Главная страница

7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ. Основные этапы развития философии античная философия


Скачать 350.97 Kb.
НазваниеОсновные этапы развития философии античная философия
Анкор7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.rtf
Дата15.09.2017
Размер350.97 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.rtf
ТипДокументы
#8535
страница4 из 4
1   2   3   4

Самой известной работой Флоренского стала книга "Столп и утверждение Истины", вышедшая в 1914 г.

Путем к истине, по Флоренскому, является церковность. Церковь - это тот институт, в рамках которого человек, отказавшись от индивидуального и приняв соборное, может утвердить свое высшее, истинное начало. Под церковью Флоренский понимает и первые откровения Бога человеку, и духовный опыт тысячелетий, и соборное (общее) стремление людей к совершенному благу, и великий союз людей, основанный на любви и дружбе.

"Столп Истины - это Церковь, это достоверность, это духовный закон тождества, это подвиг, это Триипостасное Единство, это свет фаворский, это Дух Святой, это целомудрие, это София, это Пречистая дева, это дружба, это - паки Церковь.

Чтобы притти к истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы - плоть. Но, повторяю, как же именно в таком случае, ухватиться за Столп Истины? - Не знаем и знать не можем. Знаем только, что сквозь зияющие трещины человеческого рассудка видна бывает лазурь вечности. Это непостижимо, но это - так", - писал он в заключение своей книги.
Русский космизм, представленный именами Н.Ф. Федорова (1828 - 1903), К.Э. Циолковского (1857 - 1935), А.Л. Чижевского (1887 - 1964), отчасти В.И. Вернадского (1863 - 1945), также проповедовал идеи единства всех людей на Земле во имя достижения высших целей человечества (счастья, всемогущества, бессмертия).

Зарождение русского космизма относят к деятельности самобытного мыслителя Н.Ф. Федорова, создателя учения о преображении человеческой природы и воскрешении предков. В творчестве Федорова соединились горячий призыв к научному овладению миром и религиозный пафос стремления к высшей нравственности.

Николай Федорович Федоров (1828 - 1903) родился под Тамбовом. Он был незаконнорожденным сыном князя Гагарина. Учился в одесском лицее, затем около пятнадцати лет работал уездным учителем истории и географии. Федоров отличался крайне оригинальной системой преподавания: он считал, что дети должны черпать знания не столько из книг, сколько из жизни - наблюдая за животными и растениями, разглядывая звездное небо, интересуясь историей своих предков и т.п. Уже тогда он начинает разрабатывать свою концепцию "общего дела", делая отрывочные записи, но, в основном, устно излагая свои идеи ученикам. Некоторые из них стали записывать содержание бесед с Федоровым. В 1877 г. один из учеников отослал такой текст Достоевскому, который высоко оценил идеи философа. Позднее и сам Федоров стал периодически записывать свои рассуждения.

Переехав в Москву, в 1874 г. Федоров становится библиотекарем Румянцевского музея. Получая скромную зарплату, Федоров делился ей со своими "стипендиатами", которые, по мнению философа, более, чем он, нуждались в деньгах. Сам он спал на сундуке, ходил в самой простой одежде, питался, в основном, хлебом. После его смерти ученики собрали его записи и опубликовали под названием "Философия общего дела".

Федоров объявил, что жизнь каждого человека и человечества в целом должна быть подчинена высшей цели - достижению бессмертия человека. Во имя этой цели все люди на Земле должны объединиться и совместными усилиями научиться побеждать смерть. Федоров также полагал возможным воскрешение всех когда-либо живших на земле людей. Выполнение этой задачи Федоров и называл "общим делом".

Одним из основных средств обеспечения возможности для жизни огромного количества людей Федоров считал овладение космосом, его безграничного пространства. Овладевший космосом человек - господин природы, в том числе и своей собственной. "Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы", - писал Федоров.

Философ считал, что человечество должно двигаться к бессмертию двумя взаимосвязанными путями: путем воспитания в людях совершенной нравственности и путем овладения способностью управлять эволюцией природы. Человек должен сам направлять эволюцию природы, подчиняя ее законы законам высшей нравственности. Предвосхищая учение Вернадского о ноосфере как эпохе осмысленного существования Земли, Федоров писал: "Через нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте" и вернет людям отобранное у них бессмертие.

* Термин "теодицея" в значении "оправдание Бога" появился только XVII в. в трактате Лейбница "Опыты Теодицеи"

* Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374).

* В дальнейшем Витгенштейн отказался от абсолютизации формального подхода к языку, сосредоточив внимание на естественном языке, в котором отражена не только строгая логика мира, но и живая игра смыслами.

* Термин был введен Ясперсом в 1931 г., позднее развернут Хайдеггером.

* Постмодернизмом называют также совокупность тенденций в развитии культуры конца ХХ в., характеризующуюся эклектикой, хаотичностью, переплетением всех видов и жанров искусств, насмешкой над осмысленностью мира, отраженной в культуре предшествующей эпохи.
1   2   3   4


написать администратору сайта