Осмысление сатиры в творческом пространстве В.В. Маяковского. Осмысление сатиры в творческом пространстве В. В. Маяковского Анастасия Дараган
Скачать 21.07 Kb.
|
Осмысление сатиры в творческом пространстве В.В. Маяковского Анастасия Дараган студентка филологического факультета Донецкий национальный университет Донецк, ДНР @e-mail: anastasia409820@mail.ru «Смех – короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками». Но если бы в смехе было лишь это, то он годился бы только на то, чтобы рушить карточные домики, и никогда не стал бы предметом эстетического рассмотрения. На деле смех, как отметил Салтыков – Щедрин, оружие очень сильное, ибо ничто как не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех [5, с. 270]. Герцен писал, что «смех одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картинкой» [1, c. 117]. Для В. Маяковского острота – «оружия любимейшего род». Если отрицательны не определенные черты, а явление в своей сущности, если оно социально опасно и способно нанести серьезный вред обществу. Тогда уже не до дружелюбного смеха, и рождается смех бичующий, изобличающий, сатирический. Сатира отрицает, казнит несовершенство мира в соответствии с идеалом. В сатире В. В. Маяковского звучит смех. Этот человек любил смеяться и умел рассмешить. Маяковский был легендарно остроумен, а также находчивым полемистом своего времени. Этот врожденный талант помог ему в искусстве слова. Поэт пользовался юмором как методом, который способен предотвратить опасность различных негативных явлений. В сатире Маяковского отразился его характер, его личность. Маяковский напрямик заявлял о «предмете» своей сатиры, а также направленности, в которой он видел основную заслугу своих произведений. Это видно на примере: «Что касается прямого указания, кто преступник, а кто нет, у меня такой агитационный уклон, я не люблю, чтобы его не понимали. Я люблю до конца сказать сволочь». «Пока сволочь есть в жизни, я ее в художественном произведении не амнистирую» [2, c. 505]. Он всегда обрушивал свой смех на конкретных носителей зла, таким образом, показывал их социальную сущность и выносил общественный приговор. Сатира в творчестве Маяковского занимает одно из значительных мест. Поэт ощущает себя строителем мира и избирает, в данном случае, своим инструментарием сатиру. Дореволюционный период его творчества отражает характер консервативных традиций и идеологии, а послеоктябрьский – показывает построение социалистического общества. Бесценна роль Маяковского, который разоблачил прежние ценности дореволюционной России, в эстетической революции 20-х годов. Лирические произведения В. Маяковского относятся к сатирическим, которые выражают разноуровневые элементы смеховой культуры. Маршевый ритм свойственен произведениям В. Маяковского. Он допускал использование их в целях агитации, а также театральных действиях, которые были карнавальными. Ироничность и сарказм присущи произведениям Маяковского. Л.В. Чистобаева говорит, что «наряду с универсальной иронией, направленной на мир и человеческую жизнь в целом, существует ирония, порождаемая восприятием и осмыслением конкретных и одновременно глубоко значимых противоречий в жизни людей и их исторического быта. Именно такого рода ироническая настроенность характерна для сатирических произведений»[6]. В произведениях «О дряни» (1921г.), «Бюрократиада» (1922г.), «Протекция» (1926г.) смеховое начало является доминантой, орудием, которое не только видит такие пороки, как взяточниство, абсурдность административных решений, а также помогает преодолевать их. В ХХв. личность становится средоточием всеобъемлющих социальных отношений. Сатира проникает в сердцевину психологического процесса. Отправной точкой критики становится доскональный эстетический идеал, который вбирает в себя народные представления о жизни, о человеке, о целях и оптимальных моделях общественного развития. Народный взгляд на мир превращается в исходную точку зрения сатиры. В сатире Маяковского комическое направлено против всего, что враждебно единству личности и общества. Структура художественного времени в пьессе «Баня» представлена обратной композицией, когда в настоящее проникает будущее. В финале пьесы В. В. Маяковского «Баня» будущее высылает в современность своего гонца – Фосфорическую женщину, будущее вбирает в себя все лучшее из нашей жизни и отбрасывает безнравственное (машина времени, мчащая людей в 2030 год, выбрасывает Победоносикова и других бюрократов). Действие пьесы стремиться к грядущему. В сатире Маяковского будущее и есть эстетический идеал, с позиций которого рассматриваются вся жизнь и ее отрицательные стороны, измеряются достоинства и пороки людей современности. Образ машины времени, идея убыстрившегося, спрессованного времени очень современны. Пьесам В. Маяковского свойственно динамичное развитие сюжета, который обусловлен взаимоотношениями персонажей. Маяковский делает значительный шаг в развитии сатирического сюжета: он создает оригинальные взаимоотношения между благоприятными персонажами и сатирически показательными, которых он вовлекает в одну сцену. Перспективы