Задание 11. Определите, с какими недостатками голоса Вы чаще всего встречались в речевом общении
Скачать 30.82 Kb.
|
Задание 1. Ответьте на вопросы: Определите, с какими недостатками голоса Вы чаще всего встречались в речевом общении. Большинство людей, никогда прежде не обучавшихся ораторскому мастерству, страдают недостатками речи. Но сам человек их, в силу привычки, не замечает: в особенности, если ему приходится общаться лишь с теми, кто его давно и хорошо знает. Близкие и друзья его всегда поймут, даже если у него ужасная дикция, заикание или невообразимый акцент. Но когда приходится что‑то говорить человеку постороннему (или, того хуже – выступать перед аудиторией), любой, даже самый незначительный недостаток речи вдруг вырастает до невероятных размеров. Слушатель слышит только их, а смысл сказанного от него ускользает. Об одной из таких причин говорил К. С. Станиславский: «Причин много, и первая из них заключается в следующем. В жизни почти всегда говорят то, что нужно, что хочется сказать ради какой‑то цели, задачи, необходимости, ради подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия. И даже нередко в тех случаях, когда болтают слова, не задумываясь над ними, делают это для чего‑нибудь: чтоб скоротать время, чтоб отвлечь внимание и проч. Но сцена нею. Там мы говорим чужой текст, который дан нам автором. Часто этот текст не тот, который нам нужен и который хочется сказать. Кроме того, в жизни говорят о том и под влиянием того, что мы реально или мысленно видим вокруг себя, то, что подлинно чувствуем, о чем подлинно думаем, что в действительности существует. На сцене же нас заставляют говорить не о том, что мы сами видим, чувствуем, мыслим, а о том, чем живут, что видят, чувствуют, думают изображаемые нами лица. Кроме того, есть еще досадные условия, убивающие живое человеческое общение. Дело в том, что словесный текст, часто повторяемый на репетициях и на многочисленных спектаклях, забалтывается, и тогда из слов отлетает их внутреннее содержание, а остается механика. Чтобы заслужить себе право стоять на подмостках, нужно что‑то делать на сцене. В числе других приемов, заполняющих внутренние пустоты роли, важное место занимает механическое болтание слов. Благодаря этому у актеров вырабатывается привычка к механической речи на сцене, то есть к бессмысленному произношению зазубренных слов роли, без всякого внимания к их внутренней сущности. Чем больше свободы дается такой привычке, тем острее становится механическая память, а чем больше она обостряется, тем упорнее делается, и самая привычка к болтанию на сцене. Так постепенно вырабатывается специфическая ремесленная, театральная речь». Итак, одна из причин заключается в том, что, выступая публично, актер (докладчик, оратор, адвокат, учитель… и т. д.) вынужден произносить чужие слова. Но сложности возникают и тогда, когда мы говорим от себя. Ведь очень редко встречаются такие слушатели, которые готовы слушать и впитывать любое сказанное вами слово. Вернее сказать – такие слушатели почти никогда не встречаются. У каждого из тех, к кому мы обращаемся публично, – свои мысли, заботы, эмоции. Люди не настроены на одну волну с говорящим, и потому его главная задача – заинтересовать, захватить внимание аудитории. А это непросто сделать даже в том случае, когда человека действительно трогает и волнует то, о чем он говорит. Чтобы заставить аудиторию слушать, лектор, преподаватель или политик должен заранее готовиться к каждому выступлению: продумывать текст, отрабатывать интонацию, добиваться полной веры в то, что он будет говорить. Но в жизни редко у кого бывает возможность заранее подготовить «выступление». Единственный выход – постоянно, упорно, систематически работать над своей речью, и в первую очередь – над устранением ее недостатков. «Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в самой жизни, но не замечают этого, так как привыкли к себе и к своим недостаткам, – говорил своим студийцам К. С. Станиславский. – Не думаю, чтобы вы составляли исключение из этого правила. Поэтому, прежде чем приступить к очередной работе, вам необходимо осознать недостатки своей речи, чтоб однажды и навсегда отказаться от распространенной среди актеров привычки постоянно сноситься на себя и ставить в пример свою обычную, неправильную речь для оправдания еще худшей сценической манеры говорить». Какие правила необходимо знать и соблюдать для сохранения голоса? Гигиена голоса — перечень мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. Вокалисту крайне важно беречь его, так как занятия по вокалу - огромный труд, способствующий изнашиваемости нервно-мышечной энергии. ВЫСЫПАЙТЕСЬ. Во время урока вокала вы не должны чувствовать недосып. Здоровый сон дает полноценный заряд сил. Ведь все мы знаем, что пение – довольно серьёзная физическая нагрузка. Более того, связки – очень чувствительный и нежный орган. Ночью они должны хорошо отдыхать, чтобы восстановиться; ВЫПОЛНЯЙТЕ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И РАСПЕВАЙТЕСЬ. Аналогично разминке, которая всегда проводится перед спортивной тренировкой. Дыхательные упражнения не только разогревает голосовые связки, но и настраивает певца перед основной вокальной работой; ИЗБЕГАЙТЕ МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ВЫСОКИХ НОТ. Ни в коем случае не беритесь за высокие ноты самостоятельно, когда рядом нет педагога; ДОЗИРУЙТЕ НАГРУЗКУ НА ГОЛОС. На этапе обучения вокальная нагрузка 3-4 часа в день считается максимальной. А если вы только на начале вокального пути, час в день - более чем достаточно; ДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТДЫХ ДЛЯ ГОЛОСА. Если хотите, чтобы голос эффективно отдохнул - не слушайте музыку, тем более вокальную. Голосовые связки непроизвольно напрягаются во время прослушивания музыки. Это называется пассивным пением. Если голос очень устал, лучим решением будет полная тишина; СЛЕДИТЕ ЗА ПИТАНИЕМ. Не ешьте позднее, чем за час до вокального урока. Перед занятием/выступлением не стоит употреблять продукты, которые негативно влияют на связки, раздражают горло: орехи, печенье, шоколад, мороженое, семечки. Задание 2. Подберите комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики. Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики? Эти упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используют статические и динамические упражнения. Рекомендации при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики: - Выполнять упражнения только перед зеркалом. - Избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц). - Выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений. Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики Упражнения артикуляционной гимнастики для мышц лба: — нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а!»; — удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением «А-а!». Упражнения для мышц глаз: — зажмуриться — «распахнуть» глаза; — поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз; — озорно, со значением подмигивать; — спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век; Упражнения для щёк: — надуть щѐки; — втянуть щѐки; — перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щѐки); — «прополоскать рот» воображаемой водой. Упражнения для губ: — улыбнуться («и-и-и»); — сложить губы в трубочку («у-у-у»); — подвигать губами от правой щеки к левой; — подвигать губами по кругу; — «развесить губы»; Упражнения артикуляционной гимнастики для языка: — расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»); — пощелкать языком, присасывая строго по средней линии; — вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»); — облизывать губы. Изобразить: — грозного владыку; — лазутчика; — кокетливую барышню; — деревенского дурачка Задание 3. Укажите, какие процессы активизируются при проведении самомассажа. Подберите комплекс упражнений по самомассажу. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Одной из технологий, которая способствует укреплению здоровья детей, является самомассаж и массаж. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, где используются традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, пощипывание, разминание. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованиеммассажных мячиков, грецких орехов, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т.д.). При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы: Вытягивание каждого пальца и надавливание на него. Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко. Регулярный массаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ. Массаж рук «Гусь»
Массаж биологически активных зон «Труба» (для профилактики простудных заболеваний).
Массаж ног
Массаж тела «Пироги»
Массаж спины «Дождь». Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.
Массаж лица «Ежик» (с проговариванием чистоговорки).
Массаж биологически активных зон «Борода»
Массаж тела «Жарче»
Массаж ушей
Массаж лица «Мельник»
Массаж пальцев «Подарок маме»
Массаж рук «Плотник»
Массаж «Ладошки»
Массаж лица
Массаж спины «Паровоз» (дети встают «паровозиком»)
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж Массаж спины «Дождик» (дети встают «паровозиком»)
|