Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Газиза Жубанова, Статья_март 2021. Опера газизы жубановой енликкебек Сеитова Ляйля Калайдаровна


    Скачать 22.32 Kb.
    НазваниеОпера газизы жубановой енликкебек Сеитова Ляйля Калайдаровна
    Дата04.11.2021
    Размер22.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГазиза Жубанова, Статья_март 2021.docx
    ТипДокументы
    #263310

    ОПЕРА ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ «ЕНЛИК-КЕБЕК»
    Сеитова Ляйля Калайдаровна

    Преподаватель ПЦК «Обязательное фортепиано»

    Казахский Национальный Университет искусств
    Газиза Жубанова – известный композитор Казахстана XX века. Жубанову можно назвать лидером казахстанской композиторской школы. Кроме того, Газиза Ахметовна была известна и как педагог, ученый, общественный деятель. Находясь на посту ректора Алматинской консерватории в 1975-1978 годах, Г. Жубанова много времени и сил отдала воспитанию исполнителей и композиторов, музыковедов, которым только предстояло внести вклад в развитие музыкального искусства Казахстана. Также она занималась общественной деятельностью и долгое время входила в Комитет советских женщин, была избрана членом Советского фонда милосердия.

    С основами музыки будущего композитора познакомил ее отец – А. Жубанов, также знаменитый композитор и музыкант. Позже, уже после отъезда в Москву и поступления сначала в училище им. Гнесиных, а затем и в Московскую консерваторию, начинает формироваться ее самостоятельное музыкальное мышление. Одним из первых ее серьезных сочинений стал Концерт 1958 года, который, к тому же, стал первым сочинением, написанным в рамках этого жанра в казахстанской музыке. Как отмечает С. Амангильдина, «сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия, жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия» [1].

    Г. Жубанова создавала произведения в самых разных жанрах: это балеты, оперы, кантаты, концерты, оратории, симфонии, камерная инструментальная и вокальная музыка, а также музыка для кинофильмов и спектаклей. Все эти сочинения характеризуются поразительной глубиной и философским осмыслением мира, который не ограничивается какими-либо временными или же пространственными рамками. Автор в своем творчестве обращалась как к актуальным современным проблемам, так и в глубь времен.

    Газиза Ахметовна внесла огромный вклад в музыкальную культуру Казахстана. Она использовала в своем творчестве как национальные музыкальные традиции Казахстана, так и европейские и русские музыкальные традиции. Кроме того, композитор развивала казахскую национальную музыку и формировала ее новые признаки, которые соответствовали «этническому сознанию казахов конца XX в.» [1].

    Газиза Жубанова – национальный композитор, поэтому особенно ей удавались сочинения, созданные на сюжеты из истории казахского народа. Это и симфоническая поэма «Аксак-Кулан», и опера «Курмангазы», и балет «Карагоз».

    В нашей статье мы бы хотели рассмотреть одну из самых известных опер Газизы Ахметовны Жубановой – «Енлик-Кебек».

    Она была создана на рубеже 70-80-х годов XX века и знаменует собой новую эпоху в развитии оперного искусства Казахстана. Произведение отличают масштабность и сила художественно-музыкального воплощения, а также значительность и цельность идейно-композиторского замысла. В опере воспевается тема духовной чистоты, высоких нравственных идеалов и преданности. По своему сюжету произведение напоминает трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Двое молодых людей, Енлик и Кебек, любят друг друга, но из-за принадлежности к двум разным и враждующим родам, они не могут быть счастливы вместе. Молодой батыр Есен влюблен в прекрасную Енлик, они принадлежат к одному роду, и юноша считает себя достойным кандидатом на роль жениха девушки. Но сердце ее уже отдано другому, храброму и доблестному батыру из другого, враждебного рода, Кебеку. Влюбленные, понимая, что их родители и старейшины родов не разрешат им быть вместе, сбегают. Они счастливо живут вместе, у молодых рождается сын. Но разгневанные старейшины не желают оставлять двух влюбленных в покое. По приговору, вынесенному судом биев, Кебек должен сразиться с Есеном. Кебек выигрывает схватку, а Есен погибает, затем обоих влюбленных казнят.

    Для композитора оно стало первым сочинением, написанным в данном жанре. Уникальность музыки заключается в органичном сплаве современных тенденций и национальной стилистики. Наряду с интенсивной симфонизацией здесь присутствует мелодичность и простота восприятия, новизна тембровых и тонально-гармонических решений.

    Исходя из драматургических особенностей оперы, ее можно отнести к разряду лирико-эпических. Основным стержнем музыкального развития становится лирическая драма, эпическое же начало является своеобразным обрамлением. Основной функцией эпического начала в этом сочинении можно назвать создание впечатления рассказа о давно прошедших событиях.

    Рассмотрим некоторые художественные средства, которые использовала композитор для того, чтобы воплотить замысел либреттиста. Интересным и новаторским ходом Газизы Жубановой было вынесение хоровых партий на передний план. Они имеют в этом музыкальном произведении главенствующее значение, роль хора в «Енлик-Кебек» действительно примечательна. Так, известно, что в операх XVII века он, так же, как и в древнегреческих трагедиях выступал в роли комментатора и давал оценку всему происходящему на сцену с точки зрения морали, в операх Верди хор являлся окружением главных героев, а в русских операх он олицетворял народ. В произведении Г. Жубановой он соединяет в себе эти три функции. Прежде всего, хор олицетворяет образ народа. В самые ответственные моменты он выступает как мудрый судья. Партитура хора полифонична. Композитор через партитуру раскрывает все сокровенные мысли и чувства народа. Музыка мастерски дополняет поэтический текст, подчеркивает важность сказанных слов. Как пишет Кузембаева С.А. «драматургическая роль хоровых сцен придает опере Г. Жубановой ораториальную звучность. Закономерности ее конструкции проявляются с невиданной ранее в казахской опере силой художественного выражения» [2, с. 159].

    Также нельзя не отметить роль оркестровой музыки в произведении. Оркестровая музыка усиливает драматургический контекст сочинения, помогает передать тончайшие черты характера героев, углубить психологические аспекты оперы. Партия оркестра оформляет, сопровождает вокальные номера, подчеркивая яркие мелодические переплетения и переливы. Она играет большую роль в передачи чувств и мыслей героев, раскрывает определенные психологические состояния, обобщает различные сцены и т.д.

    Мощнейшими двигателями драматургического конфликта в опере являются хор и оркестр. Но все-таки его главные участники – действующие лица. Их можно разделить на два лагеря: тот, что представляет силы действия и тот, что представляет силы контрдействия. Первая группа представлена Кебеком и Енлик, их родственниками, друзьями и бием Кобеем. Вторая группа – батыром Есеном и биями Еспенбетом, Кенгирбаем и Караменде. Композитор старается с помощью мелодии максимально раскрыть образ каждого действующего лица. В музыку как сольных, так и ансамблевых номеров Г. Жубанова мастерски вводит разнообразные песенные традиции казахского народа. Это и терме, и акынская песня и др. Все они могут посоперничать с традиционными музыкальными приемами в европейских операх, с красотой и виртуозностью bel canto. Они не только помогают в раскрытии характеров главных действующих лиц, но и подчеркивают все перипетии сюжета.

    По замечанию Д.М. Мосиенко: «В отличие от многих предыдущих казахских опер, вокальная сфера во многих сценах произведения связана с инструментальной тонкими, порой еле уловимыми нитями. Правда, некоторые номера, основанные на народных мелодиях или воссоздающие их стилистику (Песня Жаппала, Ария Енлик из I действия и другие сольные номера главной героини) вызывают в какой-то степени аналогии с более ранними операми. Аккомпанемент таких фрагментов как бы «вырастает» из вокальной партии и основывается (по сравнению с другими эпизодами), на более «простых» аккордах. Национальная характерность сохраняется благодаря применению традиционных средств – кварто-квинтовой аккордики, выдержанных тонов, плагальной гармонии» [3].

    Таким образом, рассмотрев данную оперу, мы можем сказать, что опера «Енлик-Кебек» является одной из самых интересных казахстанских опер. В опере есть несколько новаторских ходов, которые свидетельствуют о выдающемся таланте композитора.


    Список литературы


    1. Амангильдина С. Газиза Ахметовна Жубанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.belcanto.ru/zhubanova.html (дата обращения: 19.02.2021)

    2. Енлик-Кебек // Кузембаева С.А. Мусагулова Г.Ж. Касимова З.А. Казахские оперы. – Алматы, «Онер», 2010. – С. 153-163.

    3. Мосиенко Д.М. Казахский музыкальный театр. История становления: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.– М., 2016. – 262 с.


    написать администратору сайта