Нормы. Орфоэпические нормы. Орфоэпией (греч orthos правильный, epos речь) называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях,
Скачать 26.56 Kb.
|
Орфоэпией (греч. orthos – правильный, epos– речь) называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетании с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов и отдельных словах. Под орфоэпической нормой обычно понимают возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного исторического периода. Русские орфоэпические нормы, в основном, сформировались в первой половине XVIII в. на основе разговорного языка города Москвы. Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIХ в. Произношение гласных звуков В современном русском литературном языке в безударных слогах гласные подвергаются редукции – качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, а количественная – уменьшение его долготы и силы. Данные изменения касаются звуков, которые обозначаются буквами о, а, е, я. Качество безударного звука зависит от того, в каком слоге он находится. В первом предударном слоге на месте букв о, а произносится менее отчётливый, чем под ударением, звук [а]: т[а]вар, б[а]тон. Такое произношение называется аканьем. На месте букв е, я в первом предударном слоге произносится звук [иэ]: т[иэ]рять, т[иэ]нуться. Подобное произношение учёные называют иканьем. В остальных безударных слогах (т. е. кроме первого предударного) после твёрдых согласных произносится очень слабый звук [ъ], похожий на [ы]: ло[шъ]дь, [къ]мандир, а после мягких согласных – очень слабый звук [ь], похожий на [и]: Ка[т’ь], [т’ь]ремок. Звуки [о] и [э] после [ж], [ш], [ц] в первом предударном слоге произносятся как звук средний между [ы] и [э]: желток, шестой, цеха.Такое произношение свойственно звуку, следующему за [ж] и [ш] в словах: лошадей, к сожалению, жакет.В других словах после [ж] и [ш] можно услышать чаще [а]: жалеть,жасмин, шары, шаги. Звуки [и], [ы], [у] различаются довольно отчётливо и в безударных слогах: пр[и]горок, п[ы]лесос, выкин[у]ть. После твёрдых согласных звук [и] произносится как [ы]: поехал в Италию (ср.: сказал Виталию) – в[ы]талию; под ивой – под [ы]вой. Произношение согласных звуков 1. В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные, кроме [р], [л], [м], [н], [р’], [л’], [м’], [н’], оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка, тру[п]ка. На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся соответствующие звуки [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал. 2. Все согласные, кроме всегда твёрдых, перед гласными [э], [и] становятся мягкими: в окне [вакн’э]; в беде [б’иэд’э]. Но в некоторых словах иноязычного происхождения согласные перед [э] остаются твёрдыми, например: партер [партэр], отель [атэл’]. 3. Перед мягким согласными твёрдые согласные становятся мягкими. В подобных случаях наблюдается так называемое «ассимилятивное смягчение»: [гвоз’д’ик]. Однако здесь возможны и колебания. Например: кончик [кон’ч’ик], но вонзить [ванз’ит’] и [ван’з’ит’]; вычислять [выч’исл’ат’] и [выч’ис’л’ат’]. 4. В современно русском языке действует закономерность, что в заимствованных словах произносятся только твёрдые согласные: антенна, бизнес, бифштекс, дельта, кабаре, кафе, кодекс, коктейль, модель, отель, партер, пастель, пюре, реквием, тире, тоннель, шедевр, эстетика и др. Однако произнесение твёрдого звука перед е считается манерным, претенциозным в таких словах, как бассейн, брюнет, музей, пионер, тема, фанера и др. В некоторых иностранных словах переде произносится то мягкий, то твёрдый согласный: эсп[р]есс и эсп[р’]есс, конг[р]есс и конг[р’]есс, ло[т]ерея и ло[т’]ерея, [т]еррорист и [т’]еррорист и др. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю. 5. Орфографическое сочетание чндолжно произноситься как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица и др. Данное правило сложилось в старомосковском произношении. Оно распространяется и на женские отчества на –ична: Ильини[шн]а, Савви[шн]а, Никтити[шн]а и др. Однако данному правилу не подчиняются случаи, связанные по своему происхождению со словами, имеющими в своём составе [ч’], от которых они были образованы (например, дачный от дача, ночной от ночь и т. п.), и слова книжного характера (например, точный, научный и т. п.). Как результат исторического развития языка – примеры двоякого произношения – було[ч’н] ая и було[шн]ая, достато[ч’н]о и достато[шн]о, причём предпочтение отдаётся варианту [шн]. В ряде случаев различия в произношении [шн] и [ч’н] связаны со смысловой дифференциацией слов: серде[ч’н]ые болезни, но друг серде[шн]ый. 6. В современном русском языке существуют также особенности произношения некоторых групп согласных тщ = [ч’щ’]: тщетный, тщеславие, тщательный зш, сш = [ш]: без шума, бесшовный зщ, cщ, сч = [щ’]: без щётки, расщедриться, бесчисленный сж, зж = [ж]: сжечь, без жилья тс, дс, тьс, дц = [ц]: боится, детство, уродский, собираться, братца, молодцы. В ряде согласных (стн, здн, стл, стек, вств, рдц, лнц, нтск и др.) один из согласных не произносится: частный, праздник, голландский, гигантский, безмолвствовать, постланный, сердце, марксистский. Задание 1. Прочтите слова с сочетаниями согласных, какие звуки произносятся на их месте? Высший, безжизненный, разжать, расширение, с жадностью, сжать. Зодчий, отчёт, отчий, учётчик. Грузчик, писчий, расчёт, резче, счётчик. Адский, братский, двадцать, детский, заниматься, учиться. Задание 2. Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные Астма, жёсткий, звёздный, извёстка, ирландский, компостировать, костлявый, лестница, невестка, областной, поездка, повестка, прелестный, студентка, тростник, частник, чёрствый, чувственный, шестнадцать. Задание 3. Проверьте, правильно ли вы произносите слова, в которых иногда встречаются следующие ошибки • Вставка лишних звуков: юрисконсульт, инцидент, чрезмерный, почерк, компрометировать, прецедент, грейпфрут, чрезвычайный, поскользнуться, констатировать, интриган. • Перестановка звуков: пуловер, табурет, скрупулёзный, дуршлаг, бюллетень. • Пропуск звуков: флюорография, противень, грейпфрут, индивидуум. • Замена звуков: конфорка, комфорт, бидон, картон, асфальт, лаборатория, алоэ, макулатура, кетчуп, бадминтон, полис. Задание 4. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения ЧН: а) слова, где произносится [ЧН]; б) слова, где произносится [ШН]; в) слова, где возможны оба варианта произношения Античный, библиотечный, будничный, булочная, вечный, вторичный, горчичник, двоечник, единичный, заочник, Ильинична, конечно, копеечная, Кузьминична, лавочник, лихорадочный, мелочность, молочник, научный, нарочно, Никитична, ночной, отличник, однозвучно, перечница, порядочный почечный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скворечник, скучный, сливочный, солнечный, съёмочный, точно, тренировочный, убыточность, уличный, яичница, ячневая. Задание 5. Опираясь на «Орфоэпический словарь русского языка» (ред. Р. И. Аванесов) Разделите все слова на 2 группы: а) слова, где под ударением произносится [э]; б) слова, где под ударением произносится [о] Атлет, амеба, афера, белесый, береста, бесхребетный, блеклый, блекнуть, блестки, браконьер, бытие (философский термин), гренадер, двоеженец, желоб, жернов, жердочка, желчь, житье-бытье, забредший, издевка, маневр, маневренный, многоженство, несовременный, никчемный, новорожденный, одновременно, опека, острие, падеж (скота), падеж (в грамматике), пекло, передержка, приведший, смета, тверже, ушедший. Задание 6. Прочитайте следующие словосочетания. Обратите внимание на произношение ударного звука, обозначенного буквой е. Составьте с ними предложения Истекший срок – истекший кровью, кричит, как оглашенный – оглашенный результат, совершенные пропорции – совершенные поступки, крестный ход – крестный отец. Задание 7. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения: а) слова, где согласный перед [э] произносится твёрдо; б) слова, где согласный перед [э] произносится мягко; в) слова, где возможны оба варианта произношения Аксессуары, альтернатива, антенна, астероид, атеизм, ателье, бассейн, бифштекс, брюнет, генетика, геодезия, дебют, дезодорант, детектор, деформация, инертный, интеллект, кафе, кибернетика, кодекс, компьютер, кофе, кредо, корнет, майонез, модель, одесский, потенциал, пюре, реквием, ренессансный, сарделька, сессия, синтез, темп, тенденция, теннис, терапевт, террорист, тире, тоннель, фонетика, шедевр, шинель, хризантема, экзистенция, экстерн, эстетика, энергия, эффект. Произношение имён и отчеств В практике речевого общения встречается различное произношение имён и отчеств. Например, в официальном стиле допускается полное, буквенное, максимально приближённое к написанию произношение: Алекса[ндр] Алекса[ндръв’ич]; Ма[р’ий’ъ] Алексе[й’ьвн]а. Полный произносительный вариант обычно используется при чтении официальных бумаг, при первом представлении радиослушателям и телезрителям автора комментария или беседы. В устной разговорной речи обычно употребляется неполное, стяжённое произношение: Алекса[н] Алекса[нъч], Ма[р’ь] Алексе[внъ]. В просторечии существует ещё более краткое, стяжённое произношение имён и отчеств: [Сан Саныч], Ма[р’ь] Лексе[внъ]. Однако «побуквенное» и слишком стяжённое произношение имён и отчеств не характерно для нейтрального, то есть основного, стиля произношения, и их нужно избегать в повседневном общении. Произношение женских отчеств Мужские отчества от имен на -ей (типа Андрей, Алексей, Сергей) произносятся стяжённо, то есть в них вместо -еевна звучит -евна, например, Лидия Анд[р’э]вна, Людмила Алек[с’э]вна, Наталья Сер[г’э]вна. Однако женские отчества с тем же сочетанием от более редких имен произносятся с -еевна, например, отчества Корнеевна, Елисеевна, Дорофеевна. Женское отчество Николаевна произносится стяжённо: Никола[вн]а. Менее распространённое Ермолаевна – без стяжения. Многие отчества от имён на -в произносятся без сочетании -ов-, если оно безударное: Вячесла[вн]а, Святосла[вн]а, Бронисла[вн]а (хотя на письме – Вячеславовна, Святославовна, Брониславовна). В тех случаях, когда сочетание -ов- оказывается под ударением, оно, естественно, сохраняется, например, в отчестве Львовна. Обычно не произносится -ов- в женских отчествах от имён, оканчивающихся на -н и -м. В отчествах от имен на -н звучит в этих случаях долгий согласный [н]: Анто[Н]а, Ива[Н]а, Семё[Н]а. Отчества от имён на -м произносятся с сочетанием [мн]: Ефи[мн]а, Аки[мн]а, Макси[мн]а. Женское отчество от Александр – Алекса[Н]а. Женское отчество Михайловна произносится как Миха[лн]а – с выпадением не только -ов-, но и йота, отчество Павловна – как Па[лн]а, то есть с выпадением не только -ов-, но и звука [в]. В женских отчествах, образованных от имен на твердые согласные -р, -л, -с, -т, -д, встречается произношение полное и стяжённое. Так, говорят Владимир[ъвн]а и Владимир[н]а, Фёдор[ъвн]а и Фёдор[н]а, Борис[ъвн]а и Борис[н]а. Произношение без -ов- имеет сниженную стилистическую окраску, а иногда свойственно просторечию (ср.: Федот[н]а, Прохор[н]а). Литературной норме отвечает произношение с -ов- ([ъв]). Женские отчества, образованные от имен на-б, -п, -г, -к, -х произносятся с сочетанием -ов-: Гле[бъвн]а, Кар[пъвн]а, Оле[гъвн]а, Мар[къвн]а, Аристар[хъвн]а. По-разному произносятся женские отчества, образованные от имен на -ий (типа Василий, Григорий, Порфирий). Один вариант с сохранением сочетания -ев-, но без йота: Васи[л’ьвн]а, Григо[р’ьвн]а, Порфи[р’ьвн]а. Второй – без йота и без сочетания -ев-: Васи[л’н]а, Григо[р’н]а, Порфи[р’н]а. Преобладающим считается первый вариант. Второй вследствие его сниженной стилистической окраски нежелателен (естественно, речь не идёт о литературно-драматическом радиовещании и телевидении, где можно встретить не только общепринятые, но и просторечные, диалектные, социальные, индивидуальные особенности произношения, так как в области художественной литературы воспроизведение таких особенностей служит определённым художественным целям). Произношение мужских отчеств и имён В мужских отчествах, образованных от имён, оканчивающихся на твердый согласный, вместо безударного суффикса -ович произносится [ъч]. Следовательно, отчества Антонович, Семенович, Борисович, Фёдорович должны звучать как Анто[нъч], Семё[нъч], Бори[съч], Фёдо[ръч]. Не рекомендуется произносить эти и подобные отчества с отчётливым [ы] в суффиксе: Анто[ныч], Семё[ныч] и т. д. Вместо Михайлович произносится Миха[лъч]. Вместо Павлович – Пал[лъч]. Вместо Александрович – Алекса[нъч]. Произношение этого отчества как [Санъч] является просторечным. Мужские отчества, образованные от имен на -ей и -ай, произносятся с сочетанием [ич] на месте безударного суффикса -евич, то есть отчества Андреевич, Алексеевич, Сергеевич, Николаевич должны звучать как Андре[ич], Алексе[ич], Серге[ич], Никола[ич]. Мужские отчества на -евич, образованные от имен на -ий, также произносятся с суффиксом [ич], причём предшествующий йот чаще всего утрачивается. Так, вместо Анатольевич, Васильевич, Григорьевич, произносят Анатол[ич], Васил[ич], Григор[ич]. Некоторые мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем в отдельном употреблении. Например, имя Михаил звучит так, как пишется, – Мих[аил], но вместе с отчеством начинает звучать как Мих[ал]: Мих[ал] Васильевич, Мих[ал] Николаевич. Имя Александр произносится полностью – Алекса[ндр], а в сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, – без двух конечных согласных: Алекса[н] Сергеевич, Алекса[н] Николаевич. Если же отчество начинается с гласного звука, имя произносится полностью: Алекса[ндр ы]ванович, Алекса[ндр а]нтонович. Имя Павел в сочетании с отчеством должно произноситься как Па[в’ьл]. Не может быть рекомендовано произношение П[ал], которое встречается в беглой разговорной речи, если это имя сочетается с отчеством, начинающимся с согласного: П[ал] Максимович, П[ал], Петрович. Задание 8. Прочитайте в различном темпе приведённые ниже слова и проследите, какие звуки теряются при быстром произношении Пётр Александрович, Лидия Константиновна, Евгений Вячеславович, Елена Сергеевна, Людмила Николаевна, Мария Владиславовна, Наталья Анатольевна, Сергей Павлович. Домашнее задание Задание 1. Произнесите приведённые ниже слова и определите, мягкий или твёрдый [с] произносится в конце слова Боюсь, любовался, моюсь, мучился, начался, огорчались, собрался, стремлюсь, умываюсь. Задание 2. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [э]: а) с произносимым твёрдым согласным; б) с произносимым мягким согласным; в) с допустимым вариативным произношением Адепт, анестезия, аутентичный, аутодафе, берет, бутерброд, гетера, дебаты, демарш, демонтаж, депо, индекс, компетентный, кашне, крем, кузен, лазер, лотерея, менеджер, пюре, регби, рейд, реликвия, сервис, тендер, термос. Уточните значение незнакомых слов по словарю. Составьте предложения с подчёркнутыми словами. ТЕСТ 1. Буква Ё представлена в слове 1) береста 2) леска 3) опека 4) житие 2. В каком слове на месте сочетания ЧН произносится [ШН]? 1) пустячный 2) стрелочник 3) лавочник 4) ячневая 3. В каком слове на месте сочетания ЧН нужно произнести [ШН]? 1) избыточный 2) Ильинична 3) лихорадочный 4) мелочность 4. Твёрдый согласный звук, соответствующий выделенной букве, произносится в слове 1) диспанСер 2) Термин 3) фаНера 4) спортсМен 5. В каком слове выделенный согласный произносится мягко? 1) иНертный 2) компьюТер 3) корНет 4) оТель |