сатиры в литературном процессе ясно видны в творчестве В. Маяковского, который видел неблагонадёжные тенденции, проявившиеся в 1920-е годы в сатирических произведениях. Его сатира была направлена на борьбу с негативными явлениями советского времени (мещанство, бюрократизация). В «Клопе» осмеивается формирование мещанства, а в «Бане» пародируется сущность советской бюрократии. Эволюция в сатире В. В. Маяковского затронула тему бюрократизма. В начале творческого пути бюрократ – старого закала чиновник, а в конце двадцатых годов он усиливает внимание к бюрократам «другим». Для Маяковского бюрократизм - это проявление мещанства, которое перерождается карьеризм («Помпадур»). В сатирах «Стихи не про дрянь, а про дряцо», «Идиллия» поэт воюет против мещанского устранения от социальной борьбы. В. В. Маяковский говорил: «Политическая идея – борьба с узостью, с делячеством, с бюрократизмом, за героизм, за темп, за социалистические перспективы…»[2, с. 434] Основным приемом сатиры в стихотворениях В. В. Маяковского («Четырёхэтажная халтура», «Фабрика бюрократов», «Бумажные ужасы» и др.) является гиперболизация. Он рассматривает мещанство во всей его сущности: все изъяны его «души» и «тела» кажутся поэту бесконечными и возмутительными. Автор умел получать комизм из самых разнообразных и неожиданных явлений. Эта черта просматривается в произведениях «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», «Стихотворение одежно – молодежное», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Нагрузка по макушку» и др. Маяковский придавал огромное значение концовке своих сатирических произведений. Именно в них он ставил самые значимые строки стиха. Поэт использует их для осмеяния зла, а также утверждение положительного идеала. Поэт хорошо знал не только против чего, но и во имя чего пишут свои стихи. Это придало его сатире конкретность и целенаправленность. Он широко использовал разговорную интонацию, снижение «высоких» поэтических образов, выделял физиологические и физические детали, совмещал различные планы: лирические и бытовые, сатира и лирика. При социально-психологической жанровой разновидности в «Клопе проявляется в начальном единстве («Директор…») [3, c. 115]Прием сатирической развязки в произведении «Клоп» обусловлена мольбой. Текст завершался не как следует, то есть утроенным восклицательным знаком, а удвоенным. Его значение в выражении растерянности, а не решительности. Сатирический эффект строится на смене музыкальных пьес туши («короткое торжественное музыкальное шествие»)и марша («музыкальное произведение четкого ритма, предназначенное для сопровождения коллективного шествия») [4, с. 817, 343]. Туш, который контрастирует всеобщему замешательству («вбегает», «служители задергивают клетку» и марш, как музыкальный жанр неуместен при завершающих кульминацию криках гостей («Детей, уведите детей… Намордник… Намордник ему… Ах, какой ужас! Профессор, прекратите! Ах, только не стреляйте»). Потому первичное читательское восприятие не соответствует мольбе – чувствам директора. Марш, призванный выстроить толпу в стройный ряд, не в силах выполнить свое предназначение в обстановке хаоса. Новейший признак смеховой культуры 20-х годов ХХв. – это ее переходность: объект сатиры предстает как феномен уходящего прошлое мира, а также как недостатки нового мира советского общества. Актуальность сохраняет обращение к конфликту личности и общества, совместимость индивидуального и народного мировосприятия, категория свободы и ее воплощение в современном мире. Литература 1. Герцен А.И. Собр. Соч. в тридцати томах, том 14. М., 1958 2. Маяковский В. Выступление на обсуждении пьесы «Баня» 23 сентября 1929 / В. Маяковский. – ПСС. Т. 11. – М.: Гос. худ. изд-во, 1947. – 540 с. 3. Маяковский В. В. Клоп // В. В. Маяковский. Проза. Драматургия. М.: Просвещение, 1968. – 176 с. 4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с. 5. Салтыков – Щедрин. Полн. Собр. Соч., том 13. Л., 1936. – 527 с. 6. Чистобаева Л.В. К проблеме сатирического и комического в русском литературном процессе 20-30 годов [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. 2007. Вып. 3. URL: http://vestnik.adygnet.ru/?2007.3:562#art562. Анннотация Целью статьи является выявление интегральных черт формирования и функционирования феномена сатиры в творчестве В.В. Маяковского. Методология исследования позволяет выявить используемые писателем сатирических приемов, которые способствуют жанровой индивидуальности в произведениях различной родовой и жанровой принадлежности. Основной эстетической целью автора становится обличение негативных явлений в общественной жизни. Продуцирование художественного мира осуществляется с позиций настоящего, тогда как его оценка принадлежит миру будущего и эксплицирована осуждением мещанства и бюрократизма. Практическая важность результатов исследования вызвана возможностью их использования в понимании специфики литературного процесса 20 – 30-х гг. ХХв., а также выявлению особенностей творческих взглядов конкретного автора. Ключевые слова Сатира, комическое, смех, В. В. Маяковский, поэт, произведение. |