Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные этапы архитектурного проектирования, их содержание.

  • 1.Подготовительный (информационный) этап

  • 2.Этап творческого поиска

  • Этап творческой разработки

  • Заключительный этап

  • Архитектурная графика- как средство создания архитектурно-дизайнерской модели.

  • Символическая характеристика архитектурной формы.

  • Особенности функциональной организации архитектурного пространства.

  • Эргономика в современной архитектуре. Формирование подходов к решению задач в архитектурном проектировании.

  • Эргономические требования

  • В чем заключается сущность нормативной творческой деятельности.

  • Классификация элементов рекламы. Печатная реклама.

  • К р е к л а м н ы м э л е м е н т а м

  • зрительные

  • Эргономический подход- как новая сфера профессиональной деятельности дизайнера.

  • Назначение эргономики в архитектурной деятельности.

  • Эргономика как средство оптимизации и интенсификации простой деятельности.

  • Структура архитектурно-дизайнерской композиции.

  • Функции эргономики в организации архитектурной среды. Принципы учета воздействующих факторов окружающей среды в архитектурном проектировании.

  • Основные средства архитектурно-дизайнерской композиции, их краткая характеристика и роль в достижении творческих целей.

  • ответы попов. Определение понятий архитектура, дизайн, дизайн архитектурной среды, архитектурный дизайн


    Скачать 68.65 Kb.
    НазваниеОпределение понятий архитектура, дизайн, дизайн архитектурной среды, архитектурный дизайн
    Дата14.01.2020
    Размер68.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы попов.docx
    ТипДокументы
    #103981
    страница2 из 3
    1   2   3

    Графический дизайн – это средство визуальной коммуникации. Если сказать проще – это выражение идей, смыслов и ценностей через образы, изображения, шрифты, видео и т.п. Интереснейшая современная специализация.

    Графический дизайн решает множество разных задач при помощи цветов, форм, изображений, композиций и типографики. Решать любые задачи одним способом или инструментом невозможно, поэтому существует несколько видов графического дизайна. Обычно дизайнеры специализируются на одном виде, но сегодня нужно быть гибким и вникать во все отрасли сферы.

    Бренд-дизайн — проектная деятельность по созданию индивидуальной визуальной среды бренда, отображающей основные ценностные и эмоциональные характеристики продукта или услуги (смыслы) в средствах коммуникации (образы).

    Дизайнеры, занимающиеся такими проектами, работают с логотипами, типографикой, библиотекой изображений, цветовой гаммой, визитками, корпоративными бланками и другими визуальными составляющими бренда. Чтобы сохранить тематику брендинга, дизайнеры разрабатывают руководства по стилю. С их помощью все продукты и визуальные представления бренда сохраняют единство стиля, поддерживая основную концепцию.

    Это сложная отрасль, которая требует обширных знаний. Дизайнер должен решать задачи с любыми носителями визуальной информации: реклама, упаковка, информационные материалы. Каждый этап разработки фирменного стиля может вмещать десятки и сотни дизайнерских задач.

    1. Основные этапы архитектурного проектирования, их содержание.

    Каждый этап имеет временной отрезок, заканчивающийся оценкой. Длительность каждого этапа зависит от сложности проекта. Различают следующие основные этапы арх. проектирвания: 1.Подготовительный (информационный) этап - источники информации: аудиторная, метод. указ-я, образцы работ, учебная лит-ра, журналы, интернет. Задачи: приведение разрознеррых факторов в систему, найти топосъёмку участка, функц. организация проекта, подбор конструкций, формы и др. 2.Этап творческого поиска - поиск идеи и замысла проектного решения. Выполнение клаузуры. Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, основное место занимает перспективный рисунок, наиболее ясно раскрывающая концепцию и образ сооружения в окружающей среде. Утверждение эскиза проекта. Эскиз-идея - это фаза, на которой сочетаются исследовательский и творческий процесс; на основе оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы. Этап творческой разработки - формулирование главной идеи проекта. Последовательность: перевод в масштаб (генплан, планы, фасады, разрезы и др.), разработка всех элементов проекта, поиск стилистической выразительности с формированием структуры объекта в целом, разработка интерьеров, деталей, оборудования. Заключительный этап - визуально-графическое изображение главной идеи. Гл. идея проекта формируется: эмоциональной выразительностью, проф. проработкой всех элементов и их компоновкой, выбором графики, выявлением работы всей системы конструкций, градацией всех линий, выбором шрифта, соблюдением всех элементов проекта, включением в экспозицию ТЭП.  

    1. Архитектурная графика- как средство создания архитектурно-дизайнерской модели.

    Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием сторон света. Чертеж архитектора тесно связан с математическими расчетами и указаниями размеров будущего здания, соотношения его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построек, так при разработке фиксационных планов существующих или разрушенных зданий.На сегодняшний день актуальным является разделение архитектурной графики на классическую и цифровую.1Классическая архитектурная графика использует в качестве инструментария материальные предметы маркирования — карандаши, краски, бумагу и пр.2Цифровая архитектурная графика использует для достижения того же результата вычислительные системы.Архитектурная графика использует для достижения того же результата вычислительные системы рафика архитектурная — комплекс графических средств, с помощью которых архитектурный объект изображается на плоскости; неотъемлемая часть проектирования. Графика архитектурная разделяется на три вида изображений: 1) в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез); 2) в перспективе; 3) в аксонометрии. Графика архитектурная может быть линейной (наиболее условная) и светотеневой, дающей наглядное представление об объёмно-пространственной форме, композиции, материале, цвете будущего сооружения с помощью таких средств, как отмывка (светотеневая моделировка чертежа с помощью туши или акварельных красок), набрызг, аппликация, фотомонтаж.

    1. Символическая характеристика архитектурной формы.

    Символ, образ – выражение сути внутреннего состояния предмета или действия. Образ как совокупность двух явлений – восприятия и переживания.

    Интегративный образ, объединяющий все функции в единое целое – вершина развития формы. Восприятие человеком окружающего мира зависят от психофизи-ческого устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. Чувства, эмоции, ощущения не обладают зримыми формами. Поэтому их нельзя изобразить, но можно обозначить через предметы или геометрические формы. Следовательно, всякое изображение является визуальным знаком (кодом) эмоциональных отношений.Образ-это выражение сути внутреннего состояния предмета или действия. Образ предстает как некая целостность формы и содержания, как единство внутренней и внешней формы. Образ представляет собой совокупность двух явлений, восприятия и переживания.Образ – основной принцип формообразования в дизайне. Зрительные образы транслируются в графику, скульптуру, архитектуру, живопись. Понятийные образы трансформируются в слова, символы. Музыкальные образы создаются звуками, ритмами сливаясь в общую мелодию. Математические образы абстрактны.  Можно сказать, что образы несут в себе частицы знаний о мире, его обустройстве. Не секрет, что большую часть информации о мире мы получаем через зрение. Совместное действие различных по характеру образов создает еще более усложненный синтетический результат.  Образы бывают двух видов: субъективные и объективные. Субъективные образы возникают у человека в виде перцепции - первичного стимула, возникающего у субъекта и непосредственно ему принадлежащего. Пережитый образ в той или иной мере перерабатывается в определенную форму в виде объективного концептуального образа (графика, слово, цвет, символ и т.д.) В дизайне образ объекта проектирования является ведущей целенаправленной функцией, на формирование которой направлен весь процесс проектирования объекта. В дизайне мы чаще всего оперируем проблемами. А это значит, мы должны работать в области того, что на данный момент не существует. В этом и есть специфика проектного мышления. Стереотипные образы из-за частой повторяемости четко отпечатываются в нашей памяти. Модные тенденции и стереотипы являются прерогативой образов реального времени. Креативные концептуальные образы относятся к авангардным явлениям будущего.

    1. Особенности функциональной организации архитектурного пространства.

    Функция-весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально-практических и информационных.в арх произведении комплекс функциональных задач конкретизирован местом объекта в системе среды и  общества.в свою очередь форма арх объекта выражает способ его организации и способ его существования в контекстах среды и культуры.через форму осуществляется функция произведения.кроме того необходимо не забывать о «триаде витрувия»(форма прочность красота). Организация внутреннего пространства и определяет характер функционального использования архитектурного сооружения, а значит его человеческую полезность. Таким образом, объект архитектуры, архитектурное пространство несет не только утилитарный смысл, но и конструктивную основу, художественное содержание. От функционального назначения (жилое, общественное или промышленное здание) зависит тип архитектурного сооружения, его композиционное решение: количество, состав помещений в нем, их взаимное расположение и размеры.Типы зданий складывались не сразу, они определялись социально- -политическим устройством страны, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, национальными традициями, уровнем развития техники. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие видоизменились (жилые дома, храмы).

    Одной из важных задач архитектурного проектирования является приведение функционально-технологических процессов в здании в определенную ясную систему.При проектировании крупных объектов общественного назначения характеризующихся множеством разнообразных внутренних пространств необходимо соблюдать требования функционального зонирования, т. е. разбивку на зоны из однородных групп помещения по их родственным признакам.Различают два вида функционального зонирования: горизонтальное и вертикальное (школа, ресторан-столовая).Преимущество вертикального зонирования заключается в реальной возможности достижения экономии площади застройки, эксплуатационных расходов на отопление.Функционально связана с группами помещений - со структурными узлами и группами помещений по горизонтам (в плоскости этажа) и вертикали (между этажами).К структурным узлам, в общественном здании относится:1. входные группы (тамбуры, вестибюли, гардеробные).2. группы основных помещений (залы различного назначения, аудитории, классы).3. группы подсобных помещений (санузлы и др.)4. горизонтальные коммуникации (коридоры, фойе, галереи, холлы).5. вертикальные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы).Вестибюлей может быть несколько. При вестибюле в здание гардероб, санузлы, пол поднят над улицей не менее чем на 15 с.Они непосредственно связаны с вертикальными, и горизонтальными коммуникациями.Гардеробные могут быть односторонними, двухсторонними, островные, прилежащие, заглубленные.Группа основных помещений общественных зданий по габаритам, условиями естественного освещения возможности создания без опорного пространства или размещения в них можно опор разделить на 3 подгруппы.

    1. Помещения ячеистого характера относительно небольшой площади (50-100м3) и высоты (3,3-3,6м) с боковыми естественными освещения, по сетке комн. (6х6 и 6х3м) (школьные классы, клубные помещения).

    2. Группа помещений большой площади (более 200 м2 и относительно небольшой высоты (3,3-3,6-4,2м), функциональный процесс допускает колонны (по сетке 6х6,6х9 и 12-12) с естественным или смешенным освещением (сочетание естественного и искусственного освещения). Например, торговые залы, проектные и научно исследовал - сельские институты, столовые.

    3. Группа зальных безопорных помещений, в которых по функциональным требованиям не допускаются колонны. Площади таких залов-1000м3 и более, а высота-6-12м и более с большепролетным перекрытием с применением бокового и верхнего света или искусственного освещения (музеи, спортзалы, крытые рынки, кинотеатры


    1. Эргономика в современной архитектуре. Формирование подходов к решению задач в архитектурном проектировании.

    Эргоно́мика — в традиционном понимании — наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

    Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе объектов в целях оптимизации деятельности человека с учётом его психофизических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик. Эргономические требо- вания являются основой при формировании конструкций, машин, пространственно-композиционных ре-шений системы и отдельных её элементов.
    Оптимизация — выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

    Эргономические свойства– свойства изделий, которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований (управляемость, обслуживаемость, освоя-емость и обитаемость). Управляемость –соответствие оптимальной структуре взаимодействия «человек-техника» при достижении поставленных целей. Обслуживаемость – соответствие конструкции технического объекта  оптимальному психофизиологическому восприятию человека. Освояемость – заложенные в технике возможности быстрейшего его освоения. Обитаемость – соответствие условий функционирова-ния техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды. Возможность уменьшения и ликвидация вредных для природной среды условий функцио-нирования техники.

    Чем более адекватно показатели объекта качества описывают его соответствие эргономическим требованиям, тем точнее в оценке можно подойти к эталонному значению его эргономичности (эргоно-мической норме).

    1. В чем заключается сущность нормативной творческой деятельности.

    Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое. Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Норму деятельности (индивидуальной или групповой) можно охарактеризовать как социально заданную основу, в рамках которой строится (либо должна строиться) данная деятельность. Точнее говоря, норма деятельности представляет собой социально детерминированную модель того или иного ее компонента (результата, средства, способа и т. п.) или системы таких компонентов. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

    1. Классификация элементов рекламы. Печатная реклама.

    Рекламное средство представляет собой материальное средство, которое служит для распространения рекламного сообщения и способствует достижению необходимого рекламного эффекта.Рекламные средства могут являться одновременно носителем рекламного сообщения, но носитель рекламы не является рекламным средством (например, журналы являются носителями объявлений, а объявления — это средства рекламы).рекламное средство содержит как рекламные, так и нерекламные элементы. К р е к л а м н ы м  э л е м е н т а м относится содержание и форма рекламного сообщения; к н е р е к л а м н ы м — материал и технический носитель рекламных элементов (средство распространения, например, радио, телевидение).С помощью рекламных средств рекламодатель стремится оказать то или иное воздействие на потенциальных потребителей объекта рекламирования и побудить их тем самым к совершению определенного действия или поступка.Рекламная информация может доводиться до адресатов с помощью различных с р е д с т в  м а с с о в о й  и н ф о р м а ц и и : телевидения, радио, печати и др. При этом используются разнообразные средства рекламы, которые отличаются друг от друга своими составными элементами, особенностями применения и распространения, массовостью и эффективностью воздействия на адресатов и т. д.Первые попытки классифицировать рекламные средства были сделаны в начале нашего столетия, однако единой классификации средств рекламы до настоящего времени нет. В литературе существует целый ряд классификаций, рассмотрим основные. В зависимости от спонсора, субъекта коммуникации выделяют рекламу от имени производителя, торговых посредников, частных лиц, правительства и других общественных институтов. По способу воздействия на органы чувств человека рекламные средства подразделяются на: зрительныеслуховые (акустические) ,зрительно–слуховые ,зрительно–осязательные ,зрительно, зрительно–вкусовые По техническому признаку рекламные средства подразделяются:печатные, радиореклама ,световая реклама, живописно–графические средства, прочие рекламные средства.4. По месту применения : внутримагазинные и внешние . По характеру воздействия на адресата : индивидуальные и массовые  В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются: локальная реклама; региональная реклама, общенациональная реклама и международная реклама.В зависимости от предмета : рекламу товара (услуги) и рекламу предприятия.В зависимости от задач, : стимулирующие спрос, и средства, формирующие спрос на товары.Печатная реклама – это печатно-полиграфические носители рекламы. К ним относятся: листовка, буклет, проспект, каталог, прейскурант, афиша.Листовка –Буклет –Каталог –Прейскурант Афиша Бродсайт – лист большого формата, содержащий рекламную информацию, который складывается и рассылается по почте без конверта.преимуществам Оперативность изготовления; Относительная дешевизна.недостаткам Слабая избирательность;Негативное отношение со стороны потребителей из-за навязывания носителей печатной рекламы.

    1. Эргономический подход- как новая сфера профессиональной деятельности дизайнера.

    Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках Однако пока они не получили должного развития. Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:

      1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;  3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;  4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

      5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;  7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта; 8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека; 9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице .Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики. Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО". До 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели

    1. Назначение эргономики в архитектурной деятельности.

    Эргономика— в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.Диапазон объектов, в создании которых участвует эргономика, велик: от космического корабля до обычной лопаты, от оборудования кухни до аппаратных и программных средств вычислительной техники (см. иллюстрации на цв. вкладке). Возникающие при создании и использовании таких разнообразных объектов эргономические задачи схожи между собой по постановке и методам решения.Эргономические принципы, методы и данные имеют непосредственное отношение ко всем стадиям создания и использования систем: анализу, проектированию, разработке, испытаниям, оценке, функционированию оборудования. Определяющим является проектирование, т. е. тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, процесса. Наряду с традиционными видами проектирования (техническое, архитектурное и др.) сложились новые направления проектирования систем "человек — машина", организаций, деятельности, работы, а также экологическое, социальное генетическое проектирование и т. д. Сущность проектирования раскрывается в большом числе определений, из которых приведем только два: "1) тип деятельности (наряду с планированием, программированием и пр.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенной в общую систему общественного производства; 2) процесс создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами" Проектирование систем человек — машина, направленное на оптимизацию деятельности человека или группы людей по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях с целью обеспечения эффективного, надежного, безопасного функционирования систем при одновременном сохранении здоровья работающих людей и развитии личности, выделилось в самостоятельное направление — эргономическое проектирование. Его возникновение позволяет установить порядок, согласно которому с самого начала проектируются системы "человек — машина", а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической "подгонки" к человеку становятся компонентами этой системы. Такая направленность развития эргономики не имеет ничего общего с технократическими иллюзиями, связанными с проектированием всего и вся, включая и человека.Эргономическое проектирование восполняет недостающее звено общего процесса проектирования систем "человек — машина". Требования к человеку и деятельности, задаваемые техникой или системой как побочный и непредсказуемый результат проектирования, впервые начинают целенаправленно проектироваться и исследоваться адекватными методами и средствами с начальных этапов общего процесса проектирования.Эргономическое проектирование — составная часть разработки проектов и осуществляется с учетом их отличительных признаков:1)   четкие цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;2)   внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов, требующие четкой координации в процессе выполнения проекта;3)   определенные сроки начала и конца проекта;4)   ограниченные ресурсы;5)   определенная степень уникальности целей проекта, условий осуществления;6)   неизбежность различных конфликтов .Эргономическое проектирование осуществляется на всех этапах общего процесса проектирования (табл. 1-2). На стадии технического задания важно выполнить корректный эргономический анализ задач инженерного проектирования, определив действительную роль человека в управлении, обслуживании и ремонте системы, возможное воздействие на него условий ее функционирования.

    1. Эргономика как средство оптимизации и интенсификации простой деятельности.

    Обустройство офиса и рабочего места играет немаловажную роль в эффективности работы каждого сотрудника в предприятии. Необходимо соблюдать определенные требования правил безопасности и охраны труда, заботиться о комфорте рабочего места. Вследствие этих потребностей возникла такая наука как «эргономика». Эргономика занимается проектированием помещений и рабочих места в организации, устанавливает наиболее благоприятное для сотрудника и выгодное для предприятия расписание работ, заботиться о безопасности труда. Сильное влияние на производительность труда оказывает правильная организация рабочего места, позволяющая экономить ресурсы, основным их которых является время. Эргономика совершенствует орудия труда, улучшает условия трудового процесса. Предметом эргономики является труд, а объектом, соответственно, будет является система «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда». Также следует отметить, что эргономика — отрасль, черпающая свои знания в различных дисциплинах. Например, таких как охрана труда, психология труда, теория управления, медицина и другие. Опыт показывает, что внедрение эргономики приводит к значительному повышению производительности труда. Хочется сказать немного об истории этой дисциплины. Она возникла в начале 20-х годов. Причинами же возникновения послужил исключительных технический прогресс, которым должен управлять человек, а не наоборот. Первые исследования ее проводились в Великобритании, Японии и США. За все свое пока что короткое существование эргономика претерпела множество изменений. Так, например, в начале основные ее исследования велись в области психологии, физиологии и проектировании труда, а последнее время эргономика ставит в приоритет дисциплины связанные с безопасностью труда. Эргономика получила свой термин в результате долгих споров среди множества ученых. Термин этот нейтрален и не принадлежит ни к одной из наук, в области которых черпает свои знания. Изначально вопрос о создании прикладной науки не рассматривался и сообщество ученых, занимающих исследованиями в области эргономики, представлялось как «объединение людей, работающих в сфере научных исследований». Однако всеми была признана эффективность объединения различных научных дисциплин. Хорошие результаты не могут быть получены в рамках оной лишь дисциплины, поэтому необходима их интеграция. Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании — вот основная задача эргономики как научной дисциплины. Она изучает влияние различных факторов на работу человека, а так же его действия в определенных условиях. Эргономика совершенствует орудия труда, различные процессы, с которыми человек может столкнуться на производстве. Человек-машина — вот основной объект изучения этой науки, а также определенные эргатические системы. Методом исследования является системный подход. Следует отметить, что эргономика занимается так же и изучением психических изменений человека, которые сопровождают любой трудовой процесс. Где же мы можем воспользоваться результатами этих исследований? Организация рабочих места, планирование его, а также промышленных дизайн — во всех этих областях используются результаты эргономических исследований. Для людей, занимающихся общим проектированием производства, эргономика имеет огромное значение. Эргономика выявляет трудовые резервы работника, занимается исследованием физической среды и ее влиянием на производительность труда человека, разрабатывает эффективные средства защиты, которых необходимы, например, на вредных производствах, облегчает труд человека за счет оптимизации рабочего места и так далее. Все это способствует повышению эффективности труда и его качества, а также обеспечивает сохранность здоровья и жизни работника. Внедрение результатов исследований в области эргономики дает ощутимый эффект. На примере отечественных и зарубежных производств мы можем видеть, что применение эргономики в практике приводит к повышению эффективности труда, а также сводит различные производственные травмы к минимуму. При грамотном подходе к этой науке работник увеличивает свой резерв потенциальных возможностей. Известно, что чем более человек утомлен, тем ниже будет его производительность. Также помимо утомления приходит множество других проблем, так как потеря внимания, раздражительность, агрессия. Все вышеперечисленные факторы негативно влияют не только на работу, но и на здоровье сотрудника, которое работодатель обязан охранять. При любом труде человек обречен терпеть нагрузки и расходовать свои физические и психологические ресурсы. Но по мере развития условий труда меняются как сами трудовые процессы, так и роль работника в них. Работник претерпевает эволюцию физиологии труда. И очевидно, что при современном проектировании системы «человек-техника-среда» учитываются действительные возможности работника. Ученые, занимающиеся эргономикой, должны точно себе представлять допустимый размер затрат так называемого человеческого фактора, который понадобится при исполнении какой-либо работы на производстве. Безопасность труда является главной задачей в эргономике. Охрана труда гарантирована государством посредством определенных правовых норм. Надзор за исполнением этих норм осуществляется специальными государственными органами. Также эту работу ведут профсоюзы. Все эти службы в своем контроле опираются на научно обоснованные требования, которые и обеспечивают безопасность работников на производстве.


    1. Структура архитектурно-дизайнерской композиции.

    Основное положение теории композиции, в современном архитектуре с ее урбанизированными системами, единовременным созданием огромных жилых массивов, большими размерами сооружений- могут быть показывать структурность, соразмерность, гипкость, целостность, архитектурно- градостроительных принципов.

