Иудеи. Основы иудейской культуры. Основы иудейской культуры
Скачать 75.42 Kb.
|
Основы иудейской культуры Черникова Ольга Вячеславовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №9» Цель: формирование первичных представлений об иудаизме, о месте иудаизма в системе мировых религий, освоение ключевых понятий курса. Задачи: - обозначить для учащихся суть понятия «иудаизм», основные идеи религиозных воззрений еврейского народа, этические нормы, основанные на религиозных традициях. Познакомить с понятием «холокост». - научитьсравнивать, анализировать изученный материал, работать с различными информационными источниками. Ожидаемые результаты урока: - учащиеся определят для себя особенности изучения курса; - познакомятся с основными идеями религиозного воззрения еврейского народа; - смогут осмыслить собственное отношение к знанию и учению. Оборудование: маршрутный лист, учебные фильмы: «Иудаизм», «Праздники евреев»; лист-задание «Иерусалим: прошлое и настоящее». Ход урока Организационный момент. Психологический настрой класса Изучение нового материала. Работа по маршрутному листу (Приложение) Праздники евреев. Суббота – день отдыха. Это время, когда никуда не нужно спешить и человек может размышлять о смысле и значении своих поступков. Бог, закончив сотворение мира, отвёл этот день отдыху и захотел убедиться, что мир хорош. В субботу люди становятся добрее и счастливее. Суббота – время, когда человек сознаёт, что смысл жизни заключается не только в работе. Нарушением субботы считается любая работа и всякая ссора. В доме, где соблюдают субботу, всё заранее готово к её приходу: везде прибрано, стол накрыт белой скатертью, дети нарядно одеты и ждут, когда мать зажжёт две свечи. Их зажигают ровно за 18 минут до захода солнца [1]. ПЕсах (Пасха) – «праздник свободы» - первый паломнический праздник отмечается в месяце ниссан. Он связан с давними событиями иудейской истории – с тем временем, когда Бог вывел евреев из Египта, из рабства на свободу [2]. В пасхальный вечер приглашают к ужину одиноких людей и бедняков. Ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Когда израильтяне бежали из египетского рабства, они так торопились, что испекли хлеб до того, как тесто успело закваситься. Бог повелел Моисею, чтобы евреи и впредь не ели квасной хлеб в течение всего периода ПЕсаха, а пекли особый пресный хлеб – мацу. В память о хлебе предков, нужно съесть не менее трёх кусочков мацы. За праздничной трапезой говорят о главном событии праздника. «Вот бедный хлеб, который ели наши отцы в земле Египетской. Каждый, кто голоден, пусть придёт и ест, каждый, кто нуждается, пусть присоединится к празднованию Пасхи. Ныне мы тут, а в будущем году - свободные люди». Спустя 30 дней после окончания ПЕсаха праздник наступает снова для тех, кто не смог отметить его в урочное время [2]. Суккот. В праздник сбора урожая Бог заповедал иудеям строить шалаш. Три тысячи лет назад евреи вышли из Египта и 40 лет блуждали по пустыне, прежде чем удостоиться вступить на Землю Израиля, и все эти годы они жили в шалашах. В Суккот благодарят Бога, благословившего труд и пославшего обильный урожай. Ветки вербы и п пальмы в этот день оборачивают тесьмой, сплетённой из пальмовых волокон. В синагоге во время молитвы произносятся благословения над этрогом (плодом, похожим на лимон) и лулавом (букетом, являющимся символом народа и состоящим из ветвей пальмы, мирта и вербы), символизирующими вездесущность Бога. И сегодня молодёжь в Иерусалиме и других городах Израиля строит во дворах импровизированные шалаши и зажигает костры [3]. ХАнука. В те времена, когда Страна Израиля находилась под властью селевкидского царя Антиоха IV Епифана, стремившегося обратить евреев в язычество, Храм был захвачен и осквернён. Царь пытался заставить евреев поклоняться греческим богам, установил в храме жертвенник Зевсу и подвергал евреев гонениям. Небольшой отряд под предводительством Иуды Маккавея, отказался поклоняться языческим богам и ушёл в горы. После трёх лет борьбы евреи захватили Иерусалим, поднялись на Храмовую гору, сбросили языческие статуи и заново освятили Храм. Это случилось спустя 9 недель после окончания праздника Суккот. Народ смог отпраздновать Суккот и принести жертвы. «Освящение» на иврите – «хАнука». От этого слова и произошло название праздника. ХАнука также считается праздником Огней [4]. В память Иуды Маккавея и его товарищей восемь зимних вечеров подряд зажигают светильник – ханукию. Первая ХАнука состоялась больше двух тысяч лет назад. С тех пор евреи празднуют её каждый год. В первый праздник Хануки случилось чудо: светильник, в котором кончилось масло, горел всю ночь и не погас. На следующий день он продолжал гореть, Он горел и на третий день, и на четвёртый, и на пятый, и на восьмой – всё время, пока евреи готовили новое масло для освящения Храма. Восемь дней длится праздник Хануки и всё это время на ханукии есть место для восьми свечей. Есть и особое место для девятой свечи – шамаш («служка»), с помощью которой зажигают все остальные. В первый день зажигают одну свечу, на второй день – две и т.д. На Хануку принято дарить детям игрушки или давать деньги. В праздничной песне есть такие слова: Каждый из нас – маленький огонёк, А все вместе мы – великий свет![1] Закрепление изученного материала. По маршрутному листу. Приложение Маршрутный лист 1 Задание 1.Разминка. Продолжить предложение 1. Государство Израиль располагается на _____________________. 2. Он занимает восточное побережье ___________моря. 3. Столица Израиля - город_______________________. 4. Государственные языки в Израиле иврит и ____________. 5. На территории Израиля находится целебное _____море. 6. Государство Израиль образовалось на политической карте мира в ____________ 7. Приветствие и прощание «Шалом» - это слово на иврите означает - __________. Итак, первый этап пройден. Мы справились с заданием, продолжаем наш маршрут. Задание 2. Путешествовать – значит познавать. Познал – не растеряй знаний своих! По фильму «Иудаизм», составить кластер. ИУДАИЗМ История возникновения религии Религиозные святыни Холокост Задание 3. Посмотреть фильм «Праздники евреев». По фильму заполнить таблицу.
Каждый из нас – маленький огонёк, А все вместе мы – великий свет! Список литературы 1. Басё М. Великое в малом. СПб «Кристалл», 2000 2. Баукер Джон Религии мира. Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Москва «Дорлинг Киндерсли», 2000 3. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005 4. Всеобщая история религий мира. Иллюстрированная энциклопедия. Москва «Эксмо», 2000 |