Философия Нового времени. Основные представители Френсис Бекам
Скачать 39.78 Kb.
|
Философия Нового времени Философия нового времени-это переход от религиозной дуалистической философии к философскому материализму и естество испытанию Основные представители: Френсис Бекам-родоначальник, он считал ,что любое знание начинается с чувственного познания и только эксперимент может доказать истинность того или иного положения Рене Декарт- рационализм. Именно ему принадлежит фраза « мысль следовательно существует». В своих взглядах выступает с точки зрения материализма. Весь живой мир от частности людей и животных он рассматривает как сложные мех. машины Томас Гоббс- является материалистом, считает что движение всех материальных тел происходит по механическим законам. Готфрид Вильгельм Левнитс- он считал что каждая вещь активна т.е обладает движением, действием и каждая из этих вещей является субстанцией, т.е единицей бытия из которых соткан весь мир. Этим единицам бытия он дал название монада и соответственно его учения о материальном мире носит название монадология. Бенедикт Спиноза – в отличии от Левнитса Спиноза утверждал, что существует лишь одна субстанция- это природа которая является причиной самой себя и порождает саму себя. Джон Локк – представитель эмпиризма , опыт он делил на : внутренний(ощущения человека) ,внешний( наблюдение) Философия Эпохи Просвещения(17-18 век) Родина: Франция Затем распространилась в Европу Англию, Германию в России этот период вошел под названием Характерные черты: Рационализм-абсолютная вера в разум, его возможности, что человеку Альтикреликализм - против церкви Антиобскурантизм – суть этого направления была в борьбе с мракобесием, так называемым лженаукой, т.е со всем тем что мешало развиваться науке. Основные направления: Деизм-двойственность Представители: Вальтер, Руссо, Монтескье, Кондияр Передставители данного направления считали что бог сотварил мир и человека и далее никакого участия ни в развитии мира ни в судьбе человека не принимает Аттестическая-материлиастическая Представители: Мелье, Ламитри, Дедро, Гельветсы, Гольвак Представители данного направления отвергали уже саму идею существования бога в любых формах его проявления, рассматривали происхождения мира и человека с материалистических позиций. В вопросах познания отдавали предпочтение эмпирическому методу Утопическое-социалистическое ( коммунистическое) Представители: Марли, Морели, Оуэн , Сен-Симон Представители данного направления занимались разработкой проблемы, построения идеального общества основанного на равенстве и социальной справедливости. Немецкая классическая философия Имануил Кант- основоположник Представители: Фихрен Щеллен Гегель Фиер-Бах Общие характерные черты немецкой классической философии: Представители данного периода считали, считали что главной задачей должна быть критика учений и знаний предыдущих веков Исследовать сущность человека. Кант в первую очередь видел в человеке нравственное существо, фихте подчеркивал в своих трудах активность сознания человека и все что устроенно в жизни и сам человек, это все благодаря трудам и заслугам разума. Все представители немецкой классической философии относились к ней как к специальной системе наук и каждый выделял для себя тот или иной размер более важным. Кант ставил на первое место ставил гносеологию и этику. Шелли выдвигал на первое место .Гегель занимался вопросами историей философии. Фиер-Бах занимался проблемами истории и религии. Немецкая классическая философия разработала целостную концепцию диалектики, в данном случаи диалектики человеческого разума. Данное направление подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма занималась социально-значимыми вопросами (гражданские свободы, нравственное сознание каждого человека, первенство народа перед государством, формирование правового общество) Представители немецкой классической философии шли вслед за французскими просветителями 19 века, провозгласив человека , утверждая могущества разума, идею закономерности исторического процесса. Считали что решение любых социальных проблем, должно идти путем реформирования, что принесет гражданскому обществу мир и спокойствие. В целом нем класс философия одно из важнейших выражений культуры 19 века. Западно-Европейская философия конца 19- начало 20 века( пост.классическая философия) Основные направления: Позитивизм(лат) – положительный. Данное направление подчеркивало надежность и ценность научного знания и призывало философию , служить науке.