Главная страница
Навигация по странице:

  • По предмету: Философия На тему: Основные положения философии Ф. Ницше. Студента группы 2ЗбПп1 Казакова Сергея ВладимировичаПреподаватель

  • Зубков Владимир Петрович Москва – 2018 Содержание

  • Критика морали

  • Атеизм и нигилизм

  • Гипотеза о воле к власти

  • Сверхчеловек и переоценка ценностей

  • Теория вечного возвращения

  • Список литературы

  • Философия Ницше. Основные положения философии Ф. Ницше


    Скачать 46.67 Kb.
    НазваниеОсновные положения философии Ф. Ницше
    Дата24.06.2019
    Размер46.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Ницше.docx
    ТипРеферат
    #82876





    «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    (МАДИ)»
    Заочный факультет

    Реферат

    По предмету: Философия

    На тему: Основные положения философии Ф. Ницше.

    Студента группы 2ЗбПп1
    Казакова Сергея Владимировича

    Преподаватель:

    Зубков Владимир Петрович

    Москва – 2018
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………3

    Критика морали…………………………………………………………………4

    Атеизм и нигилизм……………………………………………………………...7

    Гипотеза о воли к власти……………………………………………………...9

    Сверхчеловек и переоценка ценностей…………………………………....13

    Теория вечного возвращения………………………………………………..18

    Заключение……………………………………………………………………..20

    Список литературы…………………………………………………………… 21

    Введение

    Мятежный дух Фридриха Ницше нашел выражение в его литературном стиле. Ему не хватало терпения давать строгие определения понятий, проводить непрерывный логический анализ, отыскивать доказательства относительно глубинной сущности вещей - на его взгляд, все это было типично для философии прошлого. Его творчеству присущи вспышки озарения, афористические высказывания и воззвания. Его идеи часто кажутся пессимистическими и бессвязными, для них характерен конфликт и противоречие.

    Между утверждениями Ницше существует связь, однако он призывает нас восстановить связующие звенья самостоятельно - если, конечно мы в силах. И даже после этого Ницше не желает вселять в читателя чрезмерную уверенность в том, что он приблизился к окончательной, неопровержимой истине. «Всякая философия, - написал он однажды, - это философия переднего плана… Всякая философия так же скрывает философию».

    Целью данной работы является попытка рассмотреть основные положения философии Фридриха Ницше.

    Актуальность данной работы заключается в том, что в современной философии фигура Ницше оказалась востребованной в исследовании различных направлений. Философия Ницше нетрадиционна, неординарна, отличается резкой категоричностью, и в то же время своевременна и логически обоснована, что и привлекает внимание исследователей.

    Критика морали

    «Этой книгой я открываю кампанию против морали,» - писал Ницше о своем произведении «Рассвет».

    Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок, их сущности и происхождении. В этот период вырабатывается специфический для философа стиль изложения: его книги отныне уже ничем не напоминают научные трактаты, это - композиционно и тематически оформленные собрания афоризмов.

    Первая трудность «проблемы морали», с которой столкнулся Ницше, состояла в том, что до тех пор ее вообще не считали проблемой. Философ считал, что вести себя морально означает подчиняться определенной традиции, кодексу, иначе говоря, мораль - это обычай. «Быть моральным, нравственным, этичным - значит повиноваться издревле установленному закону или обычаю. При этом безразлично, подчиняются ли ему насильно или охотно: достаточно того, что подчиняются...» - пишет Ницше. То есть мораль - высший авторитет, которому повинуются не оттого, что он велит нам что-либо полезное, а оттого, что он вообще велит.

    «Нравственность, - пишет Ницше, - есть, ближайшим образом, средство предохранения общества от распадения». Прежде всего, должна появиться система принуждения, заставляющая индивида согласовывать свои личные мнения и интересы с общественными. Успешнее всего этот механизм действует, если принуждение принимает анонимную форму обычая, когда общественный авторитет утверждается через систему воспитания и обучения. В таком случае лояльность может стать «второй натурой», демонстрироваться добровольно и даже приносить удовольствие. Нравственность становится внутренним свойством и средством самоконтроля человеком своего поведения по мере совершенствования общественного организма.

    Подобные рассуждения, казалось бы, должны наводить на мысль, что Ницше - сторонник утилитаризма. На самом деле его позиция не столь однозначна. В книге «По ту сторону добра и зла» он выдвигает учение о двух основных типах морали: «морали господ» и «морали рабов». Во всех развитых цивилизациях они смешаны, элементы той и другой можно обнаружить буквально в одном и том же человеке. Но различать их, считает Ницше, необходимо. В морали господ, или аристократической морали, «добро» и «зло» эквивалентны понятиям «благородный» и «презренный» и относятся не столько к поступкам людей, сколько к самим людям, эти поступки совершающим. В рабской же морали смысл основных этических категорий зависит от того, что полезно, что служит поддержанию порядка в обществе, отстаивающем интересы слабых в духовном и физическом отношении индивидов. Такие качества, как сострадание, добросердечность и скромность, рассматриваются как добродетели, в то же время свойства, которые обнаруживают сильные и независимые индивиды, считаются опасными, а потому «злыми».

    Высший тип человека, по его мнению, создает свои ценности от избытка жизненной силы. Слабые же и бессильные боятся таких людей, они стремятся обуздать и приручить их, подавить своей численностью, навязывая в качестве абсолютных «стадные ценности». Разумеется, подобная мстительность открыто не признается и, возможно, даже не осознается «толпой» в качестве побудительного мотива, однако, она действует, находя как прямые, так и окольные пути и косвенные выражения.

    Итак, согласно Ницше, в морали борются друг с другом две основные этические позиции. С точки зрения высшего типа людей, они могут сосуществовать. Это возможно, если «толпа», не способная ни к чему возвышенному, будет практиковать «рабскую мораль» исключительно в своей среде. Но она, подчеркивает Ницше, никогда не ограничится этим и не откажется от универсалистских претензий. Более того, по крайней мере в истории Запада, у «рабской морали» были и остаются все шансы па успех. Об этом, например, свидетельствует распространение христианства. Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или «рабской морали».

    Ницше полагает, что идеал всеобщей, единой и абсолютной морали должен быть отброшен, так как он ведет жизнь к упадку, а человечество - к вырождению. Его место должна занять градация степеней различных типов морали. Пусть «стадо» остается приверженным своей системе ценностей, считает Ницше, при условии, что оно лишено права навязывать ее людям «высшего типа».

    Когда Ницше говорит о необходимости стать «по ту сторону добра и зла», это надо понимать как призыв к преодолению так называемой рабской морали, которая, с его точки зрения, ставит всех на одну доску, препятствует возвышению человеческого типа. Он не имеет в виду полное безразличие к природе ценностей и упразднение всяких нравственных критериев. Подобное было бы самоубийственным для обычного человека. Только те, кто принадлежит к высшему типу, могут без ущерба для себя стать «по ту сторону» навязываемых обществом пониманий добра и зла, ибо эти индивиды сами являются носителями нравственного закона и не нуждаются ни в чьем попечительстве. Их свободное самоопределение, считает Ницше, - это единственный путь к более высокому уровню человеческого существования, к сверхчеловеку.

    В целом мораль Ницше противоречива. Ницше показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и сущности человека как морального существа. Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой.

    Атеизм и нигилизм

    В «Веселой науке» Ницше замечает, что «величайшее из новых событий - что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...» Разрушение веры в Бога открывает перед человеком возможность полной реализации его творческих потенций; христианский Бог с его повелениями и запретами больше не стоит на пути; и взгляд человека уже не устремляется от этого мира ввысь - к несуществующей сверхчувственной реальности.

    Подобная точка зрения основана на том, что понятие Бога враждебно жизни. Это глубочайшее убеждение Ницше, которое не изменилось с течением времени. «Понятие «Бог», - пишет он, - было до сих пор сильнейшим возражением против существования».

    В целом точка зрения Ницше относительно веры в Бога, особенно христианского, такова, что она враждебна жизни. В соответствии с подобным воззрением, философ истолковывает выбор между верой в Бога и атеизмом как вопрос вкуса, или инстинкта. Он признает, что среди великих людей были верующие. Однако теперь, когда существование Бога больше не является бесспорным, сила, интеллектуальная свобода, независимость и забота о будущем человеческого типа требует атеизма.

    Время от времени Ницше приводит теоретические аргументы против религии, указывающие на ее иллюзорный характер. Решающим же мотивом его отвержения религии вообще и христианства в частности является то воздействие, которое религиозная вера оказывает на человека: ему прививается чувство бессилия, ущербности, послушания и т.п., он лишается способности к свободному саморазвитию. Религия, согласно Ницше, препятствует появлению высших индивидов либо разрушает их внутренний строй.

    Вместе с тем, нападая на христианство, Ницше нередко отмечает привлекательность и благородство его идеалов. Богоборчество Ницше считает как бы подтверждением собственной силы и способности жить без божественной опеки.

    Люди воображают, считает Ницше, будто нет никакой необходимой связи между верой в христианского Бога и следованием христианским нравственным критериям и ценностям. То есть последнее, по их мнению, можно сохранить в неприкосновенности, а первое отбросить. Однако подобные опыты, подчеркивает Ницше, обречены на неудачу. За «смертью Бога» рано или поздно неизбежно должно последовать отрицание абсолютных ценностей и самой идеи объективного и всеобщего морального закона.

    Согласно Ницше, человек, воспитанный в среде западноевропейской культуры, соединяет в своем сознании представление о моральных ценностях с христианской религией. Поэтому, если он теряет веру в эти ценности, то он теряет веру в ценности вообще. Утрата ценностных ориентиров, сопровождаемая чувством бесцельности, бессмысленности мира - один из важнейших элементов такого явления, как «европейский нигилизм». Ницше пишет, что «мораль была великим средством для противодействия практическому и теоретическому нигилизму», она предписывала человеку следовать абсолютным ценностям, чем «охраняла человека от презрения к себе, как к человеку, от восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в познании. Она была средством сохранения». И хотя человек, которого оберегает христианская мораль, - это слабый тип, все же следование данным моральным предписаниям чаще всего приносит положительные результаты. Поэтому упадок веры ставит европейца перед опасностью нигилизма.

    Нигилизм может выступать в разных формах. Так, существует пассивный нигилизм, покорно признающий, что высших ценностей нет, а существование бессмысленно. Это ощущение может побудить человека как к самоубийству, так и к жестокости по отношению к другим по принципу «все позволено». Но есть и активный нигилизм, который стремится сокрушить лишенных доверия и обесцененных кумиров. Ницше предсказывает, что активный нигилизм вскоре выйдет на сцену истории и вызовет потрясающие основы миропорядка катаклизмы: «...Будут войны, каких еще никогда не было на земле. Только с меня начинается на земле большая политика».

    Наступление нигилистической эпохи, с точки зрения Ницше, неизбежно. Это будет означать окончательный закат христианской цивилизации в Европе. В то же время через переоценку всех ценностей будет расчищен путь к появлению и упрочению власти высшего типа людей. С этой точки зрения, приход нигилизма, этого «самого жуткого из всех гостей», который уже «стоит за дверями», нужно приветствовать.

    Гипотеза о воле к власти

    «Когда-нибудь все будет иметь свой конец -- далекий день, которого я уже не увижу, тогда откроют мои книги и у меня будут читатели. Я должен писать для них, для них я должен закончить мои основные идеи...». Эти слова были написаны, когда Ницше принялся за работу над своей книгой «Воля к власти». Начиная с июля 1886 года, Ницше составил себе точный план написания этой книги. «Мне нужно собрать все мои силы -- здоровье, уединение, хорошее настроение…». Для написания произведения Ницше выбирает Корсику: «Там был зачат Наполеон, и разве это место не предназначено для того, чтобы в нем предпринять переоценку всех ценностей». «Наполеоновское» произведение должно было приводить всех в ужас.

    Тем не менее, Ницше не едет на Корсику, он направляется в местечко Руту, неподалеку от Рапалло. Там он много читает. Среди его книг: «Опыт морали вне обязательства и санкции», книги французских декадентов, Мопассана, Золя и др. Идея одна -- основать на экспансивных началах жизни новую мораль. В этой связи его интересует религиозно-философская мысль Достоевского, которую он оценивает не как явление слабости, а как волю к власти, волю противостоять господству и принуждению современного общества.

    Какова сущность того, что должно приводить в ужас и пугает даже самого Ницше? Приступая к переосмыслению всех устоявшихся ценностей, Ницше обнаруживает волю к власти как первооснову бытия всего сущего в целом. В сердце природы заложена завоевательная, жадная к собственному самоутверждению сила. Всякий поступок, который не соответствует вполне этой силе, свидетельствует о лживости устремления и слабости воли. Ницше ставит вопрос именно таким образом: человек достигает своей предельной величины только тогда, когда соединяет быстроту и утонченность ума с известной суровостью и прирожденными природными жестокими инстинктами.

    Волю к власти человека Ницше видит как воплощение самой его воли к жизни, как главнейшую способность человека, как стимул к его деятельности, как внутреннюю сущность его бытия, без которой он умирает.

    И индивид, и общество Ницше видит фундаментально эгоистичными. Волю к власти он считает психологической основой активности и человека, и общества. Он полагает, что все действия одного человека по отношению к другому исходит из желания властвовать над ним.

    В реальном, биологическом мире Ницше для жалости, симпатии, помощи места нет. Ошибкой является вера в симпатию, как в наиболее ценное человеческое качество, потому что жалость преумножает страдания, делает людей слабыми, высасывает из них способность свободно и насильственно проявлять свою естественную волю к власти. В обществе, разделенном на бесправную массу («стадо») и аристократических властителей. «Жалость помогает стаду внушить нам чувство вины и заставить нас спасать тех, кто должен погибнуть из-за слабости и отрицания жизни. Наиболее освобождающее качество людей есть их воля к власти... Эго подчиняет и убивает. Оно действует как живая органическая клетка - она жестока и прибегает к насилью», - утверждает бесстрашный Ницше.

    Сила и жестокость, с которыми одно государство подчиняет себе другое, индивиду недоступно. Государства не чувствуют испытываемой индивидом, связанным христианской моралью, ответственности за свои действия. Государства никогда не руководствуются христианской любовью к своему соседу. Действия государств наиболее ярко подтверждают, что по природе человек жесток и эгоистичен.

    В свою очередь государство подавляет жестокие естественные инстинкты индивидов, их стремление обрести силу, удерживает их в состоянии «стада» путем внедрения в них моральных правил и табу.

    Ницше отрицает социализм, демократию и анархизм, как исходящих из ложной идеи всеобщего равенства, отрицания существования высших и великих индивидов. В этих типах общественной организации он видит власть «стада», блокирующей творчество высших и более благородных типов людей. Ницше отбрасывает их в пользу аристократического идеала, в пользу существования и ценности высшей формы человека. Он верит в право на власть великих и талантливых лидеров, во власть класса элиты, при которой «стадо» лишено права контролировать деятельность выдающихся людей, в общество, в котором индивид может поступать в соответствии с его волей к власти.

    Рабская мораль «стада» отвратительна, потому что рабы «банальны и скучны, услужливы и наивны, они защищаются с лишенной выражения, униженной улыбкой без тени индивидуального характера». Здоровая мораль господ контрастирует с болезненной моралью рабов. Рабы лишены четырех принципиальных добродетелей человека: «честности, смелости, щедрости и вежливости».

    Воля к власти так же понималась Ницше как главная сила того, что он называл становлением - так сказать, “хроническим” процессом либо вечного возвращения одного и того же, либо беспорядочного хаотического изменения. Ницше известен как сторонник “вечного возвращения”. В основе мира Ницше мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии.

    «Мы не известны себе самим, мы - познающие, - и тому имеется веская причина…» - пишет философ, развивая мысль о том, что люди могут считать себя сколь угодно образованными, утонченными, развитыми, но отсутствие мужества не позволяет им докапываться до того, что лежит в основе человеческого существования и морали. Ницше пытался положить конец этой напасти - самообману. Он стремился обнажить скрываемые факты, видя себя терапевтом, который в силах освободить читателей от культурных ограничений, удушающих все выдающееся. Но добытая свобода может оказаться непосильной. «Независимость - удел многих, - говорил Ницше. - Она - привилегия сильных».

    По убеждению Ницше, отказываясь честно признать, что «жизнь есть просто воля к власти», мы обманываем сами себя. Он не был поборником демократического идеала равенства людей. Это учение, полагал он, только уравнивает выдающееся и посредственное. Индивиды различаются по способностям и талантам. Тем не менее, согласно Ницше, индивиды изо всех сил стремятся утвердить свою власть. Каждый неизменно рвется достичь и удержать господство. Эта склонность свидетельствует о том, что борьба - основной факт жизни. Идет жаркая схватка за вершины власти. Если кто - то спотыкается на самом верху, другой занимает его место.

    Согласно мыслям философа, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это расслабляет и размягчает волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Исследователи заметили, что при чтении работ философа остро чувствуется, как он «всласть описывает власть». По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных - как воля к большей власти или, если это приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных - как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли.

    Ницше характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний.

    Понятие воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления.

    С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у него на пути.

    Книга "Воля к власти" не была завершена Ф.Ницше и вышла в свет после смерти великого философа в реконструкции, предпринятой сотрудниками Архива Ницше. Тем не менее, эта книга стала восприниматься как главный труд Ницше, явилась событием мировой культуры и оказала влияние не только на философию, но и на всю историю XX века.

    Сверхчеловек и переоценка ценностей

    «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком», - так говорил Ф.Ницше.

    Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе до этого несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой.

    Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно. «Самый ничтожный человек последний, т.е. современный человек, потому что он не может презирать самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего.

    Ницше своей идеей сверхчеловека стремится придать новый импульс развитию человека и общества. Он говорит: «Да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Hо наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку, человеку будущего».

    О новой морали, о человеке и сверхчеловеке Ницше пишет в своем произведении «Так говорил Заратустра». «Заратустра» происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э. Это необычное для европейской философия произведение. Философия, говорившая на языке абстракций, начинает говорить на языке художественных образов.

    «Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, - говорит Ницше, - что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек - соль земли. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель».

    Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе. Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

    Необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Христианство Ницше считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и слабости, превратить их гордую уверенность в беспокойство и тревогу. Ницше провозглашает смерть Бога. «Кто его убил? - спрашивает он, - Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы его убийцы!» Убийство Бога в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации.

    Разрушительная работа духа начинается развенчанием образа Бога. Бог оказался призраком, созданным человеческим страданием. Ницше говорит, что страданием и бессилием созданы все потусторонние миры. Бог не явился из потустороннего мира, он был создан человеком, притом лишь бедной частью человека, его Я.

    Надо отбросить столетиями насаждавшиеся чувства жалости и «любви к ближнему». Они были любовью к слабости, ко всем; низкому и недостойному в человеке. Любит человека тот, кто ненавидит его слабость и сражается с этой слабостью в себе и других. В этом есть и высшая любовь к жизни. Все, кто говорит о любви и жалости к ближнему, в сущности презирают и ненавидят жизнь, стремятся к смерти, к потустороннему. Любовь и слабости есть презрение к жизни.

    Уже было сказано о том, что главная цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему земному. Для Будды мир есть поток вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним способом остановить поток, успокоить движение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человек достигает желанного состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения как зла, состояния низшего и нежелательного.

    Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного всему материальному, содержится в философии Платона. Но для Платона материальный мир это еще, не весь мир. Материальный мир бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие мир идеальный. Мудрый знает о его существовании и знает, как его достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную душу. Эти идеи позднее воспримет христианство.

    Ницше считает, что обе эти точки зрения необходимо преодолеть. Они не отражают свойства самого бытия. Такое отношение к миру порождает слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус и их последователи враги нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы, убивали жизнь, убивали самое ценное в ней. А что в жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус своей проповедью ненасилия, сострадания, любви к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.

    Новая мораль не знает, что такое сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится для себя Богом. Новый человек это не животное, отбросившее мораль и живущее инстинктами. Но и не монах, убивающий жизнь и живущий потусторонним. Новый человек сочетание силы и благородства. В нем тело и дух не находятся в борьбе и противоречии. Это сочетание высокого духа и здорового, сильного тела. Для сильного тела главная радость радость борьбы и побед. То же для сильного духа. Он презирает слабость, трусость и порожденную ими ложь. Сильный дух искренний и правдивый. Он ищет только достойных противников, которых можно уважать. Победа для него не самоцель. Важнее сам процесс, сама жизнь как игра и проявление внутренних сил. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости главный источник жизненных проявлений для нового, совершенного человека.

    У Ницше Заратустра танцующий мудрец. Он часто выплескивает свою радость и жизненную силу в танце. Сочетание силы и легкости должно быть в новом человеке.

    Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сального тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.

    Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.

    Что же такое новые ценности, что утверждает Ницше? Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое. Бог умер. Во-вторых, если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, созидание, но, одновременно, разрушение, зло и страдание. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.

    Несмотря на крайнюю расплывчатость указанного образа-понятия, сверхчеловек олицетворяет для немецкого философа высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления, независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции. Сверхчеловеком, по-видимому, стал бы тот, кто соединил бы в себе качества Гёте и Наполеона, Христа и Цезаря.

    Теория вечного возвращения

    В уста своего известного персонажа Заратустры Ницше вкладывает не только проповедь о пришествии сверхчеловека, но и другие важные для его зрелой философии идеи. Например, идею о вечном возвращении как «высшей форме утверждения, которая вообще может быть достигнута». Хотя Ницше согласен, что в известной еще со времен античности мысли о вечном повторении того же самого есть нечто удручающее, он использует ее как тест на выносливость и стойкость духа, на способность сказать «да» такой жизни, какова она есть.

    Так или иначе, эта идея была сформулирована в книге «Веселая наука», где рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет повторяться бесчисленное число раз. Ницше спрашивает, как же поступит мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится. Ответ на это искушение пока что остается открытым. В другой книге Ницше говорит о жизнерадостном человеке, который желает «повторения всего этого так, как оно было и есть, во веки веков». Здесь уже явственно звучит сочувствие философа данной идее, ибо она противопоставляется «полухристианской, полунемецкой узости». В философско-поэтической книге «Так говорил Заратустра» Ницше передает чувство отчаяния при мысли, что худшие люди должны будут вернуться. Но не только они - и сам учитель вечного возвращения будет «вечно возвращаться к той же самой жизни, в большом и малом». А это обнадеживает. Тем более что сам Заратустра благословляет данный возврат: «О, как не стремиться мне страстно к Вечности и брачному кольцу колец - к кольцу колец - к кольцу возвращения!». Наконец, в своих поздних заметках, частично опубликованных под названием «Воля к власти», философ несколько раз упоминает одновременно удручающую и несущую освобождение идею вечного возвращения, подчеркивая её дисциплинирующее воздействие.

    В этих же заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической гипотезы, утверждающей, что «закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении силы, или энергии, велико, оно все же конечно. А поскольку время бесконечно, то «все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением».

    Возможно, главной причиной, по которой Ницше настаивает на идее вечного возвращения, является та, что данная идея заполняет некоторые существенные пробелы его философии. С ее помощью поток становления приобретает характер устойчивого бытия, и это достигается без метафизического допущения некоей трансцендентной чувственно-воспринимаемому миру реальности. Поскольку эта идея возвращения не предполагает никакого запредельного миру божества, то Ницше удается избежать и пантеизма. Исключает она также и личное бессмертие как вечное пребывание «по ту сторону» жизни. Вместе с тем предполагается возможность заменить утешающую многих перспективу христианского вероискупления тем, что человек сможет прожить свою собственную жизнь бесчисленное число раз. Ницшеанский миф о вечном возвращении венчает его дело: эта философия утверждает принципиальную посюсторонность человеческого бытия. В этом смысле правильно рассматривать ее как рубеж, разделяющий эпоху философской классики, эпоху формирования и кризиса крупных метафизических систем, и демонстрирующую небывалое многообразие и разнообразие концептуальных подходов, а также ярко выраженный интерес к различным аспектам человеческого существования философии 20 века.

    Заключение

    Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.

    К философии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной логики: она, по меньшей мере, двузначна, но чаще всего Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе. Учение о воле к власти заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в мире как таковом. Как мы будем жить и о чём мы будем думать - об этом только мы сами можем сказать.

    Стремление понять личность, представление о личности можно обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая личность, входящая в жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощения идеала Ницше подразумевает, что жизнь (и воля к власти как её сущность) реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по созиданию культуры. В идее сверхчеловека заключено убеждение в бесконечном творческом становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.

    В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Это неприятие социальной системы, построенной на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Учения Ницше заставляют думать, сравнивать, размышлять.

    Список литературы

    1. Войская И.Н. Пересечения и пределы бытия / И.Н. Балабанов. - Минск: Вопросы психологии и философии, 1996. Т.1. С.301-313.

    2. Данилевский Р.Ю. Русский образ Ницше // На рубеже XIX-XX веков. Л.: Наука, 1991. С.5-44.

    3. Дудник С.И. Парадигмы исторического мышления XX века: очерки по современной философии культуры / С.И. Дудник. - Спб.: Философское общество, 2001. -с. 29-43

    4. Кулыга Л.А. К вопросу об истоках антиисторизма Фридриха Ницше / Л. А. Кулыга. - Томск: Вопросы историографии всеобщей истории, 1986. С.202-213.

    5. Лаврова А.А. Волюнтаризм, плюрализм и метафизика. Критика теории познания Ф.Ницше / А.А. Лаврова. - М.: Некоторые вопросы историко-философской науки, 1984. С.96-104.

    6. Семенов А. К. Жизнь и учение Ф.Ницше / А.К.Семенов. - СПб.: Наука, 1905.


    написать администратору сайта