Главная страница

Решение социальных конфликтов и психологических проблем ребенка Аннотация


Скачать 21.48 Kb.
НазваниеРешение социальных конфликтов и психологических проблем ребенка Аннотация
Дата24.05.2022
Размер21.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKalechina_-_Malechina.docx
ТипРешение
#546533

Функции образа Кикиморы в повести Е. Некрасовой «Калечина-Малечина»: решение социальных конфликтов и психологических проблем ребенка
Аннотация.

В статье представлен анализ повести Е. Некрасовой «Калечина-Малечина» в аспекте сопоставления образов ребенка (главной героини, Кати) и фольклорного существа – Кикиморы. Показан дидактический потенциал повести Е. Некрасовой и возможности ее изучения в старших классах. Обозначены конфликты, типичные для современных подростков (одиночество, буллинг, отсутствие взаимопонимания со сверстниками и взрослыми), показан способ их решения.
Образ ребенка в литературе разных периодов времени находит своё отражение в творчестве многих писателей. Чаще образ ребенка идеализирован, ведь не спроста ребенка ассоциируют с ангелом, говоря не об их внешней красоте, а о внутренней. Ребенок в литературе чаще является носителем таких качеств, как невинность, приобщенность к природе и нравственная красота души.

В отечественной литературе конца ХХ в. меняется отношение к образу ребенка: часто в центре внимания Л. Улицкой, Т. Толстой, П. Санаева, Д. Липскерова оказываются детские проблемы и страхи: одиночество, непонимание со сверстниками и взрослыми, буллинг в школе, наркомания – все это малая часть того, что так наболело и каждый раз готово вывалиться «как снежный ком».

Сегодня эти проблемы находят отражение в том числе и в творчестве Евгении Некрасовой. Романы «Калечина – Малечина» и «Сестромам. О тех, кто будет мучиться» в один только в 2019 год были отмечены премией «НОС», «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Ясная поляна» и многих других. Романы переведены на итальянский и латышский языки, спектакли по ним представлены в Московском театре «Практика».

Сюжет романа «Калечина – Малечина» унаследовал своеобразный язык автора, где «невыросшие» – дети, а «выросшие» соответственно, взрослые; практически каждая вещь и человек в романе имеет свой, уникальный и оригинальный, живой образ. Сегодня сложно подобрать и придумать подходящее слово, чтобы показать окружающую действительность XXI века, но Евгении Некрасовой удается это в полной мере.

Сюжет романа переносит нас в жизнь десятилетней девочки Кати, повествование ведется от третьего лица. Рядом с Катей всегда присутствует автор и его отношение, позиция в разных ситуация четко ясна. Катя растет в обычной семье, где есть папа и мама, после работы они чаще всего «не пригодны для жизни». Позиция папы четко понятна, «ему лучше не попадаться на глаза», но иногда в нем просыпаются отцовские чувства, и он требует дневник и даже иногда объясняет Кате сложную математику. Мама любит Катю, по-своему заботится, но чаще занята домашними делами и раскладыванием пасьянса. Кажется, что участие в жизни дочери ограничивается ответом на её рассказы одним только словом «Молодец» и поцелуем с утра в спящую голову. У Кати была бабушка, которая давала девочке некую заботу («С бабушкой иногда было весело. Она учила Катю играть в карточного дурака дома или в бадминтон во дворе. Правда, скоро Катю там засмеяли другие невыросшие, что она играет с бабушкой, и они перестали выходить на улицу с ракетками…»[сноска]), но она умерла, и Катя так не почувствовала больше нежности. Возникает сомнение, смогла бы бабушка дать Кате любовь, так как чаще не всматривалась в интересы внучки: «Катя любила лепить, но в художественную школу попроситься стеснялась, а пластилин в доме запрещала бабушка» [сноска]. В сравнении с другими «выросшими», бабушка выглядит более уверенно, как заинтересованный взрослый, и вызывает у Кати самые светлые и теплые воспоминания.

Отношения Кати со внешним миром выстраиваются через конфликты. Родители, «которые много работают, но не зарабатывают достаточно много», одноклассники и «классная» создают атмосферу непринятия Кати такой, какая она есть в окружающем мире. Где бы ни появлялась Катя, вокруг нее начинаются своего рода проблемы и конфликты, в открытом виде. Не только со стороны детей, но и взрослых в лице Вероники Евгеньевны, классного руководителя девочки. Вместе с обычной жизнью Кати в романе Некрасовой есть мистика и фольклор. Фольклорные и мифологические образы у Некрасовой есть своего рода средство связи двух миров, способ соединения многих вечных тем, которые помогают раскрыть источник многих проблем и конфликтов.

Мир героини «Калечины – Малечины» не совершенен. Любимым временем Кати является вечер, а точнее, ночь. Именно ночью Катя может быть собой, не бояться осуждения со стороны («Лежать ночью на спине и смотреть, как на потолке, чуть освещенном коридорным светом, разводы от соседских заливов сливаются в города, горы, деревья, рыб, людей с головами животных…» [сноска]).

