Главная страница

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ. Основные принципы композиции зеленых насаждений


Скачать 300.5 Kb.
НазваниеОсновные принципы композиции зеленых насаждений
АнкорОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
Дата03.04.2018
Размер300.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
ТипДокументы
#17583
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени становятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые предметы на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наоборот.

Растения со светлой кроной, разме-

щенные на фоне темных однопород-ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, снимают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более прозрачной кроны крайнего ряда.

пейзажей

6. Понятие о    построении

Пейзаж парка должен напоминать естественную природу с той разницей, что в. парковом пейзаже допускается усиление того или иного природного элемента.

В исканиях художественных образов проектируемых пейзажей следует исходить от характера природного ландшафта данной местности и на его мотивах создавать свои произведения садово-паркового искусства.

Ландшафтный архитектор, создающий пейзажную картину не на полотне, а на местности, так же, как художник, должен определить и подчеркнуть в ней главное, передать зрителю задуманное эмоциональное воздействие пайзажа, его мотив. При помощи различных комбинаций форм, окрасок, освещения и других элементов можно создать пейзаж спокойный или стремительный, резко контрастный или гармоничный и вселить в зрителя задуманное настроение: веселое или грустное, лирическое или торжественное, или иных эмоциональных оттенков. Решать такую задачу средствами садово-паркового искусства, конечно, гораздо сложнее, чем средствами живописи, так как ландшафтный архитектор и озеленитель должны представлять картину в будущем, когда разрастутся растения (и знать, как они разрастутся).

Понятие о пейзаже почти всегда связано с наличием открытого пространства. В одних пейзажах оно невелико, замкнуто со всех сторон и    просматривается   лишь    на    30—

150 м. Это закрытые пейзажи, например небольшие поляны среди леса. Другие пейзажи — полуоткрытые, имеют глубину до 400 м. При большой глубине пейзажи считаются открытыми.

Если парк создают из лесного массива, то работу над пейзажами начинают с выявления лучших природных пейзажей и точек их обзора.

Если парк создают на пустыре, главные пейзажи определяют проектом с учетом рельефа и указывают их на плане и на отдельных чертежах.

Парковую композицию строят на принципе смены впечатлений от чередования открытых и закрытых пространств. Дорожка то уводит в тень массивов, то выводит на открытые места.

Как уже отмечалось, смену впечатлений усиливает внезапность. Например, если поляна прикрыта густым массивом и открывается внезапно при повороте дорожки.

Однако частая смена пейзажных картин не дает возможности сосредоточиться и запомнить виденное. Чем величественнее и шире предстоящая пейзажная картина, тем длиннее и спокойнее должен быть подход к ней и интервал закрытого пространства после нее. Такой подход может быть оживлен мелкими полянами с пейзажами малой глубины, не соперничающими с главным пейзажем.

Все глубинные пейзажи рассчитаны, как картины в живописи, на осмотр их лишь с определенных точек восприятия, которые планировочно закрепляются: к ним подводятся дорожки, на них устраиваются обзорные площадки с беседками или скамьями. Среди точек восприятия пейзажа выделяется одна главная. И от нее пейзаж создается как глубинная многоплановая композиция, в которой обычно выделяют передний, промежуточный и дальний планы, формируются перспективы.

Создавать пейзаж большого прост-

 

ранства для обзора с одной только точки дело непрактичное. При массовой посещаемости современных садов и парков следует так организовать открытое пространство, так разместить деревья и кустарники, чтобы создать на нем несколько пейзажей и для каждого из них организовать особую обзорную точку, подвести к ней дорожку. Древесные группы и отдельные деревья следует располагать так, чтобы они участвовали не в одном, а в двух или нескольких пейзажах.

Создавая массивы и группы, можно высаживать растения гуще, а потом, прореживая, оставлять наиболее успешно развивающиеся экземпляры — «деревья будущего». Так создаются насаждения по методу «питомник-парк».

Роль ландшафтного архитектора при проектировании ландшафтов и пейзажей сводится к выявлению идеи, цели и к наметке тех образцов, к которым должны стремиться садоводы в период строительства и в течение всего времени существования данного ландшафта и его пейзажей.

Основные виды древесно-кустар-никовых насаждений парка — это массивы, рощи, группы, одиночные и рядовые посадки.

Основу формирования парковой среды составляют деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения. Они связаны с другими элементами ландшафта, а именно рельефом и водой, и определяют облик каждого объекта.

В садово-парковом искусстве сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. В пейзажных парках — это массивы, аллеи, группы, солитеры.

Садово-парковые стили

По характеру и расположению системы дорожек, площадок, архитектурных элементов, водоемов и расти-

тельности озелененные пространства делятся на три стиля (или приема планировки): регулярный, свободный (он же ландшафтный или пейзажный) и смешанный (является сочетанием первых двух стилей).

Регулярный стиль характеризуется симметричо-осевым расположением геометрически правильных линий дорожек и площадок, где осью композиции обычно является главная аллея, от которой симметрично отходят площадки или дорожки второго порядка. Дорожки имеют прямую или жесткую геометрическую форму. Архитектурные элементы располагают, строго подчиняя общей симметрии.

Водоемы, цветочные партеры, клумбы, рабатки имеют геометрически правильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарников в виде строгих, ритмично выдержанных   аллей   и   живых   изгородей,

 

подстригаемых в геометрические формы. Характерно для объектов регулярных стилей наличие скульптурных украшений, фонтанов, лестниц, павильонов.

Свободный стиль (ландшафтный, пейзажный) характеризуется природной красотой натуральных ландшафтов и пейзажей. Планировка дорожек и площадок здесь почти не признает симметрии и длинных прямых линий. Дорожки, плавно изгибаясь, обходят возникающие на их пути препятствия, заходят в тенистые массивы, выходят на открытые лужайки  с  разнообраз-

ными группами деревьев и кустарников, цветов; проводят от одного пейзажа к другому. Водоемы, цветники имеют свободную форму. Ряды деревьев и живые изгороди почти не применяют (89).

Смешанный стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преимущества. В практике проектирования применяют оба стиля (90, 91).

Регулярный стиль создает в садах и парках условия для большей вместимости, для быстрого рассредоточения посетителей. Сады или части парков, предназначенных для тихого отдыха, обычно выигрывают от свободной планировки. Неровный рельеф почти всегда желателен для свободных решений и неудобен для решений регулярных.

 Большинство новых советских парков имеют смешанный стиль, где он применен как продуманное, логически и художественно оправданное сочетание двух основных стилей, а не случайное их смешение.

Какой же стиль следует предпочесть при проектировании? Такой вопрос ставить нельзя. Стиль надо не выбирать, а определять по сумме требований архитектурно-пространственного и функционального порядка, а также по   естественным   условиям   участка.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта