1.1. ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ Проблемы нравственности (морали) всегда играют важную роль во взаимоотношении между членами общества в целом, его социальных групп, коллективов, людьми одной профессии. Особо значимым представляется изучение этих проблем применительно к периоду кардинальных изменений в жизни нашей страны и цели построения правового государства, в частности, в связи с реализацией нравственных принципов в уголовном процессе. Аристотель является, таким образом, предшественником многочисленной школы «эвдемонистов» (греч. eudaimonia – счастье), объяснявших впоследствии нравственные инстинкты, чувства и поступки человека исканием своего личного счастья. Аристотель выделял следующие основные добродетели: рассудительность, мудрость, справедливость, мужество3.
Знаменитый английский математик и философ Б.Рассел позже предложил другой список: храбрость (умение постоять за свои убеждения), оптимизм и интеллигентность. Иные авторы отмечают среди добродетелей еще толерантность (терпимость к чужому мнению), разумность, справедливость, коммуникабельность, свободолюбие4.
Существуют различные воззрения на соотношение таких понятий, как нравственность и мораль. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность».
В содержании моральности Г. В. Ф. Гегель видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов:
семьи; гражданского общества; – и государства5.
Отсюда трактовка морали как категории субъективной, а нравственности как объективной, весьма важной, существенно необходимой, позволяющей приблизить общество к правопорядку, государственности, к сближению морали и права. Современные философские воззрения не различают понятие нравственности и морали, а отождествляют их как единое целое, полагая, что нравственное не может быть аморальным, а моральное не может быть безнравственным. Нравственность с этических позиций трактуется как одна из форм общественного сознания, совокупность определенного рода представлений, убеждений о том, что заслуживает в поведенческой и иной деятельности одобрения, а что осуждается. Отсюда с неизбежностью проистекает субъективный характер нравственности, как отражения сознания людей, т.е. категории, коренящейся в сфере психики. Это не означает, что нравственность оторвана от таких объективных категорий, как общественные и экономические отношения, социумы в обществе и др. Однако эти объективные категории должны восприниматься лишь как основания нравственности, которая сама по себе относится к сфере сознания.
Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания6. Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.
Нравственные нормы реализуются во всех сферах человеческой деятельности: общественной, производственной, личной. В условиях единой общественной формации они едины и обязательны для всех членов общества. Однако применение и преломление общих норм для некоторых социумов, профессиональных корпоративных сообществ может иметь свои специфические черты. Не случайно говорят о врачебной этике, литературной, преподавательской и т.п.
Ни с чем несравнимое значение имеет строжайшее, неуклонное соблюдение норм нравственности при отправлении правосудия. Высоконравственная по своим целям и задачам борьба с преступностью, осуществляемая работниками правоохранительных органов, раскрытие и расследование преступлений, предупреждение преступлений, наказание и перевоспитание преступника несет в своей основе огромный моральный потенциал - охрана интересов общества и исправление оступившейся личности. Но это лишь одна сторона нравственности, когда касаются деятельности работников правоохранительных органов. Это та сторона, где определяются и конкретизируются их частные ценностные ориентиры. Вторая сторона - это нравственные принципы и правила, реализуемые в их повседневной деятельности. Говоря о нравственных принципах, peaлизуемых в уголовном процессе, обычно отмечали следующие: обеспечение строгого соблюдения социалистической законности, искоренение всяческих нарушений правопорядка; защита от посягательств государственного и общественного строя, государственной, общественной и личной собственности; политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан, законных прав и интересов учреждений, предприятий, общественных организаций.
Из этих общих нравственных принципов могут быть выведены более частные, отражающие веление времени. Такие, как публичность уголовного процесса, включающего как обязательность активного, инициативного уголовного преследования, так и охрану прав и законных интересов всех участников процесса. Принцип гуманного отношения к людям и равенства всех граждан перед законом, судом; гуманное отношение к обвиняемому; гуманизм тактических приемов расследования. Непримиримость к нарушениям закона, сочетаемая со справедливостью по отношению к преступнику, соизмеримость меры наказания с совершенным преступлением, с учетом личности преступника. Носителем и выразителем всех этих принципов, реализуемых в повседневной деятельности, должен быть следователь.
Рассмотрев эту главу можно сделать следующий вывод: Проблемы нравственности (морали) всегда играют важную роль во взаимоотношении между членами общества в целом.
Гуманного отношения к людям и равенства всех граждан перед законом, судом; гуманное отношение к обвиняемому; гуманизм тактических приемов расследования.
|