Важным моментом в жизни для Кати является конфликт с «классной», которая грозит ей переводом «в плохую школу». Но Катя готова доказать всему «школьному миру» и «классной», что сможет справиться с задачей. Действительно, Катя вяжет варежки, самые настоящие, кривоватые, но свои. Каково было ее разочарование, когда она находит в пакете распущенные нитки и убегает из школы под угрозы «классной» насчёт перевода в школу для умственно-отсталых детей («Не волнуйся. Тебе будет гораздо комфортнее учиться среди детей твоего уровня. Ещё отличницей станешь, - выпустила Вероника Евгеньевна изо рта вместе с овалом дыма» [сноска]).

Тема смерти появляется в романе ненавязчиво, как бы без особой предыстории. Отчаяние ребенка, его одиночество и отсутствие возможности поговорить со взрослым о своих переживаниях толкало Катю на «попиликать ножом по венам» [сноска], затем включить газ и уснуть. Вся ситуация выглядит через призму времени абсолютного бесправия, отсутствие властвования над собственной жизнью и душой. Ребенок – «маленький взрослый» – слабее и беззащитнее «взрослого большого», но часто окружающие забывают об этом и получают полное право распоряжаться маленькой, доверчивой душой. Данный эпизод из жизни героини помогает нам лучше увидеть всю ситуацию со стороны.

В момент настоящей беды Кати в ее мир попадает существо, вполне настоящее. Евгения Некрасова дает подробное описание Кикиморы: «Старуха – ребенок; протянула курино-старушечью руку с острыми ногтями; завинченный, как утолщенный свиной хвостик, нос; В наряде Кикиморы, кроме кнопочной крышки от своего телефона, Катя разглядела привязанные к тряпкам и обрезкам: маленькую лампочку для холодильника, две ручки с надписью, пластиковая нога куклы Барби, папина железная расческа, мамины капли для носа, несколько серебряных крышек (от бутылок)…» [сноска]. Вопрос о происхождении персонажа в художественном пространстве повести остается открытым: это плод воображение ребенка, который стремиться найти себе друга? или всё же фантастика вторгается в жизнь Кати, и перед читателем появилось существо, знакомое по сюжетам славянской мифологии? Как бы то ни было, Кикимора нужна Кате. Девочка становится заботливой, нежной в отношении этого существа. Неспроста Катя называет ее младшей сестренкой. Образ «младшей сестры» многослоен: она способствует самостоятельности девочки, пробуждению ответственности. В тот же момент выступает отражением одинокой души Кати, нуждающейся в понимании и поддержке со стороны взрослых. Кикимора помогает Кате: вяжет для нее варежки, добывает деньги родителей, помогает девочке отстоять свою позицию перед одноклассниками. Вместе с этим Кикимора не забывает и о своей истинной сущности: по мифологическим представлениям, в этом персонаже присутствует образ злого духа Мора, что тоже проявляется в тексте (например, эпизод в электричке: то, что является формой проявления злости и агрессии для обычного человека, для Кикиморы чаще является нормой).

Кикимора практически не говорит. Пищит, кричит, шипит и все время напевает себе под клюв песню, приведенную в повести А. Ремизова «Калечина – Малечина». Приключения, которые происходят с Катей и Кикиморой, радуют девочку, она чувствует себя нужной, она заботится так, как бы заботилась о ней мама. Поэтому Катя хочет, чтобы Кикимора осталась с ней, в её мире.

Стремительно заканчивается роман Некрасовой, как бы отматывая киноленту в кино. Мало слов о Кикиморе, но есть счастливый конец. Мама Кати разводится с папой и уезжает с дочерью в «Гулливерию», где устраивается на работу рядом с домом, чтобы чаще видеться с Катей.

«Катя катиться-колошматится» не от радости и добра, но как показывает сюжет, в таком состоянии находится не только девочка, а каждый из героев романа. В тексте романа Некрасовой будто сознательно отсутствует утешение героев, их оправдание, оценка их действий. Зато ярко показана между героями нелюбовь, агрессия, боль, страх, нарастающие с каждым днем все больше, и если бы не появление Кикиморы, возможно, мир Кати бы рухнул в бездну.

Складывается впечатление, что образ той самой Кикиморы возникает из этих горечей и одиночества, в которых находятся герои романа Некрасовой.

Некрасова дает возможность Кате и ее маме вырваться из мира одиночества и невнимания, и они воспользовались этим шансом. Принимая попытку изменить мир к лучшему, изменить себя и свои мысли роман учит нас не проходить мимо хамства, лжи и неправильного отношения к окружающим, особенно детям, остро нуждающимся в поддержке. Каждый герой романа – это герой из нашего мира, из сегодняшнего общества.

Литература


написать администратору сайта