Византия. Основные периоды византийской культуры
Скачать 16.39 Kb.
|
После падения Западной римской империи в 476 году, Византия существовала на протяжении почти тысячелетия вплоть до 1453 года. Само название «Византия» происходило от греческого наименования города Византий куда в 330 году император Константин I перенес столицу Восточной Римской империи, назвав её в свою честь Константинополем. Византийской называли Восточную Римскую империю историки, в то время как сами византийцы называли себя ромеями (греческий вариант латинского римлянин). Основные периоды византийской культуры: 1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием. 2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами. 3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности. 4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии. 5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами. Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв., и поздний — IX—XV вв. Для раннего периода развития византийской культуры характерно постепенное изменение эстетических и художественных представлений под влиянием восточной традиции, которая проникала не только в сферу философии, искусства, но и в политику, верования. Это привело к тому, что к середине XVI века в Восточной римской империи была сформирована собственная, отличающаяся от западной идентичность. Характерные черты культурного наследия Византии определялись влиянием религиозности на все стороны жизни общества. благодаря синтезу традиционных античных и заимствованных восточных влияний сложился особый тип архитектуры и иконописи. Замечание 2: Христианство определяло не только нравственные, но и эстетические ценности. Особое значение культурное наследие Византии имело для Древнерусского государства. Одним из результатов христианизации Руси стало распространение художественной и архитектурной традиции византийского толка. Архитектурное наследие Византии Специфика архитектурного наследия Византии обусловлена изменение роли храмов в отправлении культа. В античной традиции храм представлялся обителью почитаемого бога, поэтому свободный вход внутрь был разрешён только жрецам. Культовые церемонии проводились на специальных площадках перед храмом. Поэтому основное внимание уделялось внешнему виду сооружений, фасады украшались колоннами, одновременно выполняющими конструктивную и декоративную функции, скульптурами. У христиан храм – это место, где верующие собираются для вознесения молитвы. Поэтому при сравнительно простом фасаде, внутреннее убранство культовых сооружений Византии поражает пышностью. Отличительная черта архитектурного стиля Византии – крестово-купольные храмы вместо традиционной для Древнего Рима базиликального типа. Определение 2: Крестово-купольным называется храм прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено на девять ячеек при помощи четырёх столбов. Перекрытие образовано цилиндрическими сводами, расположенными в форме креста, центральную ячейку венчает барабан с куполом. Для облицовки зданий применяется специальный кирпич – плинфа – украшенный различными узорами. Стены храмов украшались монументальной живописью и мозаикой. В отличие от архитектуры романского стиля не получили широкого распространения витражи и практика украшения фасада скульптурными изображениями и барельефами. К культурному наследию Византии относится Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь), который после арабского завоевания Византии в 1453 году был перестроен в мечеть Айя-София. Памятник внесен в список культурного наследия Юнеско. Замечание 3: Начиная с 1934 года в Айя Софии запрещено проводить мусульманское богослужение. В 2018 году Конституционный суд Турции окончательно закрепил за культурным памятником статус музея. К памятникам культурного наследия Византии относится расположенный на Кипре византийский замок и крепость Пафос. Сооружение носило оборонительный характер. В список памятников культуры всемирного значения ЮНЕСКО внесены девять церквей, расположенных в районе Троодоса (Кипр). Они также относятся к культурному наследию Византии и были построены в X- XII веках. Их внешний вид отличается от традиционных канонов византийской архитектуры, но внутреннее убранство, фрески выполнены в типично византийской манере. Небольшое количество архитектурных памятников культурного наследия Византии объясняется тем, что большая часть их были уничтожены или перестроены в период Османской империи. Художественное наследие Византии Художественные традиции византийской иконографии и мозаики оказали влияние на ряд национальных культур, в том числе России и Италии. В истории изобразительного искусства Византии принято выделять два периода: -Доиконоборческий; -Постиконоборческий. На начальном этапе византийская иконография сохраняла основные черты античности, однако, потребность в выражении христианских догматов языком живописи приводит к появлению нового изобразительного языка. Иконописные изображения теряют черты индивидуальности и натурализм, присущие античному искусству. Для византийской иконографии характерен символизм, каждому жесту и цвету соответствовало определённое значение. Отличительной особенностью художественного наследия Византии является широкое применение мозаики при украшении как светских, так и церковных помещений. Использование смальты – стекла, покрытого тонким слоем золота – позволяло византийским мастерам создавать наполненную светом, одухотворённую графику. Художественное наследие Византии по большей части было уничтожено после того, как государство оказалось под властью Османской империи. |