Главная страница

ЭССЕ на тему : «Основные концепции философии и техники: мои «за» и «против». ЭССЕ Основные концепции философии и техники мои за и против Сем. Основные концепции философии и техники мои за ипротив


Скачать 15.33 Kb.
НазваниеОсновные концепции философии и техники мои за ипротив
АнкорЭССЕ на тему : «Основные концепции философии и техники: мои «за» и «против
Дата19.12.2022
Размер15.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭССЕ Основные концепции философии и техники мои за и против Сем.docx
ТипДокументы
#851802

ЭССЕ на тему : «Основные концепции философии и техники: мои «за» и «против»


Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Естественно, что феномен техники привле­кал внимание философов еще в древности, хотя предметом систематического научно-философского анализа она стала только в самое последнее время, фактически в конце про­шлого – начале нынешнего столетий. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось проти­воестественным, поскольку первое из них является оли­цетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь бурное развитие техники в нашем столетии, а без фи­лософского и социологического осмысления феномена тех­ники современные философские исследования были бы не полными. Философия науки и философия техники занимают се­годня одно из ведущих мест в современной философии. Тех­ника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилиза­ция была бы невозможной. Однако наука и техника прине­сли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и новые проблемы и даже беды, которые в свою очередь порождают проблемы этики ученых и инженеров, их соци­альной ответственности как перед обществом и человечест­вом в целом, так и перед отдельными индивидами. Проблемы и последствия техничес­кого развития современной цивилизации в условиях часто драматических социально-экологических из­менений в результате, казалось бы, безграничного и все ус­коряющегося технического прогресса, но на практике также и регресса природной среды не могут оставить равнодуш­ным никого из живущих сегодня на Земле. Необходимость переосмысления самого понятия научно-технического про­гресса выдвигает проблематику философии техники на одно из первых мест в современных философских и социальных исследованиях. В человеческом сознании философские идеи и концепции не возникают в законченном виде. Первоначально эти концепции прохо­дят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только достигнув ее, под­вергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем разви­ваются и столь же естественно приходят к своему упадку. Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обо­значаемый термином “век техники”, в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии тех­ники. Еще совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о техни­ке возникали скорее в рамках совсем других философских сюже­тов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания. Одна из исторических проблем, связанная с возникновением философии техники, состоит в том, что не только само рождение ее было запоздалым, но и ее возникновение не было связано с какой-то одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следст­вие отношений двух концепций, проявляющих взаимную соревновательность еще на самых ранних этапах своего становления. Поэтому философия тех­ники может означать две четко различимые вещи. Если филосо­фию техники взять в субъективном аспекте ее возникновения, ука­зывая при этом, что здесь является ее субъектом, деятельным носителем, то в этом случае философия техники представляет собой попытку техников и инженеров выработать некую философию своей сферы деятельности. Если же брать философию техники в объектив­ном аспекте ее возникновения, имея в виду при этом самый пред­мет, с которым мы имеем дело, то ее можно рассматривать как сово­купность усилий ученых-гуманистов осмыслить эту сторону человеческой деятельности. Таким образом, первая концепция в этом случае близка к самой технике, она “протехнологичена”, в то время как вторая – несколько более критична. Таким образом, наиболее методологически правильным будет рассмотрение основных концепций в философии техники, классифицировав их по принадлежности к одной из двух основных традиций в этой области. Следует отметить, что эта пробле­матика, к сожалению, довольно слабо развита в исследова­ниях российских философов.



( дополнение) Ещё сугубо на мой взгляд, достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. На сегодняшний день человечество стало упускать из виду, что оно и само является частью природы, биологическим представителем, жизнь которого определяется изменением природных условий. Поэтому особенно важным во взаимодействии науки, научно-технического прогресса и общества представляется  проблема социальной ответственности ученого. Её особая острота в современных условиях объясняется, прежде всего, превращением науки в непосредственную производительную силу, её усиливающимся влиянием на жизнь человека.
Ведь техника или технология, разработанная ученым, не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности - это бесплодная сила. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство самоуничтожения людей или что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже всё поглотил и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого содержания событий? Только наша человеческая сущность – залог того, что это в целом невозможно. И философия, как наука о  существовании


мира и роли отдельного члена общества в нем способна  расставить в этой «гонке» прогресса правильные приоритеты. Достижения научно-технической эпохи выдвигают по отношению к личности исключительно высокие требования. Вовсе не безликий коллектив, а конкретная личность получает в свои руки плоды научно-технического прогресса,  ту «решающую кнопку» — как в прямом, так и в переносном смысле, — от которой зависят ход и перспективы истории и человечества в целом.

Вывод: Как мне кажется, первостепенной задачей человечества на данном этапе  должно стать его спасение от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма, поскольку человек –  высшая  ценность и цель общественного развития!.


написать администратору сайта