Крупнейшие цивилизации античного мира. Крупнейшими цивилизациями античного мира были древнегреческая и. Основные периоды греческой архитектуры
Скачать 1.63 Mb.
|
Крупнейшими цивилизациями античного мира были древнегреческая и древнеримская. Их территории находились близко друг к другу, они существовали почти в один и тот же период, поэтому в этом нет ничего необычного, что они непосредственно связаны между собою. Данные цивилизации обладали развитыми культурами, которые складывались, взаимодействуя друг с другом. Фундаментом европейской культуры по праву считаются культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима. Столетиями классическая архитектура Древней Греции занимала воображение людей и в нынешнее время очаровывает взгляды. В то же время Римская архитектура испытала мощное давление греческого зодчества. Огромное количество людей каждый год путешествуют в Италию (Древний Рим) и Грецию. Я считаю эту тему интересной и актуальной, как для ландшафтного архитектора, так и для обычного туриста, после разбора данной темы без труда получится отличать древнеримские постройки от древнегреческих, знать их особенности и рассказывать другим их великую историю. Цель моей работы – узнать, чем отличалась древнегреческая архитектура театров от древнеримской. Основные периоды греческой архитектуры 1.Архаический период (VII в. до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. Жилища того времени были примитивны, все силы людей были обращены на постройку храмов. Среди них главенствовали храмы Богов. 2.Главную черту ранне-классического периода (590 до н. э. — 470 до н. э.) составляло освобождение греческой архитектуры от влияния других стран, изменение элементов, пришедших из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. Множество построек в этом периоде — дорического стиля. Данный стиль предполагает мощную каннелированную колонну, которая была сильно сужена кверху и обладала простой капителью, состоящей из эхина и абаки. Дорические храмы лучше всего в первое время отображают идею противостояния тяжести, а позже приобретают более красивые, легкие и смелые очертания. 3.Третий период называется классическим и в течение всего этого периода главенствовал дорический стиль. Он делается легче и смелее в своих формах, нежели в предыдущем периоде. Позже признание получил и коринфский ордер. Из-за этого постройки становятся грациознее и изящнее. 4.Четвертым является эллинистический период (338 – 180 гг. до н.э.). В это время комплексная застройка и градостроительство становятся главной темой архитектуры древнегреческого мира. В это же время здания приобретают чувственность и экспрессию, которые греки увидели в архитектуре восточных стран. Зодчие стараются придать постройкам пышность и эффектность, при этом они используют коринфский ордер. Форма капители, похожая на корзину, обвитая двумя рядами акантовых листьев с восемью волютами-стеблями по углам, так понравилась древнегреческим мастерам, что ею позже украшали самые лучшие сооружения. Особенности древнегреческой архитектуры Архитектура Древней Греции в свою очередь служила примером для многих архитекторов всего мира и заложила основу европейского зодчества. Строители греческого мира при возведении храмов старались придерживаться теории, сформулированной в трактате Витрувия: «единство прочности, красоты и пользы». Главной отличительной чертой и основой архитектуры древних греков является наличие хорошо продуманной ордерной системы, наполненной многочисленными скульптурными композициями и декоративными деталями, доведенными до совершенства. Во-первых, строения Древней Греции в первые века своего существования были достаточно серьезно проникнуты влиянием искусства Египта. Во-вторых, древнегреческая архитектура отличалась соответствием форм с их конструктивной основой, которые составляют единое целое. В-третьих, древние греки доводили свои творения до отточенности и совершенства. Несмотря на постройки, имевшие в некоторых случаях очень большие размеры, сооружения можно назвать произведениями искусства, причем ювелирного. В-четвертых, архитектура Древней Греции тесно связана с философией того времени, а ее главной темой были представления о силе и красоте человека, который был неразрывно связан с природой. Этапы развития римского зодчества Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. 1.Первый из них охватывает собою время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Данный период ещё небогат сооружениями, да и те, которые появлялись тогда, обладали исключительно этрусским характером. Они были сделаны из сырцового кирпича и дерева. 2.Второй период характеризуется проникновением черт греческой архитектуры в римскую, что в последствии очень отразилось на римских зданиях. Римляне хотели подчеркнуть в своих зданиях мощь и величие человека. В Риме появились первые мраморные храмы. Этот период начался в середине II в. И просуществовал до 31 г. до н. э. В Риме начали строиться мраморные храмы. 3.Самым блестящим периодом древнеримской архитектуры является третий. В это время римляне все чаще применяют в своих постройках бетон. Римляне все больше восхищались древнегреческими постройками и старались подражать их архитектуре. Появляется новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Простота, но в то же время необычная индивидуальность римского искусства делают его весьма привлекательным. 4.Наступает четвертый, последний период в истории древнеримского зодчества и в это время каждый император старается построить здания в свою честь, пытается как-то оставить о себе память. И чем дальше, тем сильнее в Рим проникали восточные влияния, стремление к напыщенности и грациозности, погасившее предания классической эпохи. Характерные черты древнеримской архитектуры Римляне дали начало новой эпохе мировой архитектуры, в которой главное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на множество людей. Во-первых, древнеримская архитектура впитала в себя черты архитектуры греков. Во-вторых, строения Древнего Рима достигали больших успехов в ансамблевом выражении. В римском зодчестве архитекторы предпочитали замкнутые формы. В-третьих, для сооружений этой цивилизации характерны пышная отделка зданий, монументальность, огромное количество украшений, стремление к строгой симметрии, преимущественно создавались здания лишь для практических нужд. В-четвертых, римские храмы, форумы, а часто и скульптурные произведения весьма превосходили размерами древнегреческие. Сходства и различия древнеримской и древнегреческой архитектуры Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины. И у римлян, и у греков было свое историческое призвание, они дополняли друг друга, их заслугой является фундамент современной Европы. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. Но одновременно с этим Рим и Греция имели существенные различия в своих культурах, а в частности в архитектуре. В общем, греческая архитектура отличается большими открытыми сооружениями, стоящими на возвышениях, а не в низинах, как в Риме. Интерес к практическому назначению зданий у греков был меньший, чем у римлян. Так же для греческих архитекторов было характерно возведение огромных храмовых комплексов, которые размерами подчеркивали своё величие. Вкратце, у римлян главным было понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; римские зодчие строили сооружения, превышающие по размерам греческие, в которых была идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературе. Они стремились к пышной отделке зданий, старались показать богатое убранство, отдавали большое предпочтение украшениям, так же приветствовалась строгая симметрия разных частей здания. Таким образом, рассмотрев характеристики древнеримской и древнегреческой архитектуры, можно сказать, что они очень сходны. Изучая римскую архитектуру можно сказать, что описанные её особенности присущи и греческому зодчеству. Но постройки того времени данных цивилизаций и по сей день удивляют и восхищают своим изяществом. Мастера и Греции, и Рима старались сделать свои творения неповторимыми, оригинальными и исключительными, поэтому каждое здание можно назвать произведением искусства. Конечно, в этой небольшой работе нельзя описать всё богатейшее архитектурное наследие Греции и Рима, но мы привели основные отличительные черты построек того времени этих двух цивилизаций. Крупнейшими цивилизациями античного мира были древнегреческая и древнеримская. Их территории находились близко друг к другу, они существовали почти в один и тот же период, поэтому в этом нет ничего необычного, что они непосредственно связаны между собою. Данные цивилизации обладали развитыми культурами, которые складывались, взаимодействуя друг с другом. Театры - греческое изобретение, их популярность перешла в Рим именно оттуда, но к слову, это не было слепым копированием со стороны римских архитекторов. Давайте рассмотрим подробные отличия в архитектуре греческих и римких театров. В ходе работы также рассмотрим самые известные примеры данного типа сооружений. Почитавший греческую культуру римский народ много заимствовал, но и в тоже время вносил значительные изменения в те или иные архитектурные сооружения. Нужно отметить, что работ античной эпохи, посвященных данной тематике, сохранилось не много. Первым и полноценным трудом является трактат Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре», в котором он пишет как о греческом искусстве, так и о римском. Автор в своем труде повествует не только о различных типах архитектурных сооружений, таких как храм, театр, базилика и многие другие, но и о строительных материалах, используемых при постройке того или иного сооружения. При помощи трактата Витрувия можно провести сравнительный анализ греческого и римского искусства, поскольку в некоторых книгах идет сначала описание римской постройки, например театра, а потом греческой. По свидетельству Витрувия, римские и греческие театры имеют разные правила построения. Согласно античному автору, план самого театра (римского) делается так: «Наметив основной центр, надо начертить линию окружности, соответствующую по величине периметру будущей нижней площади, и вписать в эту окружность четыре равносторонних треугольника, касающихся через равные промежутки крайней ее линии. Сторона одного из этих треугольников, находящаяся ближе всего к сцене, определит границу ее передней стороны чертой, отрезающей сегмент круга; затем надо провести через центр параллельную этой черте линию, которая отграничит помост просцениума от пространства орхестры». «В греческих театрах, – писал Витрувий, – архитекторы заключают в основной круг не четыре треугольника, а три квадрата, их углы касаются линии окружности; сторона одного из квадратов, ближайшая к сцене и отрезающая сегмент круга, определяет этой чертой границу просцениума. Параллельно этому направлению проводится линия, касательная крайней части окружности, на оконечностях полукруга отмечают центральные точки. Поставив циркуль на левую точку, описывают дугу, начиная от левого получившегося промежутка к левой части просцениума; и точно так же, перенеся центр на крайнюю левую точку, описывают дугу от правого промежутка к правой части просцениума». Подобные различия связаны с тем, что римляне нуждались в более широком помосте и узкой орхестре. Дело в том, что в римском театре все артисты действовали на сцене и орхестра предназначалась под места для сенаторов и магистратов, тогда как в Греции на сцене исполняли свои роли трагические и комические актеры, остальные – на орхестре. Главное различие греческого театра и римского в том, что римский театр был самостоятельной постройкой. Во «Всеобщей истории искусств» авторы утверждают, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр – в большей мере сооружение городского типа. О том, что театры римлян были самостоятельным зданием, мы видим и из работы И. Коли. Исследователь пишет, что римские театры были полукруглыми по форме и имели сцену, а не были открытыми с передней стороны прямо на окружающую местность. В римском театре использовалась система сводчатых галерей – субструкции. Их использовали в качестве фойе, что позволяло быстро освободить и заполнить театр зрителями. Также имелись эвакуационные коридоры, расположенные под зрительскими местами. Древнегреческие архитекторы, как и римские, при постройке театров имели одну и ту же задачу – донести до слушателей звуки со сцены. Витрувий пишет: «Ради этого древние архитекторы, идя по стопам природы, строили ступени театров на основании восходящего голоса и путем математической каноники и теории музыки старались, чтобы всякий звучащий со сцены голос доходил до ушей слушателей отчетливее и приятнее». Теперь следует перейти к примерам греческих и римских театров. Важно отметить, как в Греции, так и в Риме существовали деревянные театры. Упоминания об одном из них мы можем обнаружить у Плиния Старшего, а именно римский деревянный театр консула 115 г. до н.э. Марка Эмилия Скавра. «В свое эдильство, – писал Плиний Старший, – Марк Скавр создал сооружение, величайшее из всех, которые когда-нибудь были созданы рукой человека, не только кратковременных, но даже рассчитанных навеки. Это был театр. Сцена у него была из трех частей в высоту, с 360 колоннами, – и это в том государстве, которое не смогло стерпеть шести гиметтских колонн без осуждения выдающегося гражданина. Нижняя часть сцены была из мрамора, средняя – из стекла (такая роскошь была неслыханной даже после этого), верхняя – из покрытых золотом досок. Нижние колонны были, как мы сказали, по тридцати восьми футов». Деревянные театры не сохранились до наших дней. Существовала практика постройки каменного театра на месте разрушенного деревянного, например, театр Диониса в Афинах первоначально был выполнен именно из этого материала, но после обрушения был перестроен в камне в IV веке до н.э. Сейчас мы перейдем к рассмотрению двух греческих и двух римских театров. Все они выполнены из камня. Их можно видеть и сегодня, хотя находятся они в разной степени сохранности. Одним из самых первых греческих театров является все тот же театр Диониса в Афинах, который первоначально был построен из дерева. Именно он служил образцом для более поздних построек подобного типа для всей Греции. Театр, по разным источникам, вмещал в себя от 17 тысяч до 30 тысяч зрителей и состоял из трех основных частей: театрон – места для зрителей, оркестра – пространство перед скеной, где выступал хор, и скена. Как тогда, в IV веке до н.э., так и сейчас здание располагается на юго-восточном склоне акрополя. Ф. Ф. Велижский в труде «Быт греков и римлян» упоминает о данной постройке: «Первый такого рода каменный (большей частью, входивший в скалу акрополя) театр был афинский, посвященный Дионису и находившийся в священной ограде храма того же бога». Для данной работы важно подчеркнуть, что постройка является частью склона акрополя, что, в свою очередь, делает ее примером классического греческого театра. Один из самых известных и хорошо сохранившихся образцов эллинского театра находится в Эпидавре. Данная постройка была воздвигнута в IV веке до н.э. архитектором Поликлетом Младшим и могла вместить до 10 тысяч человек. Здание, как и в Афинах, состояло из трех частей: театрона, оркестры и скены. Авторы «Всеобщей истории искусств» пишут, что скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум – каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Постройка первого каменного театра в Риме – театра Помпея – относится к 55-50 гг. до н.э. Нужно отметить, что это был не отдельный театр, а целый театральный ансамбль, в который входили храм, сам театр, примыкающие к сцене портики – и все это в окружении сада. Общая площадь комплекса 1,5-2 га. Зрительские места состояли из трех концентрических ярусов. По сведениям П. Гиро, как места для зрителей, так и все внутренние украшения были из мрамора. Сохранились значительные части этих сооружений, находящиеся сейчас под современной застройкой. Этот театр несколько раз горел при Августе, Тиберии, Тите, Филиппе Аравитянине, Диоклетиане – и каждый раз был возобновляем, так что еще в VI веке в нем давали представления. За сценой находился обширный портик, который окружал площадку, усаженную сикоморами и украшенную фонтанами, мраморными и бронзовыми золочеными статуями. Рядом с комплексом было обнаружено несколько статуй, колонн из красного египетского гранита. Из вышесказанного можно заключить, что строительство театра вышло на новый, более сложный уровень развития. Постройка театра Марцелла в Риме была начата Цезарем, а закончена в 13 г. до н.э. уже при Октавиане Августе. Строение названо в честь покойного племянника Августа – Марка Клавдия Марцелла – и вмещало 10-14 тысяч человек. Данное сооружение выполнено в римско-италийском стиле: здание является полностью самостоятельной, обособленной постройкой, а не вписанной в ландшафт, как, например, театр Диониса в Афинах. С самого начала строительства здесь существовала система эвакуации через субструкции. Последней частью эвакуации служил нижний коридор, проходивший вокруг всего театра и открытый наружу рядом арок. Театр Марцелла дошел до наших дней в сильно искаженном виде. Дело в том, что здание театра на протяжении поздней античности и раннего Средневековья постоянно растаскивалось местными жителями на камни. Позднее, как сказано во «Всеобщей истории архитектуры», к XII веку театр был перестроен в крепость, а в эпоху Возрождения бывший театр стал собственностью семьи Орсини, которая при помощи архитектора Перуцци перестроила его во дворец. В настоящее время театр представляет собой двухэтажное здание, на котором располагается 16 арочных осей, 4 из которых отреставрированы. Нижняя аркада театра выполнена в дорическом ордере, верхняя – в ионическом. Такая многоярусная аркада станет основным композиционным приемом последующих амфитеатров и театров. Данная постройка является ярким образцом римской архитектуры. Из всего вышеперечисленного мы видим, каким изменениям подвергся греческий театр в руках римских архитекторов и строителей. Подобное происходило со многими типами сооружений. Благодаря эллинам римляне познакомились с различными литературными жанрами и узнали, что такое настоящий, классический греческий театр. Римляне заимствовали многое от греческой культуры, но их менталитет был другим, более расчетливым, нежели поэтический менталитет эллинов. Римское государство было гораздо больше и мощнее, чем любой греческий полис. Оно легко восприняло греческие идеи, доработало их и стало использовать так, как считало удобным для себя. Римское государство в эпоху поздней Республики и начала Империи становилось все более сильной державой и показывало свое богатство и силу, в том числе и при помощи архитектуры. |