(основополжник Эгюст Фон, его труды: курс позитивной философии, дух позитивной философии) . Главным отличительным признаком положительного знания является возможность делать успешные предсказания и управлять ходом событий, прогнозировать результатом эксперемента. Последователи: Гербер спенсер и Джон мин. В начале 20 века вклад внес ЭрнестМак с его точки зрения мир состоит из элементов, которые представляют собой соеденение физического и психического. Марксизм (карл маркс, Фридрих энгельс) – они были сторонниками ,Энгельс : его труд происхождение семьи частной собственности и государства. Маркс и Энгельс пришли к выводу что причина всех социальных конфликтов это наличие частной собственности, которую необхадимо ликвидировать с помощью классовой борьбы, результатом чего должно быть формирование коммунистического общество Иррационализм- основооложник: Артур Шепенгауэр.Его основной труд: мир как воле и представление.Философия Шепенгаура крайне пессимистича, он считал что жизнь как она есть ужасна, потому что бессмыслена и наполнена неуталимыми желаниями. Линию иррационализма продолжили Пьер Геко(или или, страх и трепет, болезнь к смерти). Нитше- подвергал резкой критике традиционные европейские ценности , крестианство, ключевым понятием его мировозрения была воля к власти, а так же идея создании сверх человека.Его философия легла в идеалогию фашизма. Заподно-европейская философская мысль второй половины 20 века. Основные направления: Зигмунд Фрей и его психоанализ- зигмунд фрей и теория бессознательности, Я и оно , Татем и Табу. Последователем стал Карл Юн. Эрик Фронд- создал аналитическую-социальную психологию.Данное направление занимается вопросом о философских и социально-психологических вопросах интеграции общества. Эгзистенциализм( философия существования)- под существование понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроение. Идеи эгзенстоциализма, восходят к идеям философии жизни.Представитель:Хайдегер, Морсель.Эгзистенциализм провозглашает идею свободы человека, поиска смысла жизни постижение ее сущности, а так же вопорсу что будет после смерти. Онтология (учение о бытии) Онтология-это наука о бытии, как таковой о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология это метафизика бытия. Метафизика -научное знание о сверх чувственных началах и принципах бытия. (все религиозноимперические учениях) Бытие- это предельно общее понятие о существовании , обо всем том что существует вокруг нас вообще, все материал вещи или объекты, все процессы которые происходят (химические /физические / геологические /биологические /социальные /психические /духовные процессы) это и свойства и связи и отношения, бытие это чистое существование, которое не имеет причины и является самодостаточным. Термин Онтология зародился в античный период. Главный вопрос: что понимать о бытие и какой смысл в него вкладывать? Субстанция-это материя лежащая в основе всего сущего. Фалес: первой материей считал воду. Анаксимандр: афирон (некое универсальное и не делимое целое) Анаксимен: предлагал первой субстанцией воздух, считая что в нём все рождается и все разлагается. Ираклид: первым элементом(субстанцией) он считал огонью Эмпидокум: положил в основу мира 4 природные стихии. Анаксагор: считал что первооснова мира бесконечное множество мельчайших частиц( семена вещей). Демакрит /Левкив: субстанциональная основа мира- атомы. Возникновение вещей это определённая комбинация атомов, а уничтожение вещей это их распад. Учение о бытии древнегреческого философа Парменида Именно он ввел в философский оборот учение о бытии, он считал что оно всегда есть, оно не делимо , не подвижно и завершено. Понять бытие человек может только путём философствования. Именно с этого момента начинается отсчёт философии, как абстрактно метафизического мышление. Мышление и бытие по Пармениду совпадают. Платон: он рассматривал бытие как 2 взаимосвязанных мира. 1 мир: мир единичных предметов, которые познаются с помощью чувств. 2 мир: мир подлинного или истинного бытия, который представляет собой совокупность идей , отражением которых является все многообразие вещественного мира. Процесс познания по Платону, процесс интеллектуального восхождения к истинным видам бытия, совпадающим с идеями различных уравняй. Аристотель: по Аристотелю бытие само по себе лишь абстракция. Реальность всегда существует в бытие чего-то, т.е в бытие конкретных предметов. Аристотель выделяет 2 вида бытия. 1 вид: объективное или материальное (все что есть в окружающем мире) 2 вид: субъективное или идеальное бытие(наши знания, мысли, эмоции, эстетические идеалы, научные концепции, мораль и нравственность, нормы и права, фантазии и желания.) Формы бытия: Бытие природы, вселенной (материальное):это объективная реальность, с ее состояниями, законами , системами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, не зависимо от природы и человеческого сознания. Бытие природы включает в себя: сложившееся косное до жизненное бытие, живое органическое бытие, человека. Общественное бытие: Бытие общества это сложное материально разумная действиетельность, собственный человеческий мир. Вторая очеловеченная природа, культура: бытие произведенных людьми вещей, систем. Мир второй природы: города, машины, ландшафты, архитектура, скульптуры, различного рода системы, бытовые вещи, все это является продуктами человеческой деятельности и человеческого разума. Данная форма основана на законах природы и человеческой жизни, она зависима от человека. Бытие человека как личности: бытие каждого человека происходит в 3 различных измерений: 1. Жизнь человеческой особи принадлежащий к виду хомо сапиенс. 2. Мы социально историческое существо. 3. Человек как духовное существо(наше сознания, мысли, желания и намерения. Бытие духа и сознания: это форма бытия представляет собой существование идеального, как самостоятельной реальности в виде индивидуального духовного бытия. Далее все указанные формы взаимосвязаны и существуют в единстве. Материя-это субстрат объективной реальности(реальность существующая независимо от человека), формирующийся в результате информационных взаимодействий и воспринимаемый нами ввиде различных предметов вещей и тел. Под движением понимается любое изменение в мире( химическое / физическое /биологическое / социальное и тд). Нет материи без движения, как движения без материи. Немецкий философ Ф.Энгельс в своем труде «диалектика природы» выделил 5 форм. Механическая: перемещение тел в пространстве Физическая: это электрические, тепловые и другие процессы. Химическая: атомный и молекулярный обмен и химические реакции. Биологическая: обмен белковых тел, жизненные процессы в биопроцессах. Социальная: процесс изменения и развития в обществе. В современный период так же добавляются такие формы как : информационная, кибернетическая, галактическая Категории пространства и времени обозначает основные формы существования материи. Пространство- это протяженность и порядок , сосуществование природного и социального мира. Время –это длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Диалектика Диалектика - это понимание мира, как непрерывно развивающегося, единого в своих проведениях всеобщих связях и законах. Диалектика-это учение о наиболее общих, закономерных связях и закономерных развитиях бытия, категория развития –это центральная категория. Ключевая проблема: проблема развития. Она и на данный момент остаётся недостаточно познанной и мировоззренчески освоенной. В научной литературе существуют 4 трактовки развития. Развитие-это процесс необратимых качественных изменений. Развитие как бесконечное движение от простого к сложному, от низшего к высшему Развитие как борьба противоположностей, как разрешение противоречий Развитие как фактор мирового круговорота материй Гносеология (теория познания) Гнозис-знания , логос- учение. Гносеология-это философская категория , так же раздел философии в котором исследуется возможность познания человеком мира. Познание человека самого себя. Исследует движение познания от незнания к знанию. Исследуется природа самих знаний и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. С гносеологией связывают (отождествляют) такое направление как эпистемология. Эпистемология -это философско-методитическое направление, в котором знание изучается как само таковое , его структура, функционирование и развитие. Гносеология- это раздел знаний, который рассматривает его формы и методы, выясняет что такое истина и каковы критерии истинности наших знаний. В ходе познания, т.е процесса целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека выявляются разнообразные грани бытия исследуется внешняя сторона и сущность вещей , явлений окружающего мира. Результатом познания -это знание. Знание-это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений , понятий , теорий и суждений. Объект познаний-это то на что направленна познавательная активность субъекта(человека), это то что познается. Человек познаёт действительность, практически изменяя и преобразовывая её. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Субъект познаний- это носитель предметно-практической деятельности и познания, это источник познавательной активности, направленный на предмет познания, так же субъект познания это тот кто осуществляет целенаправленную познавательную активность, т.е это тот кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом. Виды познания: Обыденное -формируется в процессе повседневной жизни человека. Исследовательская- направленное на производство новых знаний о природе и обществе Философское-представлено теоретическими знаниями опирающимися на науку, исследующие универсально общее(мир в целом). Художественное- образное(символическое) познание мира Религиозное- объяснения мира на основе веры Все виды познания тесно взаимосвязаны. Научное не возможно без философского, а философское базируется на научном и религиозном. Художественное является обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основании всех видов познаний лежит обыденное, которое представляет информационное поле , для дальнейшей исследовательской жизни человека. Уровни: Чувственное- возможно благодаря действию органов чувств человека и осуществляется в 3 формах: Ощущение-единичный акт чувственного познания Восприятие-совокупность всех ощущений. Представление-это образ ранее воспринятого предмета или образ порождённый воображением. В процессе познания на чувственном уровне сформировалось такое направление , как сенсуализм Сенсуализм- направление в теории познания, признающие ощущения единственным источником и главной формой достоверного познания. Представители: Протобор Эпикур Джон Локк Кондильяк Беркли Девид Юнг Так же на уровне чувственного познания сформировалось направление, которое носит название эмпиризм. Эмпиризм- направление теории познания признающее чувственный опыт, единственным источником познания и утверждающее , что все знания обосновываются в опыте и посредством опыты. Представители: Бекам Вокс Милль Спенсер Рациональное познание- оно возможно благодаря человеческому разуму или рассудку и оно осуществляется в трёх формах: Понятие-словесный символ выражающий существенные признаки объекта. Суждение- совокупность связанных между собой понятий Умозаключение-совокупность нескольких суждений связанных между собой логикой. Представителями гносеологической концепции, которые считали что в основе познания лежит разум были : Сократ, Де Карт, Лейбниц, Спиноза, Гегель. Иррациональное познание-откровение озарение, предчувствие, сновидение, интуиция. Гносеологическая концепция , в которой лежит иррациональное познание мира- Интуитивизм. Представители: Бергсон, Мур, Росс, Лозки, Франк. Основной вопрос: Познаваем или не познаваем мир . И в соответствии с ответом на вопрос. Выделилось три точки зрения: Скептицизм-сторонники скептицизма выдвигают сомнения в качестве основного принципа мышления и познания.(Перрон, Секст Эмпирик, Мишель Монтейн) Агностицизм- сторонники агностецизма не верят в возможности человека, познать мир поскольку его временные и интелектуальные возможности в познание мира ограничены. (Протагор, Ворги, Юн, Беркли, Кант) Гностицизм- сторонники гностицизма считают, что мир познаваем , а человек обладает безграничными возможностями, познаний(Платон, Де Карт, Гегель, Маркс, Энгельс, Гусен) Целью любого познания является нахождение истины о предмете , явлении или процессе. Наиболее распространённой является класическая концепция истины, истоки которой находятся в античной философии, а в частности к древнегреческому философу Платону и его произведению «диалог Кратит» «…тот кто говорит о вещах, в соответствии с тем каковы они есть говорит истину тот же кто говорит о них иначе лжёт..» Философская антропология В 20 веке появляется ряд философских учений, центральная тема-человек. Эгзенстецеолизм, брендизм. Антропас- человек, логос- учение. Термин антропология Многозначен Антропология- термен , которым обозначестя раздел философии, посвещённый анализу проблем человека , его сущности и существованию. Во-вторых этим термином обозначается раздел философии и особое течение, философской мысли возникшее в 20-х годах ХХ века в германии , благодоря Немецкому философу Максу Шеллеру «Положение человека в космосе», изложил философско-антропологическое знание, синтезирующего и обобщающего знания о человеке, полученного из всевозможных источников.В-третьих, термин философская антропология для обозначения метологической устоновке, когда человек рассматривается как исходный и конечный пункт философствования. В первые такой антропологический принцип использовал в своих трудах, немецкий философ Людвик Фиер-Бах. Философская антропология ставит в проблемы сущности человека, не зависимо от исторического периода ставит от конкретных обстоятельств, жизни конкретного человека. Философская антропология ставит диалектику сущности и существования человека, его место в мире , его предназначение и смысл жизни. Ключевой вопрос: о сущности человека. И в связи с ответом на этот вопрос можно выделить 4 основных типа: Религиозно-идеалистическая – рассматривает человека, как продукт божественного творения. Согласно данному типу человек изначально обладает двойственной природой, тело человека создано из праха земного, душа имеет божественное происхождение. В силу своей двойственности , человека существо слабое , зависимое от бога. Религиозно-идеалистическая анторополигия исследует глубину человеческой души, как арена борьбы низменных и возвышенных потребностей. Согласно данному типу смысл жизни: стремление к совершенству, т.е Богу (Августин О Врей, утверждал что каждая душа индевидуальна, поэтому люди не повтроимы , именно бог даровал стремление к счастью, как цели человеческой жизни, но счстье понимается лишь как стремление познать бога и тем самым приблизится к нему, средством познания – вера.)Так же свой вклад внесла русская религиозная философия конца 18- начала 19 . В.Соловьев в своих исследования давал много разных значений понятию человек. Человек-единство качеств и характер познавательных способностей. Человек-это существо призванное собирать и творить добро Человек-это соединение неба и земли, во имя торжества, во имя человечество. Бердяев: «проблема человека совершенно не решима, если ео рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу.» Бердяев считал: что человек-существо сотваренне богом и носящее в себе образ божий. Человек- существо свободное и всвей сувободе отпавшее от бога. Человек: как существо павшее и греховное, человек получает от бога благодать возраждающую и спасающую. Таким образом в религиозной антропологии человек понимается, как существо двойственное противоречивое , способное и к добру и злу, упавшее с высоты и сохранившее память о небесном. Натуралистическая- бурное развитие в 19 веке, огромное значение оказало учение Дарвина, человек -это продукт длительной эволюции, он произошёл от обезьяны на основе действия естественного и полового отбора.Представитель: Людвиг Фиер-Бах , его труды «критики философии Гегеля», «Сущность крестьенства». Он считал что человек телесное существо являющееся продуктом природы, важнйшим компонентом была потребность в общении. Главное различие между животным и человеком Фиер-Бах увидил лишь в том , что функции человека одуховотварены , а животных нет.Самая идея бессознательного функционирования не только у животных, но и людей была исследована у Зигмунда Фрейда. В результате своей психотерапектической практикти ученый обратил внимание , что в результате бессозначных психических действий и поведений человека. Он разработал модель состоящую модель из 3 элементов: глубинный слой (оно) -представляет собой совокупность бессознательных влечений в основе которых лежит принцип удовольствия. Второй слой (я)- сфера сознания подчиняющаяся принципу реальности, я всегда находится в конфликтных отношениях оно стремясь подчинить его требованиям общества и культуры. Третий слой( сверх я)-усвоенные личностью, требования культуры ее нормы и ценности. Большая заслуга Фрейда состояла в том , что он исследовал роль бессознательного в становлении психики, харктера, механизме развития некоторых псих.заболеваний. Идеи Фрейда оказали большое влияние на дальнейшее развитие натуралистической антропологии и сформировали нэофрейдизм(Юнг, Адлер)Плестнер ,Гелен они продолжили развитие биологически ориентированной антропологии. Плестнер строил свою антропологию на развитии человека и животного, отмечая готовность последнего для жизни в природе и не подгатовленность человека. Гелен также развивая свою биолог. Антропологию исходил из философии Нитше, а так же из фрейда о домирующем значении инстиктивно, бессознательной сферы человеческого бытия. Современные строники пропагандируют идеи генетически закодированных биолгических качеств.Скиннер утверждал, что гинетически предопределены не только умственные способности, интелект, но и нравственные качества. Социология: винсон, Льюис Эр. Высказывали идею о существовании особого «культур-гена» ответственного за уровень культурного развития, который может присутствовать или отсутствовать в генотипе отдельного человека , нации или народности. Особое значение придаётся познавательной способности, которая с точки зрения данной теории обладает врождённым характером. Социальная антропология: согласно соц.антропологии человек рассматривается как продукт общество, как существо социальное и только в обществе способное стать человек, истоки этой идеи мыслей, уходят корнями в древнегреческую философию к Платону, который считал что человеку в силу особенности его души уже от рождения уготовлено определённое место в обществе и назначение состоит в том, чтобы добрасовестно служить благу государства. В своих диалогах «государство» «законы» он говорит о необходимости госуд. Воспитании детей с младенческого возраста. Аристотель определял человека , как политическое животное, наделенное разумом предназначенное для жизни в обществе. Главная цель воспитания, по Аристотелю , развитие души. В более позднее время социальная антропология обаготилась идеями английских и французских просвятителей. Лобс считал -что различие между людьми в способностях и талантах пораждаются воспитанием. Локк считал что природа награждает человека семенами плохого и хорошего, но развить хорошее только правильное воспитание Социальная Эгзонстациальная |