    1.структурность – степень яркости построения системы(обьекта).В планировании крупного города ее основе- четкой(решетка)транспортной системы:

    -визуальная четкость блоков застройки

    - высотные, пространственные «ориентиры» города

    Приемы построения структурной формы

    - активное вычленение локальных архитектурных пространств сочетание их между собой

    - отчетливость членения пространств и архитектурных масс

    - применение архитектурных ритмов- пространенно- пластических, светотеневых, цветовых решений

    2. соразмерность- соотнесенность архитектурных форм с человеком . Приемы контрастного сапоставления архитектурных форм с человеком, его восприятие .Пропорциональность и масштабность архитектурных форм и мера разнообразия и единства, о мере контрастности цветовой насышенности. Задача соотнести с человеком огромные архитектурные пространства, не уменьшая выразительность их величены ,но делать их сомаштабными человеку

    3. Гибкость композиционных систем- способность к видоизменению в связи с изменением требований к ним, динамичность жизненных процессов. Примеры трансформирующейся формы, гибкость планировки где главный элемент статичен, второстепенные динамичны гибкие градостроительные схемы:

    - город- линия

    -арочно- функциональная схема»парабола»

    4. Целостность или единство произведения

    - визуальное равновесие динамикой системы

    - прерывность» перетекание»архитектурных пространств и масс

    - пространственно- временная связь между элементами целого для выявления архитектурных форм.

    Свойствами архитектурной композиции является масштабность и масштаб.

    Масштаб- понимается взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритом человека.

    Масштаб- характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружаюшей застройки.

    Тиктоника- художественное осмысление конструкции.

    Выделяют 3 обобшенных варианта тектоники

    - конструктивная тектоника- демонстрация конструктивной структуры


     

    - художественная тектоника- пластическая форма отражает принцеп особенности работы конструкции

    - ложная тектоника- декоративные формы без несуших способностей элементов

    Средства гармонизация архитектурных форм симметрия и ассиметрия, метр, ритм, масштаб, масштабность. Самой ранней конструктивной системой является стоично- балочная. С-б система тектоническая система в архитектуре как принцеп появился в Др. Греции.

    Стоично- сводчатую систему – Др. Рим

    Готика- устремленность готики вверх

    Барокко- пышность

    Тектоническая выразительность материалов

    - деревянные клееные конструкции

    - сплошное остекление стен

    - выразительность монолитного бетона

    Пропорция- важнейший метод построения выразительности и целостности.Так же важным аспектом в построении архитекурной композиции является «золотое сечение» выражается числом 1, 618.

    Тождество- состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичность

    Контрастом считают отношения между сравнимемыми обьектами, в которых явно преобладает различие

    Нюанс –когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

    1. Функции эргономики в организации архитектурной среды. Принципы учета воздействующих факторов окружающей среды в архитектурном проектировании.

    Эргономические требования к архитектурно-ландшафтному проектированию являются руководством для деятельности ландшафтных архитекторов. Процесс архитектурно-ландшафтного проектирования и потребления ландшафтной среды сопровождается эргономической оценкой, которая строится на глубоком анализе существующего материала. Результатом эргономической оценки являются рекомендации по улучшению свойств оборудования и других элементов ландшафтной среды. Таким образом, для эргономической оценки необходимо знание целого комплекса факторов: эргокритериев, эрготребований, ГОСТов, эргокомпонентов среды. Только на основе этого возможно осознание и целенаправленное проектирование эргономически полноценной среды в общем и ландшафтной среды в частности для комфортной жизнедеятельности человека.

    1. Основные средства архитектурно-дизайнерской композиции, их краткая характеристика и роль в достижении творческих целей.

    Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизическими закономерностями восприятия человека.

    Для того чтобы композицию привести в полную гармонию, создать соразмерность и гармоничность соотношений всех её частей и деталей, придать ей наиболее полную эстетическую выразительность, необходимо применить некоторые специфические средства композиции или, как их называют, средства гармонизации.
    1   2   3


    написать администратору сайта