Главная страница

О доблести, о мужестве, о славе. Устный журнал. Основная часть Ход классного часа Беседа. Учитель


Скачать 130 Kb.
НазваниеОсновная часть Ход классного часа Беседа. Учитель
АнкорО доблести, о мужестве, о славе
Дата05.04.2022
Размер130 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУстный журнал.doc
ТипЗанятие
#444565

Основная часть

Ход классного часа

1. Беседа.

Учитель.

- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о мужестве, о подвиге, о славе. Пройдёт наше занятие в форме устного журнала.

1 слайд

- И первая страница нашего журнала «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

2 слайд

Гусляр:

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира,

Заводился пир, право, почестен стол…
- Конец Х века — знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы с внешним врагом, после междоусобных раздоров Русь обрела относительный покой. С 986 года начал княжить Владимир Святославич. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а в 988 году Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершились

судьбы земли русской. И происходило это на княжеских пирах в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры не только обильным угощением и деловыми беседами, но и искусством певцов-сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни- славы, вспоминали были давних лет.

- За что мог славить гусляр Владимира Красно Солнышко?

(Сумел расширить границы Руси, при нем Русь приняла христианство, укрепила Русь городами-заставами).

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил

верность Отечеству, мужеству и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина.

На княжеском пиру и сам князь, и его гости будут ждать, когда же начнет гусляр свой рассказ о славных русских богатырях.

- А как же мы называем эти рассказы - песни о богатырях? (Былины).

- Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…
Выступление 1 группы учащихся «Сказители земли русской».
1. «Былины как жанр фольклора»

Былины - древние сказания, которые исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей. Былинами они стали называться только с XIX века – до этого их называли старинами. В основном, жанр повествовал о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых героев вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил и, они превратились в песни «о доблестях, о подвигах, о славе» необыкновенных людей, героев, богатырей.

Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

Основная идея былин – идея защиты святой Руси, земли отцов и дедов, идея богатырского подвига.

- Как вы думаете, что помогает богатырям в борьбе с врагами русской земли? (Сила, Богом данная)

Могучие богатыри, всегда готовы встать на защиту родной Русской земли.

Русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, — Илья Муромец.

Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром.

С ним вместе на заставе богатырской смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный по тому времени Добрыня Никитич.

Все они — настоящие защитники Киевского государства.
3 слайд
Учитель

- А были ли ещё богатыри на Руси, о которых народ слагал песни, героические сказки; восхищался их подвигом?

(Да, были и немало. Это Никита Кожемяка, Садко, Вольга и Микула Селянинович, Иван -крестьянский сын, который вёл борьбу с Чудом-Юдом и даже женщина – Авдотья Рязаночка и многие другие.)

- Что вы знаете об их подвигах, расскажите.

4 слайд
Былина «Садко»

Главные герои

Садко. Новгородский гусляр, потом купец. Гордый, заносчивый, богатый. Становится мудрым и добрым, готовым на самопожертвование. Большой мастер, талант. Богобоязненный.

Морской царь. Самовластный, жестокий, своевольный властелин. Большой любитель танцев и музыки, шумного веселья.

Сюжет

Былина рассказывает о жизни гусляра Садко, который побывал во дворце морского царя, но сумел вырваться и вернулся в Новгород.

Гусляр Садко не имел денег, но его все любили за умение играть на гуслях.

Однажды Морской царь попросил Садко сыграть для него, а в благодарность позволил поймать рыбку с золотыми перьями, благодаря чему Садко стал сказочно богат.

Садко попытался скупить все товары в Новгороде, но понял, что это никому не под силу и отправился путешествовать со своими кораблями.

Разыгралась буря и Садко, чтобы спасти корабли, отправился к Морскому царю.

Он играл для Морского царя, а на море шумела буря и гибли люди, но Микола Можайский явился к Садко и сказал, что нужно сделать.

Садко порвал струну, выбрал в жены Чернаву, и оказался на берегу одноименной реки возле Новгорода.

Мне понравилось, как Садко пытался скупит весь Новгород. Он был так богат, что легко скупил все товары во всех лавках. Но утром оказалось, что лавки снова полны товару, ведь в город пришли новые суда. И Садко понял, что, сколько бы он не скупал товаров, всех ему все равно не купить.

Главная мысль

Нет ничего в мире краше и милей, чем родной край. Нельзя одному человеку быть богаче целой страны. Вера в бога творит чудеса и приносит спасение.

Чему учит

Былина учит тому, что настоящая сила не в мышцах, а в таланте человека. Учит быть добрыми, справедливыми, не зазнаваться и не считать себя лучше других. Учит вере в Бога. Учит любить свою Родину и быть настоящим патриотом.

Отзыв

Мне очень нравится эта красивая былина, в которой много древнерусского колорита. Садко герой положительный, хотя был момент, когда нежданное богатство застило ему разум. Но Садко осознал свои ошибки и, то делает ему честь. К тому же Садко настоящий талант, а таланту можно простить многое, особенно если он использует свой талант на пользу людям.

5 слайд
Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Главные герои

Никита Кожемяка – украинский богатырь, добрый, отзывчивый, широкой души человек.

Змей – душегуб, страшное чудовище, погубившее немало людей.

Царевна – прекрасная девушка, которая попала в плен к Змею.

Царь – правитель Киева, любящий отец, умный, мудрый человек.

Сюжет

Давным-давно повадился страшный змей совершать налеты на славный город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей и царскую дочку, но не съел ее, как остальных, а запер в своем убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она писала записочку родителям, привязывала ее к собачке. Собачка относило весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом.

Царь велел дочери узнать у змея, кто на всем свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке. Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку, и дать ему задание вызволить ее из плена.

Царь с царицей лично отправились к Никите, который в это время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка, и наотрез отказался идти к змею.

Тогда царь собрал всех осиротевших из-за лютого змея деток, и отправил их к Никите с просьбой убить проклятое чудовище. Не смог отказать детям Никитушка. Отправился он к логову змея, вызвал его на честный бой, и принялся что есть силы душить. Взмолился змей о пощаде, и предложил Никите поделить пополам всю землю. Тот согласился, а сам утопил змея в Черном море. Спас Никита Кожемяка царевну, и вернулся домой мять кожи.

Главная мысль

Настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но также умом и смекалкой.

Чему учит

Сказка учит быть сильным, смелым, никогда не отказывать тем, кто нуждается в помощи. Кроме того, учит проявлять в нужное время хитрость и находчивость.

Отзыв

Никита Кожемяка – настоящий русский богатырь, которого боится даже змей. Ему по плечу справиться с любой работой, с любым заданием, однако он никогда не зазнается и просто выполняет свое дело.

Понравилось, как царевна вела переписку с родителями с помощью своей маленькой собачки. Это еще раз доказывает, что собака, пусть даже самая крошечная – настоящий друг человека.
6 слайд
«Вольга и Микула Селянинович»

Время и место сюжета

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

Главные герои

Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.

Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.

Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Сюжет

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.

Вывод и свое мнение

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Главная мысль

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.
7 слайд
Баллада «Об Авдотье Рязаночке»

Старинные предания донесли до нас ее имя. Звали ее Авдотьей и жила она в Рязани. Незнатная, небогатая. Ее муж не был ни княжеским дружинником, ни воином. Простая семья, посадские люди. Занимался муж Авдотьи ремеслом. Тем они и жили.

Были еще у Авдотьи брат и маленький сын. По легенде зимой пошла она в город Муром, очень ей хотелось купить ткани и пошить для себя и для всех домочадцев новые наряды к весне. Путешествовали в те времена пешком, долог был этот путь, больше месяца ходила женщина.

А когда вернулась, то не увидела она ни родного города, ни своей семьи. Только пепел, головешки, да мертвые тела.

Это был 1237 год. После героического сопротивления превосходящему войску хана Батыя, Старая Рязань была разрушена и сожжена. О степени разорения свидетельствует тот факт, что город, такой прежде крупный и богатый, бывший столицей целого княжества, никогда не был восстановлен на этом месте.

Некому было отстраивать Рязань. В городе остались только мертвые...

Некому было и рассказать Авдотье, что стало с ее родными. Сама она с горькими слезами пересмотрела все мертвые тела и не нашла среди них ни мужа, ни сына, ни брата. Женщина справедливо рассудила, что они угнаны неприятелем в полон и пошла выручать своих родных. А уж если и не выручать, так разделить судьбу со своими близкими, потому что ничего у нее больше в жизни не осталось.

Авдотье предстояло пройти от нынешнего Спасского района Рязанской области до Центрального Казахстана. Именно там, посреди степи, стоял город Орда-Базар – тогдашняя столица Батыева государства, расстояние составляло примерно 2500 км.

По дикой степи, населенной кочевниками, среди тысяч опасностей, голода и трудностей многомесячного пути, Авдотья цели своей достигла.

Красивая легенда говорит, что Батый изумился храбрости простой русской женщины и решил оказать ей "милость": пока не завянет сорванный Авдотьей степной цветок бессмертника, ей предстояло найти своих родных среди пленников и забрать только одного из них.

Женщина нашла семью и на вопрос хана о том, кого она забирает с собой, Авдотья ответила, что своего брата: ведь она молода и у нее может еще будет муж, а будет муж, будут и дети, только брата ей уже негде взять.

По легенде, Батый, потерявший своего брата при взятии Рязани, разрешил мудрой женщине взять всех троих своих родных. Они ушли в свою землю, где основали новый город.

Не могло того быть, скажете вы? Кто знает.

Только на пустом месте, да еще в средние века, да еще и об обычной женщине из народа, легенды не рождаются.

В балладе "Авдотья Рязаночка" автор рассказывает о подвиге не славного богатыря, не княжеского рода дочери, а простой женщины, которая ради спасения всех горожан прошла полмира и не побоялась татарского царища. Авдотья без раздумий бросилась на спасение своих близких и до конца верила, что они живы. Баллада "Авдотья Рязаночка" учит жертвовать собой, бороться с врагом до последнего, любить свой дом и родину, учит быть настоящим патриотом своей земли и пример Авдотьи показывает, битву можно выиграть, если быть самим собой.

Учитель

-Конечно, ребята, это только некоторые замечательные герои земли русской. Обо всех в рамках одного мероприятия и не расскажешь. А что же их всех объединяет? В чём красота героев?

Вывод: Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу,

в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.

Физминутка.
- Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, но отдохнуть не мешало бы.
Дружно встали – раз, два, три-
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Слайд 8

- А кто изображён на этой картине?

(Это Сын Божий- Иисус Христос.)

-В чём заключается его подвиг?
Христос - яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их.
- А какую жертву принёс Бог ради людей?

- Бог любит нас - людей. И чтобы спасти нас, Бог принял на себя всё, что свойственно человеку. Он воплотился в человеке и был рождён на Земле. Он воплотил в себе всё человеческое: он уставал, нуждался в воздухе, пище, воде, претерпевал унижения и страдания. Иисус Христос ради людей, из-за большой любви к нам принёс себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как надо жить. Иисус сказал: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Жертва Богу - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним.
Люди, которые жертвуют всем ради людей, ради Бога, не заботясь о себе, называются подвижники. Они избирают для себя что-то важное и святое и действуют в жизни только ради своей святыни.
Подвижник - реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие -либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.
Высшая степень подвига – это подвижничество духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование; активная позиция противостояния злу.
-Я прочитаю вам строчки из стихотворения Алексея Хомякова. А вы, послушав, скажите мне, какое в нём ключевое слово.
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть в борьбе.
Высший подвиг в терпении
Любви и мольбе.
Вывод. «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма..», «… это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва»

Учитель

-Переходим ко второй странице нашего журнала

«Идёт война народная,

Священная война…»

Слайд 9

История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, - писал из действующей армии в 1941 году А. Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

-Давайте послушаем информацию, какую нашли ребята второй группы. Они совершили экскурсию в деревни Даниловка и Ивановка, которые располагаются на территории Даниловской сельской администрации.

