Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Определение религии как социального института

  • 2. Функции религии как социального института

  • Список использованных источников

  • доклад. доклад по соц. Определение функции религии как социального института


    Скачать 24.22 Kb.
    НазваниеОпределение функции религии как социального института
    Анкордоклад
    Дата13.10.2022
    Размер24.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад по соц.docx
    ТипДоклад
    #732913

    Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая

    ДОКЛАД

    На тему: Определение функции религии как социального института

    Выполнил: Адилбаева Ш

    Принял: Даулбаев Т.Ф

    Оглавление

    Введение

    1. Определение религии как социального института

    2. Функции религии как социального института

    Заключение

    Список использованных источников

     





     

    Введение

     

    Религия определяется как явление, которое присуще человеческому обществу на протяжении всей истории. Религия распространена на большую часть населения, но в то же время является областью не до конца изученной для многих людей.

    Религия, уже долгое время носит статус основного элемента становления общественной жизни, в том числе и развития духовной культуры общества. Как социальный институт религия выполняет несколько важных социокультурных функций. Религия помогает организовать систему духовного осмысления мира, через нормы, ценности и идеалы, которые религия проповедует.

    Цель реферата – рассмотрение религии как социального института.

    Задачи реферата:

    1. Определить религию как социальный институт.

    2. Рассмотреть особенности социальных функций религии.





     

    1. Определение религии как социального института

     

    Исходной точкой для определения религии как социального института необходимо провести объективный социологический анализ религии, как социокультурного института. Такой подход к анализу позволит рассмотреть религию, как часть культурной системы, которая включается в себя символичность и фундаментальность ценностей человеческого бытия. Вместе с тем, религия функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института. В то же время религия имеет тесные связи с другими социальными институтами, что позволяет максимально полнотой изучить, данный социальный объект.

    С точки зрения происхождении религии как социального института, она появилась гораздо раньше науки, института семьи, институтов социальной защиты. Первые системы, основанные на религиозном аспекте, появились из-за необходимости объяснить явления природы и космоса. Основными рычагами воздействия были страх и потусторонняя жизнь. Впоследствии религия начинает закреплять социальные функции – консолидация общества, укрепление власти и системы управления, в том числе начинает усилятся социальный контроль и обеспечение социальной защиты. Именно в магазинах появляются первые формы социальной поддержки и психологической разгрузки.

     Уникальная роль религии наблюдается во всей человеческой истории, в том числе и жизни современного общества. Еще одной методологической особенностью изучения исследований функции, через изучение ценностно-нормативных аспектов религии. И третья особенность изучения религии как социального института – анализ точки зрения позиции личности (верующего) и светского человека, как основной единицы. Изучение этой особенности важно, так как при рассмотрении религии только с религиозной точки зрения, является неполным, так как религия несет и культурологическое значение.

             В научной литературе вопросы о социальности религии поднимались еще несколько веков назад. Работы теолога и социолога Роберта Отто, были направлены на то, что социальными могут быть только некоторые стороны религии, которые были направлены не на принятии бога как такового, а те, которые помогали выстраивать связи между институтом церкви и обществом.

             Немецким теологом и культурологом Эрнстом Трельчеем, религия изучалась через влияние на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.

             Для определения данных функций необходимо рассмотреть структуру религии, она включает в себя следующие элементы:

             - группы верующих разных уровней;

             - священные понятия, таинства (те явления, которые имеют влияние сверхъестественной силой);

             - вероисповедание, то есть систему верований, объясняющих устройство мира, человеческую натуру, природу;

             - ритуалы, система определенных действий, которые являются образцом по отношению к священным и сверхъестественным силам.

             - представления о правильном и праведном образе жизни.

             Таким образом, религия имеет все признаки социального института: наличие ценностно-нормативной структуры и структура поведенческих образцов[].

             Ценностно-нормативная структура включает в себя совокупность всех верований, символов, ценностей, моральных заповедей. Все они содержаться в описании священных текстов. Что характерно для религии, знания, прописанные в текстах, переплетаются с художественно-образным их изображением. Поэтому если неверующий человек видит фантастичные зарисовки земной жизни, а верующие особое восприятие мира.

             Поведенческий фактор при определении религии, понимается через отличия в поведении в других сферах человеческой деятельности. Религиозной поведение является результатом эмоционально-аффективных переживаний. Все религиозные действия относятся к нелогичным и иррациональным действиям, со стороны социального действия.

    Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

     





    2. Функции религии как социального института

     

    Институциональный подход подразумевает в себе проведение анализа, через эволюционное развитие религии на различных ступенях общества. Для понимания институционного подхода надо определить основные виды религиозных верований:

    1. Фетишизм. Объектом данного направления является поклонение конкретному объекту, растению, животному. Все объекты наделялись мистическими и сверхъестественными свойствами. Представители фетишизма верили, что если человек обладает таким объектом, то это приносит ему удачу, охраняет его от опасностей.

    2. Тотеизм, в отличие от фетишизма, это коллективное поклонение одному объекту. В первобытном обществе полагали, что тотем обладает мистической силой, которая помогает сохранять строй первобытной общиной.

    3.  Магия, представляла собой колдовские обряды и заклинания. Обряды стремились воздействовать на различные события окружающего мира.

    Данные типы присуще первобытному обществу, по мере развития цивилизация виды религий становились все сложнее, часто переплетались между собой. Развивается не только религия, но и социальный строй, появляются социально стратифицированные общества. Их появление было обусловлено формированием политеистических религий. Одним из ярких примеров можно выделить античную древнегреческую систему.

    Отличительной чертой греческой религии и мифологии – многобожие. Согласно источникам, каждый из богов покровительствует и помогает определенным сферам жизнедеятельности человека. Искусство – определял бог искусства Апполон, Гермес – торговли, Марс – Войны. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.

    Другим типом религиозных верований стал монотеизм. Монотеизм сформировал три основные мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Для монотеизма характерно стремление объединения в одной вере, различных социальных групп.

    Как мы говорили ранее, религия рассматривается через 2 уровня социального института: ценностно-нормативного и поведенческого уровня. Остановимся на них более подробно.

    Ценностно-нормативный уровень религии, представляет собой сложную систему верований, моральных заповедей, символов, которые включены в священные писания. В христианстве – это Библия, в мусульманстве – Коран. Священные тексты формируют у религиозного человека, те постулаты, которыми он будет руководствоваться при изучении жизни, общества, наполнять свои знания о природе, космосе. Религиозные понятия, из-за их фантастической составляющей сильно воздействуют, и даже в какой-то мере управляют эмоциями и психикой верующих. Религия прививает определенное отношение к любви, скорби, греховности, смирения, тем самым формируя понятие «религиозное чувство».

    Религиозные верования, как система ценностных понятий, занимает определенное место в духовной культуре общества, которые и определяют смысли и значение всех вышеперечисленных состояний человеческого бытия.

    Вместе с тем, религия формирует моральные ценности и установки. Установки, выработанные верой имеют свойство аккумулировать нормы и правила человеческого «общежития», поэтому часто они содержат в себе те правила и принципы, которые сильно не меняются под внешними факторами. Однако принципы, направлены и на решение «вечных вопросов», о социальной справедливости, доброте, зле, любви и т.д. Поэтому религиозные идеи и ценности, становятся для общества социальным фундаментом.

    Основополагающей, в ценностно-нормативной системе, является религиозная символика. С одной стороны символика (например использование символа креста в христианстве) позволяет нам определить принадлежность к той или иной религии, вызвать определенные чувства и настроения, с другой стороны религиозная символика – художественное выражение религиозности человека, его творческое проявление. На творческое проявление религии, указывает и то, что религиозные действия часто ассоциируются с нелогичностью и нерациональностью. Поэтому при противопоставлении религии и науки, наука объясняет религию, как систему художественно-вымышленных образов, тем самым сохраняя социальность религиозного института.

    Центральным местом в религии отдано отправлению культа, в содержание которого входят идеи, верования и использования ценностной системы. Именно культовые действия формируют религиозную группу. Уже культовые действия несут в себе осознание контакта со священными объектами.

    К пониманию социологического института религии, необходимо определить структуру религиозной организации. В широком понимании – это социальная система, в узком – внутреннее устройство религиозных общин. В современном понимании, основной формой религиозной организации выступает церковь.

    Церковь – форма современной религиозной организации, выступающая как объединение верующих, которые придерживаются одного вероисповедания.

    Деятельность церкви регламентирована определенными социально-правовыми отношениями с государственными органами. Церковь является тем, объединением, которое хочет распространить универсальное влияние своего вероучения на общество. В истории известны случаи, когда церковь оспаривала власть, как например, в эпоху средневековья, католическая церковь оспаривала политическую власть у королей и императоров.

    В церкви выделяются две основные социальные группы:

    - клир, служители церкви, священники;

    - миряне, рядовые члены церкви.

    Священнослужители, составляют статусную группу, функции которой призваны обеспечить отправление религиозного культа. Управленческая деятельность в церковной организации осуществляется священнослужителями высшей иерархии – епископами, патриархами и др. К вопросу о необходимости церковной иерархии, не все религиозные объединения относятся положительно. К таким верованиям, относятся баптисты, которые считают, что совершать богослужение может совершать любой верующий.

    Выделяются 4 основные функции религии в обществе:

    1.     интегративную;

    2.     регулятивную;

    3.     психотерапевтическую;

    4.     коммуникативную.

    Первые две функции, относятся к деятельности религии как института культуры. Интегративная функция, была рассмотрена Э. Дюркеймом, который выделил особенности религиозного символизма, которые способствуют социальной сплоченности, которые обеспечивают устойчивость первобытных обществ. Понятие определенных символов, и системы верований, служат интегративной силой, для создания стабильного и сильного общества.

    Регулятивная функция включает в себя, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, в том числе и осуществляет социальный контроль, как формальный, через организацию деятельности социального контроля. Церковные организации долгое время, силами верующих были носителями моральных и социальных норм.

    Третья функция религии, направлена на само религиозное общество. Историками и многими учеными замечен психотерапевтический эффект от богослужений, молитв, ритуалов, обрядов. Религиозные действия связанные с отправлением культа, придают верующим уверенность, моральную стойкость.

    Коммуникативная функция, направлена так же на самих верующих, в большем ее значении. Общение внутри религиозной группы разделяется на две составляющих: разговор с богом (небожителями) и разговоры друг с другом. «Богообщение» является высшим видом общения, разговоры друг с другом являются второстепенными. Средством общения в первом виде выступают молитвы, богослужения в храме, символика, священные писания, ритуалы. Второй тип общения несет в себе социальные признаки, через общение между верующими передаются знания о религии, основы морали.

    Все функции в той или иной мере направлены на выстраивании социальных связей, если еще несколько веков назад религия считалась недоступной для большинства общества, и в какой-то степени была антисоциальной, то в современном мире, религиозные общины являются одними из самых социальных институтов. К примеру, благодаря христианским церквям, в обществе установились основы благотворительности.

    Таким образом, мы видим, что религия выполняет социально-значимые функции, которые обеспечивают совместное достижение целей на основе выполнения всеми членами религиозного института определенных социальных ролей, с распределением социальных обязанностей, нормами  и образцами поведения.





     

    Заключение

     

    Данная работа была направлена на попытку рассмотреть религию как социальный институт. Проанализировав теоретическую и методическую литературу, мы можем сделать следующие выводы по работе:

    1. Религия относится к самым старым формам социальных институтов.

    2. Религиозная система имеет все признаки социальных институтов. Она имеет конкретную цель деятельности, обладает социальными функциями, которые направлены на достижение цели, имеет набор специальных позиций и ролей, присущих данному институту.

    3. Религия как социальный институт, в значительно степени влияет на общество в целом, не только с культурологической стороны, но и с психологической, коммуникативной. 





     

    Список использованных источников

     

    1.                 Андреев Ю.П. Категория "социальный институт"//Философские науки.- 2008.- № 1.

    2.                 Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал "Россия" – 2010 – №1.

    3.                 Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 654 с.

    4.                 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.

    5.                 Радугин А.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн./А.А. Радугин и др. – М.: Центр, 2007. – 244 с.

     


    написать администратору сайта