”» стало своего рода манифестом реалистического искусства Франции. Бальзак первым в литературе Европы сумел сделать реалистический роман подлинным эпосом народной жизни.

С трудом различимые в реальном мире закономерности обретают в мире, сотворенном писателем, более четкую и ясную форму. Мир «Человеческой комедии» основывается на сложной системе взаимосвязей людей и событий, которую Бальзак постиг, изучая жизнь современной ему Франции. Величие созданного Бальзаком новаторского ансамбля произведений отмечено было уже его современниками, хотя за беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Исполняя свое намерение изобразить в эпопее две или три тысячи типичных людей определенной эпохи, Бальзак осуществил реформу литературного стиля. «Многоголосье» — использование всех богатств общенационального языка — считается одной из главных примет бальзаковского стиля.

В. Гюго в речи, произнесенной над гробом Бальзака, сказал: «Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом. Изумительная книга, которую ее автор назвал комедией и мог бы назвать историей, книга, в которой сочетаются все формы и все стили... Неведомо для себя самого, хотел он того или нет, согласен он с этим или нет, автор этого грандиозного и причудливого творения принадлежит к могучей породе писателей-революционеров»9.

Литература

  1. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» [Электронный ресурс]: // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. — URL: http://lib.ru/INOOLD/BALZAK/s_komedia.txt (дата обращения: 14.01.2021).

  2. Дискуссия между Жоффруа Сент-илером и Кювье [Электронный ресурс]: // Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. — URL: https://studopedia.net/7_21556_diskussiya-mezhdu-zhoffrua-sent-ilerom-i-kyuve.html (дата обращения: 14.01.2021).

  3. Елизарова М. Е. и другие, «История зарубежной литературы XIX века». Оноре Бальзак (1799-1850) [Электронный ресурс]: // Литература Западной Европы 19 века. — URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/elizarova-izl/onore-balzak.htm (дата обращения: 14.01.2021).

  4. История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой). Глава 34. О. де Бальзак [Электронный ресурс]: // Литература Западной Европы 19 века. — URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/34-de-balzak.htm (дата обращения: 14.01.2021).



1 История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой). Глава 34. О. де Бальзак [Электронный ресурс]: // Литература Западной Европы 19 века. — URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/34-de-balzak.htm (дата обращения: 14.01.2021).

2 Согласно Кювье, поверхность земного шара неоднократно подвергалась переворотам и катастрофам, многие виды вымирали, после чего в результате особых творческих актов (мудрой деятельности божественной силы) поверхность Земли заселялась новыми животными и растениями. Жоффруа Сент-Илер считал, что у всех животных был некий общий предок, и основная причина изменений живых организмов лежит во внешней среде, которая все время меняется.

3 Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» [Электронный ресурс]: // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. — URL: http://lib.ru/INOOLD/BALZAK/s_komedia.txt (дата обращения: 14.01.2021).

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой). Глава 34. О. де Бальзак [Электронный ресурс]: // Литература Западной Европы 19 века. — URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/34-de-balzak.htm (дата обращения: 14.01.2021).


написать администратору сайта