Цель экскурсии: узнать о жизни людей во время Великой Отечественной войны. Давайте послушаем, что им удалось узнать…

Выступления группы учащихся «Военные корреспонденты» о воспоминаниях жителей деревни.
1.Загудайлова Александра Николаевна бывшая учительница Даниловской школы о военном и послевоенном времени.
«Свою трудовую деятельность начала с 15 августа 1945 года в Даниловской семилетней школе. Помню, как добиралась до Даниловки. От станции Красная заря до Змиёвки я ехала товарным поездом в тамбуре. Доехав до Змиёвки, переночевала в Котовке. Там мне рассказали, как добраться до Даниловки. Утром я двинулась в путь. На моё счастье, вскоре появилась подвода, запряжённая волом. На повозке сидела женщина. Я попросила её подвезти меня. Она согласилась. Так я доехала до деревни Столбецкое, а потом шла пешком до Даниловки. Там я увидела страшную картину: сожжённые дома, видны были только трубы, некоторые домики были без крыши. Я сразу поняла, что здесь были фашисты. Именно они оставили множество людей без крова.
Слайд 10-13
Я сравнивала свою деревню с этой. Был большой контраст. Наша территория, где я жила, не была оккупирована, и поэтому у нас не было такой картины. Меня, несомненно, беспокоило то, что я видела в Даниловке. Часто приходили мысли о том, как я буду здесь жить и работать.

Когда я прибыла в Даниловку, директора школы не оказалось на месте. Но он заранее поручил женщине отвести меня на квартиру. Зашли мы в один домик, где жил старичок. Звали его Ерофей Егорович. Он спросил у меня, как зовут. Я ответила. Спустя некоторое время, обращаясь ко мне сказал: «Сейчас я принесу тебе постель и будешь спать». Вдруг вижу: старичок принёс в большой плетушке сухой навоз и спросил о том, есть ли у меня что-либо постелить на навоз. Я ответила, что у меня ничего нет. Поведала ему о том, как у меня из рук вырвали мешочек, в котором были кое-какие вещички, которые собрала мне мать. Я расплакалась. Думаю: ну, что мне делать? Дедушка, увидев меня расстроенной, подошёл и сказал: «Не плачь, внучка, всё найдём.» Через несколько минут он приносит вещи и говорит: «Вот, внучка, тебе и под голову положить и на навоз есть что, накрыться тебе тоже есть». Так я ночевала первую ночь на земляном полу, на навозе. Утром я увидела соседку Ерофея Егоровича. Это была Филатова Мария Егоровна. Оказывается, у неё взял дедушка всё необходимое, чтобы мне переночевать. Филатова Мария Егоровна пригласила меня в свой домик. Она накормила меня и сказала, чтобы я всегда заходила к ней. У неё я всегда писала планы, ходила, как к родной бабушке. Это была замечательная женщина, у которой было доброе сердце, чувство сострадания. Она всегда мне протягивала руку помощи. Я никогда её не забуду, буду вечно помнить её.».
Даниловская семилетняя школа размещалась в арендованных домах. И учительская тоже находилась в арендованном помещении. В домах-классах были земляные полы. Топили печи, в основном, навозом. Было холодно. Верхнюю одежду не снимали ни учителя, ни ученики. В школу ходили ребята из отдалённых населённых пунктов, за 5-7 километров. Этим детям было особенно тяжело. Все дети имели плохую обувь и одежду. Озябшие после долгой дороги, не могли согреться и в классе. Всюду чувствовалась бедность, неимоверные трудности. У детей не было тетрадей, чернил. Они писали на чем только могли: на старых газетах, журналах. Для письма использовали столовую свёклу, сажу. Несмотря на тяжёлую жизнь, люди, в преобладающем своём большинстве, были терпеливы и добры. Родители стояли на правильном пути. Они воспитывали в своих детях нравственные качества. Я не помню случая, чтобы ребята подрались. Они делились друг с другом. Если замерзали «чернила» у кого-либо, ему разрешали пользоваться те, которые жили поближе к школе, у которых не было проблем по этому вопросу. Не было никаких правонарушений со стороны учащихся. Родители внимательно относились к замечаниям учителей. Так в тесном контакте работали учителя и родители, чтобы воспитывать детей в духе высокой нравственности. Дети, в основном, добросовестно относились к учёбе, были трудолюбивыми, любили физический труд. Нередки были случаи, когда руководители колхозов обращались за помощью к школе. Несмотря на то, что многие дети были из других колхозов, они никогда не противились помогать местному колхозу в уборке сельскохозяйственных культур, работали честно, помогая друг другу. Сложнее было для отдалённых ребят. Они уставали за дорогу, но и они не роптали. Вот в таких условиях мы жили вплоть до 60-х годов. Где-то в 60-х годах у нас построили хорошую школу. Топили уже углём, что создавало высокую температуру по классам и в коридоре. И учителя, и ученики снимали свою одежду. Стаж педагогической работы у меня – 42 года. Имею звание «Ветеран труда», Значок «Отличник народного просвещения».
2. Воспоминания жительницы деревни Козловка Якуниной Татьяны Сергеевны.

