Главная страница

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ. Основные принципы композиции зеленых насаждений


Скачать 300.5 Kb.
НазваниеОсновные принципы композиции зеленых насаждений
АнкорОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
Дата03.04.2018
Размер300.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
ТипДокументы
#17583
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

По высоте деревья подразделяются на высокие — выше 20 м (клен остролистный, сосна обыкновенная, липа и др.); средней высоты—10— 20 м (береза пушистая, черемуха, рябина) и низкие — до 10 м (клен татарский, вишня, черемуха виргинская). Кустарники считаются высокими при высоте более 2 м (боярышник, лох, бузина, калина); средними — при высоте 1—2 м (таволга, кизильник, чубушник); низкими — при высоте до 1 м (самшит, вереск, магония падуболистная).

Кроме того, существуют вьющиеся кустарники высотой 3—30 м (актинидия, виноград, глициния и др.).

Различные условия внешней среды

 

влияют не только на размеры, но и на форму растений. Так, катальпа, произрастающая на юге, представляет собой крупное дерево, а в условиях Московской обл. имеет вид многолетнего травянистого растения, ежегодно отмерзающего до корня. Следовательно, внешние признаки растений вообще и размеры в частности нельзя рассматривать в отрыве от условий окружающей среды (климат, почва, освещенность, уход и т. п.).

В СССР произрастают различные виды и разновидности деревьев, кустарников и травянистых растений. Основной задачей при подборе их ассортимента является соответствие условий данного объекта биологическим особенностям и декоративным свойствам намечаемых к посадке растений.

Почвенные условия. Естественные почвы, пригодные для произрастания растений в пределах городской застройки, встречаются лишь в крупных зеленых массивах — парках и лесопарках. Участки, отводимые под скверы, сады, бульвары, внутриквартальное озеленение и т. п., как правило, естественных почв не имеют.

В связи с этим необходимо создать почвенные условия, соответствующие биологическим особенностям растений. На териториях же с естественными почвами их качество можно значительно улучшить путем проведения   агротехнических   мероприятий.

При   подборе   растений   для   кон- • кретных почв, а также при создании и   улучшении   почв   надо   учитывать группировку растений по отношению к почвенным условиям:

деревья и кустарники, не требующие плодородных почв (береза пушистая и бумажная, акация белая, дуб пушистый, вяз мелколистный, ива*, клен полевой, тополь душистый и   московский,   ирга,   акация   желтая,

 

боярышник, лох, жимолость, таволга и др.); деревья и кустарники, требующие плодородных почв (дуб череш-чатый и красный, липа, ольха черная, орех медвежий, платан, пихта, тополь белый, канадский и туркестанский, лещина, гортензия, сирень, туя западная, бузина);

деревья и кустарник, произрастающие на песчаных почвах (айлант, береза бородавчатая, ива пурпурная и каспийская, клен ясенелистный, серебристый и татарский, сосна, лох узколистный и серебристый, тополь белый и канадский, смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник) ;

деревья и кустарники, произрастающие на засоленных почвах (айлант, гледичия каспийская, аморфа, сумах пушистый, гребенщик, гранат);

деревья и кустарники, произрастающие на влажных почвах (береза пушистая, тополь, ива, лиственница, магнолия, эвкалипт, черемуха, смородина черная и красная).

Влажность воздуха. Растения по-разному реагируют на степень влажности воздуха. Одни виды и формы плохо переносят недостаток влаги, другие более неприхотливы в этом отношении. При подборе растений в районах, подверженных засухам, следует обращать особое внимание на то, как различные породы деревьев и кустарников реагируют на степень влажности воздуха. К наиболее засухоустойчивым породам относятся берест, дуб, ель колючая и белая, клен серебристый и татарский, кипарис, гледичия трехколючковая, орех серый, тополь китайский, акация желтая, аморфа, скумпия, лох узколистный,     смородина     золотистая.

Отношение растений к инсоляции. Одно из важных условий для нормального развития растений'— это оптимальное освещение солнцем, причем одни йороды требуют много света, другие довольствуются меньшим его количеством. Это позволяет подразделить растения на светолюбивые и тене-

 

выносливые. В зеленом строительстве светолюбие и теневыносливость деревьев и кустарников имеют большое значение, так как в населенных пунктах приходится создавать посадки на участках, в той или иной степени затененных зданиями. Особенно сильно оказывается затененной та часть городских улиц, которая застроена высокими домами. Теневыносливость растений необходимо учитывать и при размещении различных пород на озеленяемых участках, чтобы светолюбивое растение не оказалось в тени от других растений.

Светолюбивыми породами считаются: береза, дуб, груша, клен ясенелистный, красный и веерный, лиственница, ольха черная, тополь, сосна обыкновенная и горная, ясень, ива, таволга, гребенщик. Теневыносливыми являются каштан конский, граб, клен полевой и татарский, ель, липа, кипарис, платан, пихта, боярышник, кизильник, жимолость, калина, туя западная.

Быстрота роста деревьев и кустарников. По этому признаку деревья и кустарники подразделяются на быстро- и медленнорастущие. Такая группировка растений имеет существенное значение при выборе пород для озеленения. В практике зеленого строительства часто возникает необходимость добиться полноценного результата в кратчайшие сроки. Так в большинстве случаев ставится вопрос при озеленении городских улиц и создании защитных насаждений. Нужного эффекта и сравнительно быстро можно достигнуть различными способами. Простейший из них — посадка взрослых растений. Однако этот способ далеко не всегда возможен по экономическим соображениям. Поэтому при выборе растений для озеленения приходится учитывать быстроту роста различных пород.

В группу быстрорастущих деревьев и кустарников входят береза, вяз, гледичия, карагач, клен ясенелистный

 

и татарский, ива плакучая, тополь, яблоня, ольха черная, орех медвежий и черный, черемуха, ясень зеленый и обыкновенный, ель белая и колючая, кипарис, лиственница даурская, европейская и западная, сосна обыкновенная, крымская, гималайская и Вей-мутова, акация белая, айлант, барбарис, бересклет, бирючина, боярышник, бузина, дерен, чубушник, жимолость, калина, акация желтая, крушина, лох, смородина золотистая.

Медленнорастущими           являются

кедр, тисе, вишня садовая, груша, дуб зимний и черешчатый, каштан, липа, платан, скумпия, самшит и др.

Газостойкость растений. Установлено, что не все породы деревьев и кустарников одинаково реагируют на загрязнение воздуха. Одни виды более стойки по отношению к газам, другие" менее стойки. Это свойство также необходимо учитывать при подборе растений для озеленения той или иной территории.

В настоящее время еще далеко не все породы деревьев и кустарников проверены на газостойкость. Из числа изученных к наиболее газостойким относятся ель колючая и Эн-гельмана, акация белая, айлант, бирючина, гледичия трехколючковая, дерен белый, жимолость татарская, кизильник блестящий, клен пенсильванский, татарский и ясенелистный, крыжовник, лох, магония, гранат, скумпия, смородина золотистая, спирея средняя биллиарда, тополь канадский, серый, черный, шелковица, гребенщик, софора. Наименее стойкими к газам оказались акация желтая, береза пушистая, каштан конский, клен остролистный, ель обыкновенная, облепиха, сумах пушистый, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный и маньчжурский.

Деревья и кустарники, укрепляющие склоны, овраги, откосы. Озеленение — один из эффективных способов   укрепления   берегов   водоемов,

 

крутых склонов и сыпучих песков, оврагов, откосов. Но далеко не все растения могут успешно применяться для этих целей. Закрепить почву способны лишь те виды и формы растений, которые обладают корневой системой, образующей большое количество отпрысков. Это свойство некоторых растений учитывают при подборе пород для создания насаждений в указанных целях. К числу таких растений относятся: клен полевой и татарский, айлант, ольха белая (серая), ирга, аморфа, бобовник степной, аралия маньчжурская (чертово дерево, шип-дерево), толокнянка, барбарис, джуз-гун, вереск, акация желтая, береза, граб, черешня, свидина, лещина обыкновенная и монгольская, кизильник, боярышник, ракитник двухцветный, лох узколистный, вероника, бересклет, гледичия, крыжовник, бундук, чемыш (чингиль) серебристый, облепиха, можжевельник древовидный, красный, керия японская, багульник, бирючина, дереза.

Растения с колючками. При подборе растений приходится учитывать наличие у них колючек. Такие растения могут быть использованы только при создании непроходимых живых изгородей. Но применение растений с колючками недопустимо при озеленении территорий, на которых находятся дети. К таким растениям относятся: диморфант, миндаль, бадамча, аралия маньчжурская, абрикос обыкновенный, курчавка, барбарис Тунберга и обыкновенный, акация желтая колючая, древогубец плетевидный, айва японская, боярышник, лох узколистный, акантопанакс кобчий, дрок немецкий, гледичия трехколючковая, облепиха, падуб, дереза, маклюра, мушмула обыкновенная, держи-дерево, груша (почти все виды), алыча, терен, тернослива, гранат (дикая форма), пироканта красная, крушина слабительная, акация белая, роза, ежевика двухцветная, войлочная, утесник, дзельква китайская.

 

Подбор ассортимента деревьев, кустарников, цветов должен определяться конкретно в проекте озеленения любого объекта и увязываться с имеющейся производственной базой питомников декоративных культур и оранжерейных хозяйств. Краткая характеристика растений, применяемых в озеленении, дана в приложении.

5. Композиционные вопросы     формирования парковых объектов

Строительство и эксплуатация садов и парков представляют собой единый процесс их создания. Многие известные парки создавались на базе существующих лесов. В процессе преобразования лесных массивов в парках осуществлялась идея архитектурно-планировочной организации территории и создавались ландшафтные композиции. Подобный тип паркового строительства может найти широкое применение и в наше время.

При разработке проекта необходимо учитывать изменения, которые произойдут во внешнем виде насаждений в течение всего периода их развития, а также принимать во внимание сезонные изменения насаждений по временам года.

Изменения, осуществляемые в последующем уже в процессе ухода за зелеными насаждениями, не должны ломать основных композиционных планов, они должны быть направлены на совершенствование основных композиций. Вот почему в проекте ландшафтной композиции зеленых насаждений надо устанавливать главнейшие мероприятия по стадиям развития насаждений хотя бы для двух основных периодов: в молодом возрасте (до 20—25 лет) и в последующее время, причем парковые насаждения и в молодом возрасте должны быть красивыми и композиционно цельными.

 

Зеленые насаждения на разных стадиях развития имеют неодинаковый декоративный и озеленительный эффект (81).

По данным Л. О. Машинского, проекция кроны молодого саженца — деревца лиственных пород — составляет в среднем около 1—2 м2. Таким образом, посадка 100—200 саженцев на 1 га площади под древесным пологом займет около 2—4 % всей площади. Эти же посадки с возрастом будут иметь совсем другой вид. Проекция кроны дерева в 50—60-летнем возрасте достигает 30—50 м2 в зависимости от породы. Отсюда видно, что с возрастом площадь проекции кроны увеличивается в 20—30 раз. Иными словами, при наличии на 1 га 100—200 взрослых деревьев общая площадь проекции их крон будет занимать уже 2—6 тыс. м2, т. е. 20—60 % всей площади. Поэтому для получения озеленительного и декоративного эффекта от молодых насаждений необходимо применять достаточно густую посадку древесных пород с учетом дальнейшего  разреживания.

При установлении конкретных соотношений между различными элементами садово-парковых площадей необходимо учитывать размеры объекта и его назначение. В крупных парковых насаждениях резко возрастает удельный вес площадей, занятых под посадками, газонами, лугами, и соответственно уменьшается удельный вес площадей, занятых дорожками и площадками. В небольших садово-парковых объектах (садах и скверах) резко увеличивается удельный вес площади, занятой под дорожки и площадки.

С увеличением размера садово-паркового объекта заметно возрастает и удельный вес площади, занятой водоемами. В скверах водоемы, как правило, отсутствуют, в садах они составляют 3,5 %, а в парках занимают от 5,2 до 31 %.

При регулярной разбивке однородные объекты обычно располагают симметрично, в строгом порядке; при нерегулярной разбивке избегают симметричности в размещении отдельных элементов, но при этом в расположении объектов однородного значения соблюдают композиционную уравновешенность.

В создании пейзажа силуэт или контур массы, красиво вырисовывающийся на горизонте, может иметь большое декоративное значение, особенно на пересеченной местности с гористым или холмистым рельефом.

В равнинных же местах массивность легче всего создается при помощи более густых насаждений, использованием растений с темной листвой или хвойных.

Композиция — латинское слово и означает составление, расположение, соединение а также построение произведения искусства. Композиция — это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной формы. Композиция озеленяемого пространства — это его организация, его структура, обусловленная идейным замыслом и назначением объекта, это определение и расположение его частей и элементов, их связь между собой, их наполнение растительными (82, 83) и архитектурными объемами.

Композиционные элементы садово-парковых построений различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, растительность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени.

И, наконец, композиционные факторы — правила, от соблюдения которых также зависит впечатление, производимое всем видимым; целесообразность, главенство, масштабность, гармония, контраст и др. От умения пользоваться этими элементами и факторами зависит успех садово-парковой композиции.

территории этого объекта. Различные виды движения — пешеходное, автомобильное и всех видов городского транспорта, их скорость, а также направление определяют тот или иной характер восприятия городского ландшафта.

В композиции зеленых насаждений необходимо учитывать не только особенности зрительного восприятия пространственных форм, но и особенности их комплексного восприятия всеми органами чувств в движении и во времени; эти особенности подчиняются определенным закономерностям.

Наличие идеи композиции — непременное условие решения любой задачи, стоящей перед ландшафтным архитектором. Идея композиции определяется комплексом факторов, важнейшими из которых являются: образная характеристика, стилевые особенности, ритмический строй, функциональное    назначение    объекта    и

его социальная значимость, особенности природного окружения, специфика участка и градостроительная ситуация, место и значение объекта в системе озеленения города, его взаимосвязь с прилегающими архитектурными ансамблями, особенности инженерного решения. Ясность идейного замысла и четкость ее . композиционного выражения — основа успешного решения любой творческой задачи ландшафтного архитектора.

Предназначение, целесообразность

Произведение любого искусства имеет определенную целеустремленность,  и главная его  задача — нести

прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитектуры.

Основная идея, общий композиционный замысел — это, во-первых, определение целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во-вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. определение формы, выражающей содержание.

Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда решается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него.

Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме»— основное правило ландшафтного проектирования. По его принципу распределяется территория объекта, решается его планировка и озеленение.

Главенство и подчинение

Произведение .любого искусства должно иметь что-то главное, характерное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усиливать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не будет, утверждает В. Л. Миндовский, то произведение станет безликим, невыразительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, перестанет поражать, восхищать.

Необходимость выделения главного и характерного относится и к садово-парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зеленью. Зелень как элемент природы и созданные человеком постройки должны гармонично сочетаться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться    этому    архитектурному

 

сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или контрастно подчеркивать архитектурные особенности здания. Такое отношение зелени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других крупных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной маскировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в садах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам.

Выделение главного, характерного необходимо и в планировке, и в композиции растительности. В зеленых насаждениях требуется не бессистемный показ различных видов и форм растительности, нужны продуманные, целенаправленные композиции с выделением главного.

Главное (ведущее) должно выделяться во всем: главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, главная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (ведущая) порода деревьев. И в каждой группе тоже.

Фактор выделения главенства касается и колорита. Доминирующая окраска в той или иной композиции должна явно преобладать, а другие краски усиливать главную.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта