|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ. Основные принципы композиции зеленых насаждений
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
(источник: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-49/5.htm)
| Понятие о природном
и антропогенном ландшафте
Территория нашей страны богата природными ландшафтами. Их разнообразие обусловлено зональностью — это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и смешанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтропическая зона. Все это создает неповторимое природное своеобразие.
В современной ландшафтной архитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ландшафта. По определению Л. С. Залес-ской, Е, М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понимании — это однородный участок суши, окаймленный естественными границами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, т. е. состоящий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов,
К природным ландшафтам относятся ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природной среды и не носящие следов деятельности человека.
Существуют пять основных ландшафтных компонентов: земная кора, воздух, вода, растительность и животный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонента, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропоген-
ного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем.
Поверхность Земли имеет разнообразный рельеф. Этот рельеф соответственно обтекается воздушными потоками, а также диктует и распределение воды. В результате складывается местная климатическая характеристика участка с определенным растительным и животным миром. Так, упрощенно можно описать структуру любого естественного ландшафта. Но в любом ландшафте основой, «скелетом» является рельеф; его изменение неизбежно вызовет изменения во всех остальных компонентах.
Вместе с тем на Земле очень мало ландшафтов, не тронутых человеком. В процессе хозяйственной деятельности человек изменяет некоторые природные компоненты: растительность, почву, водный режим, фауну. Эти изменения нарушают сложившиеся в ландшафте связи и взаимодействия между природными компонентами. Необходимость освоения территории и проникновение человека в природу вызывают изменение ландшафта, в результате чего возникают сети дорог и линий электропередач, заводы, поселки и пр.
Как утверждают Л. С Залесская, Е. М. Микулина, антропогенные ландшафты существуют уже давно, как давно существует хозяйственная деятельность человека.
С расширением масштабов челове-ческой деятельности результаты ее стали в ряде случаев приобретать необратимый характер. Эти постепенные изменения ландшафта охватывали все большие участки земли. Позднее к ним присоединились изменения, вызываемые промышленным производством, добычей полезных ископаемых. Наступила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований.
Это привело к тому, что природных ландшафтов в чистом виде на земле уже не осталось, если применять этот термин в самом строгом его значении. Все ландшафты земли сегодня, пусть в очень малой степени, но изменены вмешательством человека. Антропогенный ландшафт — это ландшафт, ; состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов и формирующийся под влиянием деятельности человека.
Новые ландшафты создаются многими аспектами современной цивилизации — мы говорим о ландшафте промышленном, транспортном, о городском ландшафте, о ландшафте отдыха. На сегодняшний день все эти и другие типы ландшафта принято рассматривать как обособленные и специализированные (40). Однако город как специфический тип антропогенного ландшафта еще относительно мало изучен.
Ландшафт и пейзаж
Понятия «ландшафт» и «пейзаж» когда-то были равнозначны. Вид местности по-немецки называется ландшафтом, а по-французски — пейзажем. Позднее «ландшафт» стал и географическим термином, определяющим своеобразие природного облика обособленного географического района, а пейзаж — термином живописи, как участок местности, охватываемый взглядом человека.
Затем эти термины вошли в ландшафтную архитектуру. И здесь, к сожалению, нет четкости и согласованности в их трактовках. Одни авторы
эти понятия обобщают, взаимозаменяют; другие рассматривают пейзаж лишь как часть ландшафта, т. е. ландшафт представляют как сумму пейзажей. Некоторые авторы представляют оба понятия лишь в созерцательном аспекте: ландшафт — картина большого пространства, пейзаж — малого (41).
Ландшафт географического района — это понятие о пространствах очень большой величины (ландшафт тундры, тайги, степи и т. д.).
Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт — это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Это среда, окружающая человека.
Пейзаж —это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине.
Ландшафт окружает нас, мы находимся внутри его пространства, на его территории. А на пейзаж мы смотрим извне, находясь вне пейзажа так же, как рассматриваем полотно живописца.
Нельзя смешивать термины «ландшафт» и «пейзаж», нельзя заменять один другим, нельзя подразделять ландшафты на пейзажи.
С понятием «пейзаж» сходно понятие о перспективе как о виде местности, уходящей вдаль. Если же пейзаж не широк и весь уходит вдаль, то обычно его называют перспективой. Термин «перспектива» имеет и второе значение: оптическое, зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
2. Роль природных условий в формировании пространственной структуры садов и парков
Практика паркового проектирования и строительства показывает, что основой его композиции является умелое использование условий местности
разделяя его на отдельные замкнутые пейзажи, но он же и раскрывает пространство. Даже незначительные неровности почвы создают дополнительные возможности для обогащения парковых ландшафтов, позволяя небольшими средствами достичь желаемых результатов.
Создание живописных ландшафтов в парковых насаждениях на ровной плоской местности — одна из сложных задач в ландшафтном искусстве.
Характерным примером удачного
пространственных особенностей, рельефа, водных поверхностей, растительности (42). В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенности растений.
Рельеф является одним из важнейших факторов общей организации пейзажа. Он замыкает пространство, под-
решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной местности. В этом парке умело были размещены лесные массивы, рощи, групповые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устройства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер пло-шадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.
Таких примеров влияния характера местности и природных условий на архитектуру и планировку парков можно привести очень много.
Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода занимает значительное место в формировании парковой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формировании планировочной структуры парка, его композиционными осями, центрами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, часто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Водослив устраивали на базе речек вну-
три парков и композицию парков ориентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устройства купальных и декоративных водоемов используют отработанные карьеры.
В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.
Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, называются стоком.
Для обеспечения парков города водоемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов.
Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.
Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов — отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода — речки, ручьи, водопады — пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных (43, 44). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрастания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.
Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов — это сплошные береговые массивы, кулисы, поляны.
Архитектурные сооружения водоемов подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы.
Зеленые насаждения — основа парковых композиций. Создание архитектурно-художественного облика территории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озелененный участок или его отдельные
части в целом и только по мере приближения начинаем различать отдельные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта — одна из важнейших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять ограниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплошного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружающей его более низкой растительностью — пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием — пространство объединяется и т. д.
При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности применения растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стриженые деревья и кустарники) и является фактурой пространственной среды.
Посадки растений бывают следующих видов: аллейные и рядовые посадки из деревьев с раскидистой кроной различных естественных форм, из деревьев, кронам которых стрижкой
придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустарников, из стриженых высоких кустарников, из высоких и низких кустарников свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветниками, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещенными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинаковой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); одиночные посадки деревьев или кустарников различной формы; посадки цветущих травянистых растений, включающих только низко- или высокорослые растения (декоративно-лиственные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженый газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.
В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых композиций прежде всего являются сами
зеленые насаждения. Особенно отчетливо это выражено в Павловском парке. Но и в таких парках, как Петро-дворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются знаменитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеленых насаждений также исключительно велика.
Подбор и размещение в нем растений неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоративных сооружений.
Применение перечисленных приемов в различных сочетаниях дает бесчисленное множество конкретных решений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообразные по форме композиции.
При проектировании - озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-ку-старниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые
насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70—80 % на юге.
Закрытые пространства характеризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движения при выявлении отдельных экземпляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высоты пространства к его ширине примерно 1:2.
Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с групповым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории участок лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замкнутость исчезает при соотношении высоты к ширине 1:6.
Открытые пространства — это участки, не занятые насаждениями: поляны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.
Промежуточным типом пространства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.
3. Элементы парковой композиции
Поляны, газон
Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки). Основная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают один-два раза в год.
Декоративные газоны подразде-
ляются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.
Обыкновенные газоны — травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.
Луговой газон — это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами.
Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустар-никовой растительностью, при правильном соотношении между ними. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно разбрасывать их по всей территории парка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преобладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желательна концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.
Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80—120 м.
Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.
Если в большом парке уместны поляны в несколько гектаров, то в маленьком парке, в саду они будут не масштабны.
Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не менее самого здания, а длиной в 2—5 раз больше здания.
Поляна должна раскрывать пространство парка. Затененные поляны
меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, желательно с темными и компактными i кронами, а на теневой стороне, светлые, ажурные и более теневыносливые породы.
Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие может быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.
Парковые поляны имеют эстетическое назначение — вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту.
Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.
В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава. Газоны бывают: декоративными — трава определенного ассортимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми — трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими»— газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными — устойчивые травы, хорошо выдерживающие вытаптывание.
| |
|
|