«Нам, детям войны, пришлось многие тяготы вынести на своих плечах. Все трудоспособные мужчины были на фронте. Остались старики, дети и женщины. Они-то и работали, не покладая рук. Делали всё: косили, вязали, возили снопы, молотили. Женщины передавали нам, молодым, свой опыт. Они обучали нас, как вязать, складывать снопы в крестец, в копны. Объясняли нам, как обращаться с лошадью, как её запрягать. Кстати, этот навык сохранился у меня до сих пор. Я и сейчас могу запречь лошадь.

Трудностей во время войны было очень много: плохая еда, плохая обувь, одежда, а работать надо. Отец мой погиб в начале войны. На моих плечах остались две сестры и больная мать. Питались гнилой картошкой, из которой пекли хлеб. Ещё хлеб пекли из конского щавеля, лебеды. Варили щи из крапивы, но заправить их было нечем: не было ни масла, ни сала, ни молока. Чтобы выжить, собирали колоски на поле, хотя это было делать нельзя, запрещалось. Но люди шли на всё, ради жизни, уж очень хотелось кушать. Вот и ухитрялись всё же собирать их. Выбирали из них зёрна, размачивали их в воде и ели. Нас, детей, как правило, посылали туда, где погрязнее, где много пыли. Всё лето, пока проходил обмолот зерна, мы стояли возле молотилки, а из-под барабана летело хоботье, мы задыхались от пыли. Но возразить мы не имели права, потому что нас туда посылали женщины. И если мать узнает о том, что мы оговариваемся с людьми старшими, она так накажет, что забудешь жаловаться на всю жизнь. Вот так нас воспитывали.

Работать приходилось и днём, и ночью, когда светит луна. После тяжёлого дневного труда хочется поспать, отдохнуть. И вдруг слышишь, как бригадир Платон Митрофанович стучит в окно и зовёт на работу возить копны с поля.

Помню такой случай: едем с поля. У нас был заведён такой порядок: женщины едут впереди и сзади, а мы дети, посредине. Однажды упала моя лошадь, воз повалился набок. Женщины сразу закричали, увидев меня под снопами. Все подошли ко мне. Вывели лошадь из колеи, снопы положили на телегу. Я, конечно, испугалась, ведь могло бы случиться непоправимое, но, стало быть, не суждено было мне погибнуть. Но главное в том, что и здесь проявился принцип подчинения младших старшим. Что мы, молодёжь, плохо слушаем старших. Стали высказывать свои догадки: неправильно были снопы на телеге, не так, как они учили нас. А некоторые стали искать причину случившегося в том, что я, будто бы, задремала. Возможно, и так, ведь человеческий организм, тем более детский, неокрепший не может вынести такой нагрузки: работать днём и ночью. Но мы работали, потому что хотели, чтобы быстрее закончилась война, хотели помочь нашей армии, мы вносили большой вклад в дело разгрома врага, мы обеспечивали наших солдат продовольствием, что так необходимо было им в то далёкое трудное время. Я имею звание «Ветеран Великой Отечественной войны».

3. Воспоминания жительницы села Ивановка Левшиной Валентины Даниловны.

Деревня Ивановка Даниловской сельской администрации – настоящая глубинка. Дорога грунтовая, вокруг раскинулись поля ООО «Эксима-АГРО». Вокруг деревни густой двухметровый репейник. Войдя в деревню, увидели много заброшенных домов. Виднелись полуразвалившиеся крыши. Честно говоря, тяжело становилось на душе. Мы своими глазами увидели, что деревни, где доживают свой век старики, угасают. Молодые давно покинули эти места. Пройдя по заброшенной деревне, увидели один из немногих жилых домов.

Встретились с хозяйкой дома Валентиной Даниловной Левшиной, 1931 года рождения. Женщина очень обрадовалась нашему приходу. Далёкие воспоминания заставили её немало поволноваться. Валентина Даниловна хорошо помнит войну, как фашисты-изуверы хозяйничали в Ивановке, жестоко расправлялись с женщинами и детьми, заставляли работать под дулами автоматов. В один из дней, говорит наша собеседница: «На глазах у детворы расстреляли ни в чём не повинных мирных жителей». Валентина Даниловна показала нам место, где были убиты односельчане.

«И всё же мы одержали победу, мы победили, - продолжает Валентина Даниловна. Да и как не победить, наше дело было правое, святое.
Слайд 14-15
После войны слали новую жизнь строить, тяжело было. Но мы старались.

Более ста домов было в Ивановке, было много молодёжи. Вначале учились по хатам, затем построили школу в соседней деревне Каланче. Затем начальную школу открыли в Ивановке. Постепенно жизнь после войны стала налаживаться. До недавнего времени здесь действовали две молочно-товарные фермы, телятник, машинно-тракторная база. Люди работали, да и жизнь была весёлой. И работали, и отдыхали. Я сама проработала дояркой 30 лет, затем телятницей. Муж (ныне покойный) Николай Тимофеевич трудился шофёром. Трактористом. Растили и учили детей. Вот так незаметно подобралась старость. Дети разъехались, приезжают по возможности, помогают, чем могут; муж умер. Вот так я и осталась здесь одна, а уезжать из родных мест не хочется.» Ещё долго беседовали с Валентиной Даниловной. Она не хотела отпускать нас. Ещё долго ходили мы по деревне. Природа здесь красивая, посреди деревни пруд, много зелени, только обидно, что на фоне такой красоты умирает жизнь села.


Учитель

-Тема войны. О ней написано много, много снято фильмов. Но проходят годы, уходит святость тех лет. К сожалению, даже есть города, где сносят и оскверняют памятники и братские могилы. Но замирает сердце перед величием подвига тех 1418 дней и ночей.

И я уверена, что вы будете всегда помнить и чтить подвиги советских людей и с уважением относиться к событиям войны.
Все помнится, ничто не позабыто,

Все помнится, никто не позабыт

И днем, и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.
Пылает днём и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.
Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

-Давайте почтим память всех героев минутой молчания.

- А теперь мы переходим к 3 странице нашего журнала «Герой нашего времени».
Слайд 16
Задание.
-Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не существуют случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г.Т.Береговой, летчик- космонавт СССР)

« Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А.С. Макаренко).

У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить не только в боях и сраженьях.

- Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?

- Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

- Давайте заслушаем ребят из 3 группы «Поиски талантов»
Выступления группы учащихся «Поиски талантов» о замечательных людях Покровского района.

1 «Дело жизни».
Слайд 17
Александр Михайлович Полынкин с 1978 года начал работать учителем истории Покровской средней школы нашего района, был организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми и её директором в течение 13 лет. С 2002 по 2007 годы руководил учреждением дополнительного образования детей – Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий. Учитель высшей категории и педагог дополнительного образования – тоже высшей категории. В 1989 году в первом областном конкурсе педагогического мастерства занял 2 место. Все эти годы занимался изучением истории родного края. С 1981 года Александр Михайлович начал печатать статьи по краеведческой тематике, вначале – в районной, а потом и в областной прессе. За почти сорок лет им было опубликовано более 500 статей разной краеведческой направленности. К настоящему времени издано более 50 его книг. В начале 90-х годов прошлого века Полынкин два срока являлся депутатом Покровского районного Совета народных депутатов и Покровской районной Думы (был председателем комиссии по образованию и культуре), снова был избран в депутаты в марте2006 и до марта 2011 года работал в Покровском районном Совете на постоянной основе в качестве председателя комиссии по социальной политике. Два срока руководил Покровским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (награждён медалью Центрального Совета ВООПИК).

Член Орловского отделения Российского общества историков- архивистов, член Союза военных литераторов.
2 «Поэзия близкая и понятная».
Слайд18
Поэт-земляк, поэт от Бога, Пётр Дмитриевич Семёнов. В предисловии к книге Семёнова «Деревенский причал» заслуженный работник культуры России поэт Леонид Фомин пишет: «Стихи бывают настоящими и правильными. Правильные написаны по всем канонам поэзии, но не трогают душу. А вот настоящие – такие, как у Петра Дмитриевича Семёнова, и несколькими строками пробудят в памяти позабытые краски детства, сделают читателя добрее и чище.» Он не жалеет душевного тепла для других, охотно делится любовью к родному краю, людям. «Книгу «Деревенский причал» я прочитал от «корки до корки». Вместе с поэтом ещё раз вспомнил своё детство, юность, годы войны с немецко-фашистскими захватчиками, участником которой я был. Стихотворения «Где шли бои», «Мы помним павших и живых», «Трещал мороз февральский на дворе», «Встреча в Берлине» мне близки и понятны. Их автор родился после войны, однако он правдиво отразил военную действительность:

Изрытая окопами земля

Воронки и осколки от снарядов.

Здесь шли бои. Точнее говоря –

Бойцы со смертью

Были близко, рядом.

- так писал о творчестве участник Великой Отечественной войны

С. Гревцев из села Берёзовка.

Душевной теплотой, лиричностью наполнены строки многих стихотворений Петра Дмитриевича. Он умело подмечает в повседневности необычное.

Рассказывая о красоте природы нашего края, поэт в полный голос говорит о сегодняшних реалиях села, о негативных переменах, затронувших его. В этом вы убедитесь, прочитав стихотворения «Покинутая деревня», «Раздумья старика», «Разочарование». Автор с болью в сердце пишет о том, что недавно ещё многолюдные деревни вымирают. Семёнов гневно клеймит всех хулителей нашего славного прошлого, нашей истории и задаёт им вопрос в стихотворении «Хватит врать»: «Вы способны Родину любить?»

Поэт честен, принципиален. Он занимает твёрдую гражданскую позицию. В людях ценит порядочность, доброту, справедливость. Всё то, без чего мы будем бедны духовно.

Написал он стихи и для детей понятным языком, с теплотой, душевностью.

Автор хорошо владеет и сатирическим жанром. Его басни, фельетоны направлены на критику существующих пороков нашего общества. Есть у Семёнова и прозаические произведения «В казённом доме», «Чужая кровь», «Непутёвые». Они заставляют нас, читателей, о многом задуматься. Я всем советую прочитать произведения нашего поэта-земляка. К сожалению, в живых его уже нет, но стихи его живы. Спасибо ему за творчество, близкое и понятное читателю.
3. «Ковид рядом»
Слайд 19
22 января 2021 года ушёл из жизни уважаемый врач-терапевт Дросковской амбулатории Сафронов Владимир Геннадьевич. Он родился 13 мая 1960 года в городе Рыбинск Ярославской области. В 1984 году окончил Ярославский медицинский институт по лечебно-профилактической специальности. С 1984 по 1985 год проходил интернатуру по специальности «Терапия» в орловской областной больнице.

Трудовую деятельность начал 1 июля 1985 года в Дросковской больнице в должности врача-терапевта. С 2012 года Владимир Геннадьевич стал заведующим Дросковской амбулаторией, позже её врачом-терапевтом участковым.

С 2004 года – он почётный донор России.

Отзывчивый, трудолюбивый, хорошо знающий своё дело специалист, Сафронов пользовался заслуженным авторитетом и уважением пациентов и коллег. Его доброта и понимание покоряли, а безукоризненное служение делу неоднократно отмечались грамотами, благодарностями. В 2008 году Владимир Геннадьевич был награждён почётной грамотой министерства здравоохранения и социальной политики. С 2020 года Сафронов работал врачом-терапевтом участковым, оказывал медицинскую помощь больным с COVID-19 и умер в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Светлая память о Владимире Геннадьевиче Сафронове навсегда останется в наших сердцах.

Учитель

- Можем мы этих людей назвать героями? А то, что они делали подвигом?


- Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины,

в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

Подумайте и ответьте на вопросы:

- Как можно готовить себя к подвигу?

- В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?

- В чем проявляется ваша любовь к Родине?
Обсуждение учащимися вопросов.
Учитель.

- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество – это нравственные и волевые черты, - писал В.А. Сухомлинский, - необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

Литературная композиция

Родина суровая и милая

помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Дней военных грозные мелодии,

радость или горькая нужда –

Все проходит, остается Родина,

То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая,

Радуясь, падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга,

А над смертью торжествует жизнь!
И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если, мы, то чувство сохраним.
4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Можно ли назвать подвигом или героизмом следующий поступок: (да, нет)
-Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни.
-Вытащить пострадавшего из огня
-Перебежать дорогу перед идущей машиной.
-Отказаться от предложения зло подшутить над одноклассником.
-Признать свою ошибку и извиниться
-Вынести раненого бойца с поля боя.
-Спасти утопающего.
-Вместо прогулки ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой.
-Играть на компьютере в героические игры.
-Написать сочинение о подвиге.
-Съесть 3 добавки картофельного пюре.
-Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, машинах, прицепившись к ним снаружи?


5. Рефлексия учебной деятельности на внеклассном занятии.
-Ребята, сегодня на протяжении всего занятия мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - добро. Давайте посадим дерево -Дерево Добра.
На доске плакат с изображением дерева, на нём прорезаны дырочки, вставлены скрепки.
На парте по 2 цветка с надписями: Я готов отказаться от(чего) _________ ради__(кого)_________
- Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это сделали. Запишите свои мысли на цветках.
Дети под музыку обдумывают задание и записывают на цветках. Затем выходят к доске и прикрепляют цветок на дерево. Учитель делает музыку тише и ученик читает то, что написал.
-Посмотрите, как расцвело наше дерево Добра от ваших добрых слов, от ваших искренних желаний. Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви.
8. Домашнее задание:
-Напишите небольшое сочинение: «В жизни всегда есть место подвигу».
Занятие окончено. Спаси всех Господь!
Песня «Дорогою добра» исполняют все учащиеся


написать администратору сайта