Главная страница
Навигация по странице:

  • В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке.

  • Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. Орнамент

  • В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. Примеры

  • Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их Стилизация

  • Повторение материала о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО. 1.Хроматическим цвета (имеющие цвет) и Ахроматические цвета (бесцветные)

  • 2. Основные цвета и как получаются дополнительные цвета

  • Практическая работа

  • Декоративно-прикладное искусство 5 класс. ДПИ 5 кл.. Основы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративноприкладного искусства


    Скачать 2.93 Mb.
    НазваниеОсновы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративноприкладного искусства
    АнкорДекоративно-прикладное искусство 5 класс
    Дата21.01.2023
    Размер2.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДПИ 5 кл..docx
    ТипУрок
    #897391

    5 класс

    Тема урока: «Основы композиции законы восприятия цвета при создании

    предметов декоративно-прикладного искусства»

    Лоскутное шитьё, как один из видов декоративно-прикладного искусства



    Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
    В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке.

    Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

    Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.
    В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.

     Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

    Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. 



    Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

    Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.

    Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

    Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.


    По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

    • ленточным

    • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

    • замкнутым (центрическим) или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия



    Различают следующие орнаментальные мотивы:

    • геометрический, состоящий из различных элементов;

    • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

    • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

    • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

    • птичий;

    • с изображением человеческих фигур и полуфигур;

    • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.





    В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.

    Примеры

    - Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

    - горизонтальной волнистой – воду,

    - вертикальной волнистой – дождь,

    - треугольником – горы,

    - скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

    - Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

    квадрата и ромба.

    - Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

    - Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

    - Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

    Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

    В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.



    Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.
    Понятие о симметрии и асимметрии 


    Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

    Средства композиции



     Фактура - внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.



    Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.


    Колорит - одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.


    Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их
    Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений. )



    Повторение материала о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

    1.Хроматическим цвета (имеющие цвет) и Ахроматические цвета (бесцветные)


    2. Основные цвета и как получаются дополнительные цвета



    3. Круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета называется



    Практическая работа «Создание композиции с растительным орнаментом для кухонной прихватки».

    Задание.

    Составьте простую композицию на прямоугольнике, используя квадраты и треугольники.

    Эскиз рисунка орнамента выполнить в цвете.


    написать администратору сайта