Главная страница

Соц. медицина. Ответы на вопросы. Определение понятия здоровье. Факторы, влияющие на формирование здоровья. Заболеваемость. Здоровья состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней


Скачать 449.48 Kb.
НазваниеОпределение понятия здоровье. Факторы, влияющие на формирование здоровья. Заболеваемость. Здоровья состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
АнкорСоц. медицина. Ответы на вопросы.docx
Дата28.01.2017
Размер449.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоц. медицина. Ответы на вопросы.docx
ТипДокументы
#862
страница31 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
- сексуальная культура;

- этика семейной жизни.

Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.






64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).

Конспект.

Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos -- обычай) -- философская на-ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы-вает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-тельности, обладает специфической, только ей присущей со-вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо-ты является профессиональная мораль специалистов, а пред-метом -- возникающие в процессе работы этические отноше-ния, этическое сознание и этические действия социальных ра-ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под-держание социально одобряемых содержания и сущности про-фессиональной деятельности, а задачей -- нормативная регла-ментация отношений, поведения и действий отдельных пред-ставителей профессиональной группы и их объединений, фор-мирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де-ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци-альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга -- человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа-том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, рег-ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства -- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых -- «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели -- «использование деструктивных средств приводит к трансфор-мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо-ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-ной цели.

Конечный результат. Результат -- это естественный ожи-даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре-зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель -- это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-ко отличается реальное от идеального -- зависит и от объектив-ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-же должен хорошо знать о возможных объективных препят-ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Основными функциями этики социальной работы можно счи-тать следующие:

- оценочная -- дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей-ствия работников;

- регулятивная -- вытекает из потребности регулировать пове-дение и действия социального работника в различных формаль-ных и неформальных ситуациях;

- организационная -- служит улучшению организации соци-альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ-ного долга;

- управляющая -- служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про-цесса в интересах дела;

- мотивационная -- служит средством формирования социаль-но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая -- обеспечивает сотрудничество всех участ-ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно-ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая -- направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето-дов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная -- позволяет воспроизводить действия со-циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная -- служит средством воспитания и совершен-ствования личности как социального работника, так и его кли-ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная -- служит средством коммуникации меж-ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая -- способствует повышению эффективно-сти и качества социальной работы, повышению статуса про-фессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая -- способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни-ками и клиентами и их близкими, между социальными ра-ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая -- облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ-ной морали решения;

- превентивная -- предохраняет, предостерегает социально-го работника от поступков и действий, наносящих вред кли-енту и обществу;

- прогностическая -- позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти-вов, их этическое развитие;

- информационная -- приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

- социальная -- способствует созданию условий, благоприят-ных для осуществления социальной работы в обществе;

- социализирующая -- служит делу приобщения социально-го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

- соблюдение разумных интересов клиента;

- личная ответственность социального работника за неже-лательные для клиента и общества последствия его действий;

- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

- принятие клиента таким, каков он есть;

- конфиденциальность;

- доброжелательность;

- бескорыстие;

- честность и открытость;

- полнота информирования клиента. [1, стр. 103]

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]

Понятие профессионального долга формируется в индивидуальном сознании в процессе взаимодействия с профессиональной общностью. Интериоризация («присвоение») индивидом содержания профессиональных представлений трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме. Следовательно, не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.

Как определить профессиональный долг специалиста по связям с общественностью? В первом приближении он звучит так: это выработанное содружеством организаций различного уровня представление об обязательствах перед обществом, которые они добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни.

К примеру, долг специалистов по связям с общественностью перед клиентами – сказать все то, что им необходимо знать. Может ли профессионал утаивать информацию, замалчивать непопулярную идею, воздерживаться от критических мыслей? Это было бы похоже на то, что врач умолчал бы о развивающейся болезни, а адвокат не предупредил бы о возможной юридической «ловушке». А как практики должны вести себя с руководством компании, если для них очевидны недостатки продвигаемой продукции или ее опасность для человеческой жизни? В подобных случаях очевидна бессмысленность любой дипломатии. Умение говорить то, что желает услышать начальник или заказчик иногда может привести к временному успеху, но это не имеет никакого отношения к профессионализму в сфере связей с общественностью.

Нравственных качеств социального работника

Человечность как интегральная характеристика

Другой общей (интегральной) чертой нравственной личности является человечность, представляющая собой совокупность человеческих качеств, характеризующих отзывчивость, гуманность, необходимых для социальной работы. К таким качествам относятся, прежде всего, доброта, милосердие, сочувствие, заботливость и др. Человечность как моральная составляющая представляет собою единство эмоционально-чувственного и рационально-теоретического уровней профессионального морального сознания.

Нередко в истории этической мысли возникали взгляды, отрицающие роль чувств в моральном сознании. Такая позиция была характерна, в частности, для Спинозы, считавшего, что мораль носит рациональный характер, а чувства и страсти не связаны с нею. Кант также считал, что чувственный опыт людей не связан с моралью. В противоположность этим взглядам, Юм считал, что чувственный опыт является источником моральных принципов.

Нам представляется эта позиция более убедительной, хотя бы применительно к анализу профессионально-этических основ социальной работы.

Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социального работника (наряду со знаниями и убеждениями) характеризуют нравственную позицию по отношению к самому себе, клиентам, коллегам, обществу в целом. Иногда чувства помогают раскрыть внутренний мир другого человека, а также усилить благородные его порывы.

Здесь уместно было бы остановиться на раскрытии содержания интересующих нас понятий. Такими понятиями являются жалость, сочувствие, сострадание, участливость, милосердие. В истории этической мысли можно обнаружить различные подходы в их характеристике. В первую очередь, это касается трактовки роли сочувствия, сострадания. Большинство мыслителей оценивали сочувствие и сострадание как проявление нравственных начал в человеке. (Этот взгляд в большей мере характерен для представителей христианской этики).

Однако, как отмечали другие мыслители (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше), сочувствие, сострадание, жалость не могут быть достаточной основой всей нравственности. В определённых отношениях можно согласиться с этой позицией. Вряд ли найдётся человек, который бы не испытывал бы ни к кому сочувствия, жалости, хотя в жизни он и является отъявленным негодяем. Действительно, сочувствие, сострадание к «своим» близким могут граничить у отдельных людей с безнравственностью в отношениях с «чужими».

Однако эти факты не могут отрицать роль сочувствия, сострадания как «первичных оснований» нравственности, хотя это и не является её достаточным основанием.

Сострадание, жалость, сочувствие в определённых границах рассматриваются как тождественные слова, взаимозаменяемые. Это касается тех случаев, когда мы этими словами обозначаем ощущения, возникающие у нас по поводу страданий другого человека. Если обратиться к словарю С.О. Ожегова, то найдём следующее толкование этих слов: сострадание – это жалость, сочувствие к страданиям другого человека; жалость – это сострадание, соболезнование. Как видим, взаимозаменяемость этих слов в разговорной речи очевидна. Однако эти слова в более строгом словоупотреблении можно разделять. Тогда они получают различное толкование. Если в сложившейся разговорной практике слова «жалость» и «сострадание» используются в тождественном значении, о котором уже шла речь, то есть они выражают ощущение сопереживания по поводу тягостных переживаний другого человека, то слово "сочувствие" употребляется не только в этом смысле. Словом «сочувствие» также обозначает способность человека разделять не только чужую боль, но и другие чувства людей. Человек, проявляя сочувствие к другому человеку, может испытывать вместе с ним не только печаль, но и радость.

Какова природа сочувствия, сострадания, жалости? Не вдаваясь в серьёзный анализ этой проблемы, так как это выходит за пределы данной дисциплины, необходимо назвать основные подходы, существующие в её решении.

Некоторые исследователи (Ливингстон и др.) утверждают, что сострадание, жалость обусловлены деятельностью нервной системы и способствуют возникновению чувства удовлетворённости, к которому стремится человек.

Значение этого чувства в жизни человека настолько значимо, что позволяет ему выжить в самых тяжёлых условиях, способствует развитию стремления к совершенствованию, сохранению веры в идеалы и ценности, которые, может быть, стоят дороже самой жизни.

Современная наука о человеке не располагает фактами, доказывающими эту точку зрения. Кроме этого, существует много фактов, свидетельствующих о том, что регулятором сохранения чувства удовлетворённости для некоторых людей является не жалость, сострадание, а безжалостность, жестокость. Она может принимать изощрённые и извращённые формы, то есть «прорываться» даже в виде садистских импульсов.

Существуют также иные объяснения природы этих чувств, по которым социальные условия жизни обусловливают возникновение и развитие данных качеств. Разные условия жизни, исторические факторы формируют положительные и вредные для своей жизни и жизни других людей качества характера. Несмотря на различие в этих рассуждениях, в них есть нечто общее, а именно: в них просматривается оценка чувств сострадания, жалости, сочувствия как значимых для человека.

Представляется, что в этике социальной работы слова «сочувствие», «сострадание», «жалость» должны приобрести категориальный статус. Они являются обозначением не просто нравственно одобряемых свойств профессионального характера, а таких свойств, без которых невозможна социальная работа. Клиент социальной службы всегда доверяет свои горести, проблемы социальному работнику. Первое тягостное впечатление, которое может возникнуть у клиента от встречи с социальным работником, это отказ от сочувствия. Неспособность выразить сочувствие является не только проявлением невежливости, но и антигуманным действием. Каждый человек высоко оценивает желание разделить с ним боль или радость, и он легче прощает тому, кто искренне хотел помочь, но не смог этого сделать по каким-то причинам.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта