история.проект 2 (2). Основные хозяйственные занятия восточных стран в древности
Скачать 36.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРОЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛОСТИ «ВОСКРЕСЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ИНТЕГРИРОВАНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) По учебной дисциплине «История» ПО ТЕМЕ: ОСНОВНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СТРАН В ДРЕВНОСТИ Выполнила: Студентка Московская область, г. Видное 2022 г. Содержание Введение………………………………………………...………………………...3 ГЛАВА 1. Религиозная и общественная принадлежность восточных славян.5 1.2. Общественный строй восточных славян……………………………………8 1.3. Соседи восточных славян……………………………………………………9 ГЛАВА 2. Основные занятия……………………..…………………….………11 Заключение…………………………………………………………………….....15 Список литературы………………………………………………………………16 Введение Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Основные занятия восточных славян - земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Гипотеза исследования: если изучить данную тему подробнее, можно будет использовать полученные знания для того, чтобы описать исторические периоды, связать их между собой и сделать выводы о развитии государства в тот или иной момент времени. Цель исследования: распространить информацию о главнейших занятиях восточных стран в древности. Задачи: 1. Найти информацию о древних славянах, чтобы в дальнейшем иметь представления об их образе жизни, религиозных взглядах, общественной структуре племен. 2.Разобрать виды религиозных верований. 3. Раскрыть основные хозяйственные занятия восточных стран в древности. Объект исследования: восточные славяне Предмет исследования: особенности быта древних людей, их занятия и культура Методы работы: мониторинг доступной информации, личные наблюдения, опрос, анализ и синтез литературы. Практическая значимость работы: Моя проектная работа содержит в себе интересную и комплексную информацию по данной теме Проблема исследования: На просторах сети Интернет отсутствует структурированная, четкая и краткая информация по данной теме, следовательно, именно моя работа станет тем источником, к которому можно будет обратиться при изучении темы занятий и образа жизни восточных славян. Актуальность: Актуальность данной работы заключается в рассмотрении истории Руси от ее истоков, так как именно восточные славяне являются народом, от которого положена основа дальнейшего исторического пути нашего государства. ГЛАВА 1. Религиозная и общественная принадлежность восточных славян. Религия восточных славян Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» - многобожие, вера в многих богов. Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии Велес (Волос) – покровитель скотоводства Мокошь (Макошь) – богиня изобилия Даждьбог, Ярило, Хорос — бог Солнца, а его различные названия свидетельствуют об отсутствии устойчивого межплеменного единства Летописи не содержат информации о языческих храмах. Славяне поклонялись богам в специально отведённых местах — капищах. Эти места обычно находились на вершине холмов или на большом безлесном пространстве – на лужайках и полянах. Центром капища являлся идол — деревянное изображение языческого божества. Богам приносили жертвы: обычно это были мелкие животные, но в некоторых случаях могли принести в жертву и людей. Жертвоприношения называли требами (от слова «требовать»), что означало дарение энергий, которая проявляется во время совершения обряда или другого святодейства. Жертвоприношения совершали, как правило, общинные вожди или старейшины. Но учёные считают, что у славян были волхвы — специальные люди, обладающие даром и умеющие разговаривать с богами, предсказывать будущее и творить заклинания. Виды религиозных верований: 1. Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение. 2. Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. 3. Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им. 4. Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах. 5. Шаманизм – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы. Особенности славянского язычества: 1. Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам. 2. Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества). 3. Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии. 4. Объектом особого поклонения была природа и природные явления. 5. Славянское язычество знало жертвоприношения. 6. Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений. 7. Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали. Славяне, почитая богов, верили и в существование различных духов. В лесах, по их мнению, обитал капризный леший, к которому нужен был особый подход - чтобы задобрить духа, славяне прибегали к различным способам, у воды жили русалки и водяные, а дом охранял дух предка или пращура — домовой, в существование которого верят и по сей день. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой — дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Добрых духов славяне почитали и обращались к ним за помощью, а от злых духов защищались с помощью заговоров, амулетов или оберегов. Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги. Восточные славяне являлись язычниками, которые поклонялись силам природы. Они верили в родство с различными животными, совершали обряды жертвоприношения. У славян был определенный годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все мероприятия, действа были направлены на получение высоких урожаев, а также улучшения здоровья людей и скота.. Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию, как основному образу жизни. Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях. 1.2. Общественный строй восточных славян. Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Родовой владыка был главой общины, он следил за порядком и возглавлял общину. С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»). Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече. В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались такие вопросы, как: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей. Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Постепенно происходит распад родового строя, начинается формирование городов. Племена восточных славян объединяются в княжества под руководством князя. 1.3. Соседи восточных славян В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье именно киммерийцы были соседями поселений восточных славян, но уже через несколько веков их вытеснил другой народ - скифы, которые на этих территориях создали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы. Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Славянам приходилось переселяться на север, так как появление новых народов, их массовое переселение с одних земель на другие сопровождалось многочисленными разрушениями и грабежом. Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат. Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы. ГЛАВА 2. Основные занятия восточных славян Земледелие Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне были оседлыми земледельцами. Наиболее удобными для земледелия территориями были места, располагавшиеся у берегов рек и озер, где и стали появляется первые поселения славян. Древние славяне выращивали различные зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, а также бобы, горох. Выращивали лен, коноплю, редьку, чеснок, лук, капусту, и даже репу, которую часто ели пареной. Славянам, расселившимся в северных землях с непроходимыми лесами, прежде чем приступать к земледелию, приходилось вырубать деревья. В первый год их вырубали, затем оставляли сушиться на некоторое время. На следующий год срубленные деревья вместе с пнями сжигали, а полученную золу смешивали с землёй. В среднем, участок обрабатывали 2–3 года, потом переходили на новые земли. Такая система называется подсечно-огневым земледелием. Для того, чтобы справляться с этой сложной и довольно трудозатратной системой обработки земельных участков, восточные славяне селились рядом друг с другом небольшими поселками и действовали сообща. На юге условия для земледелия были более благоприятными, особенно в районе Поднепровья. Там славяне распахивали большие участки земли, которые использовались на протяжении долгого времени - 20–30 лет. После истощения почвы участки забрасывали и переходили на новые. Такая система обработки земли получила название переложной. Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить». Отсюда и пословица «Хлеб – всему голова».Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания, и оно практически никогда не носило товарного характера. Скотоводство Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне. Бортничество Бортевое пчеловодство, или бортничество, - самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека. Охота и рыболовство Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. К ним относились (как и относятся): белка, куница, соболь, горностай, лиса. Шкуры пушного зверя были практически основными предметами торговли или бартера, так как их часто обменивали на другие ценные товары. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее, рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Свои деревни славяне строили по берегам рек. В реках водилось много рыбы. Рыба была важной частью рациона наших предков. Рыбаки в Древней Руси назывались ловцами, а торговцы рыбой — рыбаками. Ловилась она в основном сетями или гарпунами. Раньше выбор рыбы в реках был очень богатый: стерлядь, белуга, осетр, голец, окунь, линь, плотва, снетки, корюшка (вандыши), караси. Ремесло У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами. Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры. Торговля Города являлись центрами не только ремесла, но и торговли. На экспорт шли такие товары, как мёд, воск, пушнина (выделанные шкуры животных с ценным мехом). Продавались невольники; кольчуги, изделия из серебра и янтаря, льняные ткани. В Древнюю Русь ввозили металлы, оружие, краски. Ключевые крупные города строились на международных торговых путях. Важнейшим из них был путь «из варяг в греки», который брал начало в Варяжском, то есть Балтийском, море, вёл по реке Неве в Ладожское озеро и затем по реке Волхов к озеру Ильмень. После сплава по реке Ловать, которая вытекает из озера Ильмень, необходимо было преодолеть сухопутный участок. После чего оставалось только пройти по Днепру, который впадает в Чёрное море. Ремесла славян В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды. Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю. Продукты питания они получали путем обмена произведенных товаров. Заключение : Подводя итоги сказанного выше, можно предположить, что быт древних славян полностью зависел от окружающей их природы и не был примитивен. Они питались только тем, что могло расти на их земле, строили такие дома, в которых можно было укрыться о непогоды и диких зверей, которые водились на их земле, вели такое хозяйство, какое позволяли природные условия данной местности. Поэтому уровень развития бытовой деятельности древних славян состоял в неразрывной связи со степенью освоения ими же своих территорий. Чем быстрее славяне обустраивались на своих землях, тем больше совершенствовался и их быт. Уже тогда наши предки были на ступень выше в общем развитии культуры, чем многие другие соседние племена, а также у них быстрее начался процесс образования городов. Из выше сказанного можно сделать вывод, что: – старославянский уклад не изжил себя окончательно. До сих пор в деревнях и сёлах встречаются отголоски древнего прошлого, выражающиеся в быту и в старинных поверьях. Это является нормальным явлением, так как представляет собой часть нашего всеобщего прошлого и в тоже время является связующим звеном между современными людьми и их корнями; –Знакомство учащихся историей древних славян воспитывает интерес к истории своего народа, уважительное отношение к предкам. Развивает устную речь, воображение, творческие способности, умение анализировать и делать выводы. Проводить связь между прошлым и настоящим, культурой и бытом, традициями и обычаями. Литература : 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53 000 слов - 24-е изд., испр. / Ожегов С.И.; [под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова]. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 1200 с. 2. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.) / В. П. Даркевич // Вопр. истории. - 1994. - № 10. - С.50 - 60. 3. Кондрашов Н.А. Славянские языки: учеб. пособие для студентов филол. спец, пед. ин-тов. / Н.А. Кондрашов - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 239с. 4. Личман Б.В. История России. Теории изучения. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие, книга первая / Б. В. Личман - Екатеринбург: СВ-96, 2001 г. - 368 с. 5. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Путилов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 368 с. 6. Пятецкий Л.М. История России: восточные славяне в древности / Л. М. Пятецкий.- М.: Моск. лицей, 1995. - 91 с. 7. Чудакова Н.В. Я познаю мир: дет. энцикл.: история / Н.В. Чудакова. |