Главная страница
Навигация по странице:

  • Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой.

  • Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения

  • Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление

  • доклад этические нормы соц.раб. Основные понятия этики социальной работы этика, мораль, профессиональная этика


    Скачать 18.7 Kb.
    НазваниеОсновные понятия этики социальной работы этика, мораль, профессиональная этика
    Дата16.04.2023
    Размер18.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад этические нормы соц.раб.docx
    ТипДокументы
    #1065580

    Основные понятия этики социальной работы: этика, мораль, профессиональная этика.

    Исторические аспекты развития понятий.

    Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность. Это требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработки единой системы ценностей и идеалов.

    В этических нормах социальной работы отображаются основополагающие требования, меры поведения и действий социального работника, продиктованные характерными условиями и содержанием его труда. Этика социальной работы строится на моральных нормах как главного регулятора коллективной деятельности.

    В профессиональном самоопределении личности социального работника этические основы (система ценностей и ценностных ориентаций) играют значительную роль, так как они тесно связаны с профессиональными установками, которые выступают важнейшими регуляторами профессиональной деятельности, и представляют собой фундаментальную систему общечеловеческих ценностей.

    «Этика [гр. Ethika, обычай] – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе» [1, c. 408]. Этика − наука о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек, формулирует нравственные нормы и принципы. Этика призвана на теоретическом уровне раскрывать вопросы морали и нравственности, возникшие перед человеком в его социальной профессиональной деятельности.

    Термин «профессиональная этика» употребляется в двух разных смыслах. Например, «этика социального работника» − это наука о профессиональных особенностях морали социального работника, о нравственных аспектах его труда. Однако в обыденной жизни часто можно услышать иное толкование этого термина. Например, профессор Ю.В. Согомонов предложил следующее определение: «Профессиональная этика» − это своды норм и правил профессиональной морали» [3, c. 15], т.е. можно утверждать, что профессиональная этика социального работника − это мораль социального работника.

    Г.П. Медведева предлагает следующую трактовку: «Профессиональная этика социального работника, впрочем, как и любая другая профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов, ценностей, идей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и способствующих развитию нравственного самосознания индивида и профессиональной группы» [2, c. 91]. Профессиональная этика требует от специалистов служения интересам общества и профессии, предписывает поиск резервов, использование социальных и личностных ресурсов как самого сотрудника социальной службы, так и его клиента.

    Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа.

    Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.

    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.

    Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней.

    Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латинским - "мораль".

    Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке используются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления - набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что данной наукой изучается.

    Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).

    Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?

    Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.

    Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном.

    Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нравственного совершенствования.

    Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами философии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.

    1. Арсенина, О.В. Этические основы социальной работы: курс лекций / О.В. Арсенина. – Владимир : ВлГУ, 2014. – 72 с. – URL: https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3549/1/01317.pdf (дата обращения: 05.04.2023). – Режим доступа: для всех

    Введение в предмет этики социальной работы // StudFiles : сайт. – URL: https://studfile.net/preview/9074407/ (дата обращения: 05.04.2023)


    написать администратору сайта