Контрольная работа по социологии. Контрольная работа. Основные этапы социализации личности
Скачать 48.72 Kb.
|
1. Основные этапы социализации личности. 2. Характеристики ведущих социальных институтов. 3. Стратификация основные измерения. Базовые понятия. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. ТИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. Стадии социализации по Эриксону Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976): Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка. Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе. Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении. Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворение своей жизнью. Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Факторы, влияющие на социализацию На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт. Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина. Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Один из первых социальных институтов, возникших в человеческом обществе, - это семья. Н.Смелзер дает такое определение семьи: Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т.е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все свои связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит в своем существовании ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различные фазы этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом таком этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты некоторые общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от типа брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предполагает существование брачной пары – мужа и жены, в полигамной ( форма брака - полигиния), как правило, муж имеет право иметь несколько жен. Если брак строится на принципе – два или более мужей и одна женщина, то это – полиандрия. Существует также групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный и расширенный, или сложный, типы семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции составляют принятую в данном обществе, исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На ранних этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общество, но и государственные органы. Основная функция семьи - репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения - в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет ряд других важных социальных функций, к которым относятся: 1) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 2) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 3) экономическая - получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 5) функция духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 6) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 7) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8) эмоциональная - обеспечение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменения ее социальных функций, ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционно женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи. Теперь же подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной и политической деятельности, в экономическом обеспечении семьи и на равных участвовать в принятии семейных решений, а иногда и занимать в семье главенствующее положение. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, такие изменения способствовали росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой - усугубили конфликтную ситуацию, повлияли на демографическое поведение, приведя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. Более подробно о семье и браке можно прочитать самостоятельно по учебнику. Религия - это общественно-историческое образование, один из важнейших социальных институтов человечества, и поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э.Дюркгейм, М.Вебер и другие известные социологи. Так, М. Вебер в книге “Протестантская этика и дух капитализма” раскрыл связь между возникновением протестантизма и формированием социальных структур капитализма в западном обществе. Существует целая отрасль социологического знания под названием «социология религии». Одной из самых дискуссионных проблем социологии религии является проблема определения наиболее важного признака религии. Здесь борются в основном две позиции. Первая представлена марксистским религиоведением, и в нем в качестве основного признака религии признается вера в существование сверхъестественного и наличие отношений с ним. Вторую позицию представляют Э.Дюркгейм и его последователи, считающие, что основу религии составляет культовая система. Не вдаваясь в подробную аргументацию сильных и слабых сторон той или иной точки зрения, мы будем исходить из общей предпосылки Э.Дюркгейма, которая нам представляется более научно обоснованной. Поэтому становление религии как социального института следует рассматривать как процесс институционализации религиозных культовых систем. Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции: Мировоззренческую: Компенсаторную; Социальной самоидентификации; Социального контроля; Социально-регламентирующую: Адаптационную; Охранительную и другие. Рекомендуем более подробно ознакомиться с этими функциями, а также с дисфункциями религии по учебнику. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее повышение невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема, как известно, решается в процессе социализации индивидов, направленной как раз на приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации выступает образование - обучение человека с целью передачи ему накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, колледжи, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы задающему объем знаний, которые требуется передать, определенные навыки и умения, которым надо научить. Эти знания, навыки и умения должны соответствовать нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе, и нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть, функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. Объектом изучения в социологии выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем решающую роль. Что же касается термина «неформальное образование», то им обозначают несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации, получаемой из газет, по радио, телевидению, и т.д. В современном обществе социальный статус человека в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования. Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества – потребности в социализации его членов и потребности в подготовке их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе. Вместе с тем круг функций, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире. К ним относятся: 1) Трансляция и распространение культуры в обществе. 2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 3) Социальная селекция. 4) Социальное и культурное изменение. В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от уровня его образования. Таким образом, образование является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее влияние на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной. Более подробно о социальном институте образования в России рекомендуем прочитать в учебной литературе. Представляя собой по форме совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, право по своему существу является важным социальным институтом. Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, а само право - это инструмент регулирования социальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни. Императив нормы - это ее форма («должен, а не то...»), содержание нормы — конкретное правило поведения, рассчитанное на многократное повторение («должен это, а не это и не то...»). В содержании нормы отражается и воплощается социальная реальность, которая служит объектом правового регулирования, в форме нормы - отношение к этой социальной реальности законодателя, сам субъект правового регулирования (его «воля»). Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, и, прежде всего, изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил; во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и совершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в государственной политике. Реальная эффективность действия права, того или иного закона значительно повышается, если при формулировании его норм, а также в ходе его применения не возникает тенденции к оттеснению или замене социальных и экономических закономерностей юридическими нормами. Право может вступить в противоречие с теми реальными социальными нормами, которые проявляются в виде устойчивых актов поведения людей в соответствующих ситуациях. Действие права будет тем эффективнее, чем полнее будут выявлены и приняты во внимание объективные закономерности, присущие данной сфере социальной деятельности. Выявление эффективности права требует сравнения двух главных моментов, а именно, цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального социального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон. Воздействовать на поведение людей закон может лишь в рамках тех конкретных условий, в которых находятся эти люди. Требование закона в этом случае соотносится с потребностями людей, их реальными интересами, их социальными ролями, чертами их личности. В ходе практической деятельности люди объединяются в социальные общности (группы, слои, классы), и господствующие в этих общностях идеи, взгляды, представления и настроения влияют на усвоение ими правовых норм. Деятельность индивидов, их акты поведения (т.е. постановка цели, выбор средств, принятие решения и его выполнение) всегда адресованы обществу, влияют, воздействуют на него, затрагивают составляющие его классы, социальные группы и слои, отдельных членов. Жизнь права, жизнь и «деятельность» закона – это жизнь людей, деятельность конкретных индивидов, так или иначе связанная с правом. Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы должны постоянно приводить это взаимодействие в норму, устранять возникающие в нем отклонения. К социально-правовым компенсирующим механизмам относятся те виды социальной деятельности, цель которых – обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении ее принципиальных характеристик относительно постоянными. Стремление к достижению этой цели воплощается в двух тенденциях. Первая состоит в предотвращении и устранении стихийно возникающих отклонений в социальном поведении индивидов или групп от правовых норм. Вторая тенденция заключается в приведении социальной системы в состояние устойчивого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону их приближения к требованиям социальных законов. Такого рода социальной компенсацией занимаются органы и учреждения, призванные принимать законы, изменять или отменять их, обеспечивать их применение на практике. С одной стороны, в деятельности этих органов должна воплощаться сущность права как волевого предписания, как средства надлежащего регулирования поведения членов общества. С другой стороны, они должны служить средством обратной связи, когда изменение социальной реальности настоятельно требует соответствующей перестройки, переориентации определенных правовых предписаний. Важнейшую роль в жизни современного общества играют политические социальные институты. Они изучаются в рамках политической социологии, рассматривающей взаимоотношения политической сферы с другими сферами, с различными социальными институтами общества. Ее важнейшими категориями являются: политика, политические отношения, политическая система и т.д. Однако ключевым понятием политической социологии является понятие “власть”. Государство является основным и универсальным политическим институтом, посредством которого политические партии, общественные организации и другие объекты политической системы реализуют свои программы, стратегические и тактические цели и задачи. Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Происхождение, сущность, типы и формы государства – являются дискуссионными проблемами в современной социологии. Предлагаем самостоятельно познакомиться с некоторыми точками зрения на эти проблемы по учебной литературе. Экономическая социология (или “социология экономической жизни” в терминологии Н.Дж. Смелзера) в широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как социального института и его влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп. Она представляет собой динамично развивающееся научное направление социологической науки и имеет междисциплинарный характер. Предметом экономической социологии являются социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики. Каждая эпоха рождает свои актуальные темы. Мы живем в эпоху, когда люди по всему земному шару стали участниками единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случились, и передают репортажи о развитии событий на весь мир. Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации и актуализирует изучение массовой коммуникации. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. СМИ часто ассоциируются исключительно с развлечениями и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. подобный взгляд, однако, ошибочен: массовые коммуникации связаны также с о многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой информации, как газеты, телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь, формируя общественное мнение. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе медиакратии – власти средств массовой информации (СМИ), которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Социология массовой коммуникации как социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития СМИ как важнейшего социального института общества, акцентирует внимание на социальной обусловленности и последствиях их деятельности. С развитием и углублением представлений о сущности и закономерностях массовых информационных коммуникаций становится ясным, что СМИ ставят перед обществом ряд проблем. СМИ могут в равной мере как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать его совершенствованию через многообразные формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот- активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост процессов непонимания на личностном и массовом уровнях. СМИ способны вызывать изменения в настроениях людей и всего общества в целом – намеренно и ненамеренно, значительно и незначительно. Они могут усиливать существующее общественное мнение и резко менять его: предотвращать возникающие изменения и интенсифицировать их; способствовать появлению новых ориентаций в обществе и противодействовать им. Перенос значительной части информационных потоков в глобальную информационную сеть Интернет затрудняет контроль над средствами массовой информации со стороны каких-либо государственных и общественных структур. Итак, средства массовой информации обретают все большее значение в современном мире, что обусловливает их рассмотрение как важнейшего социального института, наряду с экономическими, политическими институтами, институтом образования и семьи. Краткая характеристика важнейших социальных институтов общества позволяет понять, как организованы социальные взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности общества. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Именно поэтому для социологии институты – один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов представляет собой, образно говоря, ядро социологии. СТРАТИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, не исчерпывает последнюю. Не менее существенно распределение индивидов, их групп и общностей по социальным слоям (стратам). Универсальным отличительным признаком общества и его структуры является социальное неравенство людей. Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д., - называется социальной стратификацией. Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему: -Во-первых, в процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои, классы, страты общества. -Во-вторых, социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.). -В-третьих, социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремления при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения. Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или невладения) собственностью, властью, определенному уровню образования и профессиональной подготовки, этническому признаку, половозрастным характеристикам, социокультурным критериям, политической позиции, занимаемыми людьми социальными статусами, выполняемыми ими ролями. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификацинном уровне. Вертикальный тип мобильности осуществляется тогда, когда индивид или социальная группа перемещается из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. В зависимости от направления такого перемещения существует два типа вертикальной мобильности. Первый из них- восходящая социальная мобильность, т.е. социальный подъем из одного социального слоя в другой, более высокий. Второй тип вертикальной мобильности представляет нисходящая социальная мобильность, т.е. социальный спуск, социальное нисхождение, социальная деградация. По скорости протекания стратификационных перемещений они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение 5-6 и более лет работает на одном рабочем месте и занимает один и тот же социальный статус учителя или инженера, второй через три-четыре года перемещается на более высокую должность, скажем, начальника цеха или лаборатории, а третий за то же время становится предпринимателем или директором, т.е. переходит в более высокий социальный слой. По плотности стратификационные изменения делятся на единичные и групповые. В первом случае из одного слоя в другой перемещаются единицы - отдельный инженер, врач, офицер, рабочий и т.п., а в другом - целая социальная группа. Такие групповые восхождения и нисхождения случаются чаще всего во время революций, контрреволюций или других крупных трансформаций в обществе. Популярным является подход, предложенный Питирима Сорокина, который выделяет четыре базовых критерии социального неравенства: доход, власть, образование, престиж Доход - измеряется в денежных единицах, которые получает индивид или семья за единицу времени Образование - измеряется числом лет обучения и его качеством Власть - измеряется количеством людей, на которых распространяется решение определенного лица Термин \"власть\" не следует путать с термином \"управление\" Власть как социальный феномен многообразна В широком смысле вла ада - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (несмотря на их интересы) распоряжаться материальными, информационными ими и статус-ными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие отношения, при которых один субъект выступает есть как объект действия другого субъекта Таким образом, власть - это возможность диктовать свою волю другим людям. Престиж - это уважение к статусу, которая сложилась в обществе Ученые составляют специальные рейтинги социального престижа разных статусов на основании опросов (например, когда-то очень престижными считались профессии учителя, врача и др..). Престиж является очень важным критерием социальной стратификации и люди прилагают немало усилий, чтобы повысить его в глазах других Феномен так называемого демонстративного потребления описал американский социологи ог Торстейн Веблен (1867 - 1929) \"Было бы полной наивностью считать, - говорил он - якобы люди едят черную икру, и чтобы утолить голод, или покупают роскошный\" кадиллак \", потому что хотят купить хороший авто ЧБ Очевидно, что подобные вещи покупают не ради удовлетворения основных потребностей: производство предметов потребления выполняет еще и скрытую функцию - оно удовлетворяет стремление людей к повышению собственного престижавласного престижу". Еще одни значительным критерием стратификационной дифференциации в современном постсоветстком обществе является уровень личного дохода и потребления. Культурно-языковая стратификация В различных социальных слоев и групп (рабочие, крестьяне, милиционеры, учителя, политики) язык отличается, потому разным является их образовательный и культурный уровень, среда союз ковки Российский ученый В Бондалетов выделяет следующие основные формы языкави: Литературный язык - главная форма существования национального языка, которая воплотила в себе все духовные достижения народа и преобладает над всеми другими языковыми формами за богатством, строгостью и четкостью нем воло одие высокообразованный часть общества. Народно-разговорный язык - стилистически нейтральное, менее нормированная языковая форма У нее широкий круг потребителей, она доступна индивидам с любым уровнем образования Просторечие - не литературная форма языка Это язык необразованных или малообразованных слоев населения, преимущественно людей старшего возраста Территориальные диалекты - не письменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения в определенной местности Распределение населения Беларуси по различным группам, различающимся имущественным положением выглядит следующим образом: богатые люди, составляющие примерно 1,5% от общего количества населения; состоятельные, могущие позволить многие дорогостоящие покупки, совершать путешествия, отдыхать в дорогих санаториях и т.п. (5-6%); обеспеченные (8-9%) ощущают ограничения при приобретении дорогостоящих вещей типа автомашины или компьютера, посещении ресторанов, осуществлении зарубежных путешествий и т.п.; среднеобеспеченные (около 14%) характеризуются тем, что у них начинают появляться свободные деньги и в соответствии с приоритетами они тратят деньги по выбору: либо отдых, либо бытовая техника, либо хорошее питание и т.п.; малообеспеченные (примерно 17%) не могут купить бытовую и иную дорогостоящую технику или позволить себе приобрести деликатесы. Испытывают затруднения при покупке одежды, посещении театров и т.п.; бедные (примерно 46%) только изредка могут себе позволить покупать мясо, фрукты, одежду, они не в состоянии оплачивать учебу детей, посещать театры, кафе и т.п.; нищие (7%) – находятся на грани выживания, не в состоянии покупать мясо, сладости, новую одежду для детей, тем более для себя, часто живут за счет подаяния, нередко посещают помойки. Стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные индикаторы социальной стратификации. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся: 1) этнонационалъные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т.п.); 2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты); 3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.); 4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием и др.); 5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, псевдокультуры, контркультуры); 6) идейно-политические (приверженцы либерально-демократической, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т.п.); 7) ценностноориентационные (приверженцы религиозной, внерелигиознои морали, нравственного релятивизма, аморализма и т.п.). |