Главная страница

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ. Основные принципы композиции зеленых насаждений


Скачать 300.5 Kb.
НазваниеОсновные принципы композиции зеленых насаждений
АнкорОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
Дата03.04.2018
Размер300.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.doc
ТипДокументы
#17583
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми», или инертными материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения — листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также зданий и таких сооружений, как подпорные стены, балюстрады и т. п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо считаться при создании цветочного оформления.

 

Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.

Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, т. е. правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без этих норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.

В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га—1, до 10 га—2, в городских и микрорайонных садах —2, в скверах и на бульварах —3, в насаждениях ограниченного пользования —0,5.

Каменные композиции

Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы (70).

Наилучшим материалом для декорирования городского ландшафта являются крупные камни твердых горных пород — гранит, песчаник, известняк. Хорошо смотрится в композициях и туф. Следует избегать применения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ландшафтом.

Величину и число камней выбирают

в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей растительностью, объектами малых архитектурных форм, водоемами и пр.

Выразительны группы камней, которые составляют законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т. е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т.    п,    Возможных    решений    может

быть много, например камни укладывают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в естественном состоянии, а другому придают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смотреться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев.

 

Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кладут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы.

В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сосну горную, ель обыкновенную и ее формы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисе ягодный, можжевельник обыкновенный, виргинский, казацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонтальный, юкку нитчатую, форзицию свисающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений используют алиссум скальный, иберис вечнозеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дорони-кум восточный, обристу, очитки и многие другие.

Камни группируют по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, создают разные варианты каменных композиций.

В практике встречаются различные варианты включения камня в композицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен способствовать выявлению задуманной идеи пейзажа.

Архитектурные элементы

Сады и парки создают не только из живых материалов. Содержание и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения и малые формы архитектуры. Малые формы садово-парковой архитектуры — это элементы художественного оформления объекта, объединенные общим стилем и выполняющие утилитарные функции (фонари, ограждения, скамьи, фонтаны, беседки, вазы и др.) (71—73). Любой архитектурный  элемент,   от   крупного   па-

вильона до вазы или скамьи, должен украшать участок зеленых насаждений, разнообразить и гармонически сочетаться с главным — зеленью, не вносить разнобой в окружающую среДУ-

Входы. Если их оформление не зависит от ансамбля окружающей застройки, то решать входы следует в основном той же зеленью.

Ограды по периметру ставят лишь в случаях действительной их необходимости. Они должны обладать высокими художественными достоинствами.

Фонтаны обычно устраивают на видных, ответственных местах и они выполняют роль доминирующего элемента (7.4). Фонтан — принадлежность регулярного сада, парка и является его динамической скульптурой (75).

Скульптура, как и фонтаны, украшает зеленые пространства, вносит разнообразие, обогащает, являясь произведением искусства. Она должна воздействовать на настроение человека (76).

Вазы — тоже скульптура, но наиболее близкая зелени, для оформления парков необходимо подбирать только высокохудожественные образцы.

Не надо стремиться к перенасыщению зеленых пространств фонтанами, скульптурой и вазами.

Каскады, террасы — прием обработки перепадов рельефа с использованием падающей воды и растений, высаженных ярусами (77).

Перголы и берсо — это крытые аллеи из растений, вьющихся по деревянным, металлическим или иным остовам. Перголы в основном принадлежность регулярных парков. В качестве вьющихся растений используют дикий виноград, хмель, турецкие бобы, ипомею и др.

В современных садах встречаются легкие декоративные перголы с несущей основой из железобетона. Во всех случаях пергола должна быть красива даже без зелени.

Пример организации композиционного и тематического акцента на аллеях парка

Назначение пергол — отдых в прохладной тени и парадное соединение различных участков  сада  или  парка.

Вьющиеся и цепляющиеся растения — принадлежность не только пергол. Они могут покрывать беседки, трельяжи, стены более крупных садово-парковых сооружений.

Подпорные  стенки и лестницы —

желательный элемент озелененных территорий, так как свидетельствует о неровном рельефе, который сам по себе является украшением сада, парка (78).

Скамьи — необходимая принадлежность любого озелененного участка.

Стенды, как и другие элементы,

должны гармонировать с зеленью и

подчиняться ей.        '

Беседки должны быть легкими, изящными.

Киоски размещают в местах большого скопления народа.

Парковые дорожки

Планировка парка, трассировка его дорог зависят от организации рельефа территории и часто играют существенную роль в его преобразовании.

Прогулочные дорожки, собранные в пучок, могут быть различной кривизны. Следует помнить, что начертание дорог зависит от их пропускной способности. Так, основные дороги, рассчитанные на массовый поток посетителей, будут иметь плавные очертания.

Покрытия парковых дорожек помимо прочности должны удовлетворять санитарно-техническим требованиям: не перегреваться, не пылить, быть мягкими и упругими при ходьбе. Асфальтовых покрытий следует здесь избегать, так как поверхность асфальта в летние дни сильно перегревается, медленно отдает тепло и жестка для пешеходов. Кроме того, с эстетической точки зрения ее однообразная темная поверхность плохо гармонирует с зеленью и цветами.

Санитарно-техническим требовани-• ям и требованиям прочности в наибольшей мере отвечают парковые дорожки из укатанного щебня или гравия. Добавление примесей может дать разнообразие цвета и фактуры. Следует широко применять мощения из    плитняка,    естественного    камня.

4. Подбор ассортимента

В ассортимент проектируемого озеленяемого объекта желательно включать наиболее ценные деревья и кустарники местных условий произрастания. В ассортимент объектов озеленения можно также вводить породы других географических районов, если они выдерживают местные климатические условия.

При подборе деревьев и кустарников желательно учитывать и другую особенность растений — выделение ими особых летучих веществ — фитонцидов. Фитонциды убивают находящиеся в воздухе вредные для человека микробы.

Подбор пород даже для крупного парка не должен быть большой дендрологической коллекцией. Важно не обилие видов и форм, а такой их подбор, из которого можно создать различные композиционные сочетания. Знаменитый Павловский парк включает в себя только двадцать древесных пород, из них лишь шесть основных.

Каждый более или менее крупный озелененный объект должен иметь ведущие (основные) породы и сопутствующие (отделочные). Из ведущих древесных будут формироваться остовы групп, массивы, большинство аллей. Это должны быть породы, хорошо растущие в данной местности и имеющиеся в питомниках. Сопутствующие породы предназначаются для расцветки, отделки основной массы зелени. Сюда должны войти деревья второй и третьей величины, которые мало пригодны для создания массивов и крупных групп, но имеют свои декоративные достоинства. Это цветущие породы — яблони, груши, черемухи, рябины; породы с необычной окраской листвы — облепиха, лох узколистный, некоторые клены с яркой осенней окраской или специально вы-

веденные формы. К сопутствующим породам следует относить и те деревья первой величины, которые проигрывают в массиве, но очень ценны в качестве отделки или солитеров (например, пирамидальные).

При подборе ассортимента растений учитывают высоту древесных растений (I, II, III величины), форму кроны, тип ветвления, форму и цвет стволов и ветвей, характер облиствле-ния (грубая, средняя, тонкая фактура), цвет листвы и плодов, возраст посадочного материала.

Форма кроны растений. Одним из важнейших декоративных признаков является форма кроны растений, особенно деревьев. Очень большое значение имеет форма кроны при создании строгих геометрических композиций на площадях, улицах, перед зданиями интересной архитектуры и т. д. Ряд пород деревьев имеет крону четкой геометрической формы (пирамидальную,   цилиндрическую,   шаровидную).

Наряду с ними в зеленом строительстве широко применяют растения с плакучими формами кроны. Такие деревья высаживают одиночными экземплярами или небольшими группами. Благодаря своему живописному силуэту они являются ценным элементом архитектурной композиции, особенно у водоемов и в лугопарках.

Выразительное сочетание деревьев с различной формой кроны — один из наиболее эффективных приемов ландшафтной архитектуры.

Среди деревьев и кустарников встречаются виды с интересной формой кроны (табл. 4). Используя перечисленные декоративные формы деревьев, следует иметь в виду, что эти формы нельзя применять в большом количестве.

При подборе растений для озеленения следует помнить, что многим породам можно придать искусственным путем (стрижкой) желаемую форму кроны. Хорошо поддаются стрижке пихта   сибирская,   клен  ясенелистный

 

и татарский, ольха белая (серая), барбарис Тунберга, барбарис обыкновенный, самшит, акация желтая, граб обыкновенный, дерен белый, кизильник, облепиха, можжевельник, бирючина, жимолость татарская, магония падуболистная, ель обыкновенная и сибирская, тополь, дуб стебельчатый (летний), крушина слабительная, смородина золотистая, черная и красная, шиповник обыкновенный, ива белая, рябина, таволга, снежноягодник, тисе дальневосточный, липа, туя западная, вяз, ильм, калина гордовина.

Прозрачность кроны растений имеет большое санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. Деревья и кустарники с плотной, непрозрачной кроной эффективно защищают от солнечных лучей, пыли, снега, ветра.

Растения с прозрачной кроной образуют менее плотную тень и не являются надежным препятствием для ветра, пропускают большее количество пыли и снега. Поэтому при подборе расте-' ний для защитных насаждений, а также для организации тенистых аллей и затененных площадок следует учитывать плотность кроны. В архитектурном отношении использование растений с плотными кронами дает возможность четко ограничить определенное пространство. Кроме того, такие растения образуют хороший фон для скульптур, павильонов и других парковых сооружений. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени в композициях насаждений и являются прекрасным дополнением к архитектуре зданий.

Прозрачную крону имеют айлант, абрикос обыкновенный, береза бородавчатая, пушистая, ясень американский, обыкновенный, пушистый (пенсильванский), гинкго, сосна белая (Веймутова), груша лохолистная, иво-листная, осина, алыча, слива обыкновенная, акация новомексиканская, белая, ива шелюга (красная, белая), берест.

Малопрозрачной кроной  обладают

пихта европейская (гребенчатая), сибирская, клен остролистный, явор (белый), каштан конский, обыкновенный, ольха черная, туя восточная, граб обыкновенный, кипарисовик Лавсона, можжевельник, черемуха, ель, кедр сибирский, тополь берлинский, туркестанский, канадский, черный, душистый, дуб, тисе ягодный, туя западная, липа, вяз.

Цвет листвы и коры деревьев и кустарников — один из решающих факторов при подборе ассортимента растений.     Окраска     листьев     изме-

няется в зависимости от времени года. В весенне-летний период она бывает например, светло-зеленой (у лиственницы, белой акации, жимолости), темно-зеленой (у клена остролистного, каштана конского, ильма, клена полевого), красных тонов (у клена остролистного, Швеллера и Рей-тенбаха, бука европейского и т. д.). Осенью у многих видов и форм деревьев и кустарников листва остается зеленой, например у ясеня, тополя, сирени, калины и т. д., а у очень многих видов  и  форм  приобретает  красные,

фиолетовые и оранжевые оттенки (у клена остролистного, осины, дуба болотного, рябины, боярышника, ирги и т. д.).

Большое разнообразие наблюдается в окраске стволов и ветвей деревьев и кустарников. Белая окраска — у березы; светло-серая — у рябины, ореха серого, каштана конского; окраска коричневых и золотистых тонов — у кизильника, чубушника, шиповника; красных тонов — у черемухи маака, розы краснолистной. Это разнообразие увеличивается постоянной сменой окраски в различные периоды года, а также под влиянием погоды — в засушливый период, в дожди и т. д. (80). Игра света и тени еще больше обогащает цветовую палитру растительности. Сложность цветового решения каждой композиции усугубляется необходимостью заранее предусмотреть сезонные изменения цвета растений, чтобы они не ухудшили принятого решения композиции.

Наибольшее применение находят следующие цветовые решения: одноцветные, в которых цвет является как бы фоном, оттеняющим форму и фактуру растений и искусственных сооружений, например светло-зеленая лиственница на фоне светло-зеленых тополей выделяется не цветом, а формой; многоцветные, в которых существо приема заключается в наборе разнообразных цветов и оттенков, например белая беседка на фоне темно-зеленых хвойных деревьев, белая скульптура на темном фоне живой изгороди из боярышника или пестрый цветочный партер на фоне темно-зеленого газона; контрастные цветовые решения, сущность которых состоит в применении неожиданных, бросающихся в глаза сочетаний цветов, например серебристый тополь среди группы дубов или темно-зеленая туя среди светло-зеленого газона; цветовые решения с мягкими переходами от одного цвета к другому.

Время появления и опадания лист-

вы. Существенное декоративное значение имеет время появления и опадания листвы у деревьев и кустарников. Весной у одних пород листва распускается значительно раньше, чем у других, а осенью некоторые породы растений сохраняют листву дольше, чем другие. Эти свойства растений учитывают при подборе их ассортимента. Так, у березы пушистой, черемухи, тополя черного и душистого, жимолости, смородины, калины гордовины листва появляется раньше, чем у клена остролистного, айланта, ясеня, липы, белой акации. Опадание же листвы у сирени, белой акации, тополя берлинского и лавролистного, чубушника происходит гораздо позднее, чем у липы, ореха, • клена ясенелистного.

Следовательно, умело подбирая растения, можно как бы продлить период декоративного эффекта городских насаждений.

Размеры растений. В зависимости от целевого назначения насаждений и архитектурно -художественного решения   используют   различные   по   раз-

 

мерам растения. Так, если надо озеленить улицу, застроенную высокими зданиями, причем по климатическим условиям необходимо защитить фасады домов от солнечных лучей, то лучше всего сажать высокие деревья. Если же в этом нет необходимости, но требуется создать тень на тротуарах (например, при озеленении улицы широтного направления), можно использовать невысокие деревья.

При посадках деревьев около зданий и вдоль улиц, по которым проходят линии трамвая или троллейбуса, приходится учитывать ширину кроны деревьев. При создании живых изгородей и бордюров важное значение имеет высота деревьев и кустарников. Живую изгородь, являющуюся защитной зоной промышленного предприятия, создают из быстрорастущих высоких деревьев и кустарников. Живую изгородь по границам какого-либо озелененного участка (допустим, при школе) создают из высоких деревьев и кустарников, а для бордюра вдоль дорожек в парке применяют низкорослый кустарник.

Подбирать растения различной высоты приходится и при формировании декоративных групп деревьев и кустарников в парках, садах и скверах, при устройстве защитных полос и т. п.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта