Главная страница
Навигация по странице:

  • РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

  • Античное стихосложение

  • Основные системы русского стихосложения

  • Силлабическая система стихосложения.

  • Силлабо- тоническая система стихосложения.

  • Тоническая система стихосложения.

  • Источники информации.

  • 8739_ВбВА-3_ Реферат рабочая тетрадь Кошедова М.В. (1). Основные системы русского стихосложения


    Скачать 27.1 Kb.
    НазваниеОсновные системы русского стихосложения
    Дата21.02.2023
    Размер27.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8739_ВбВА-3_ Реферат рабочая тетрадь Кошедова М.В. (1).docx
    ТипДокументы
    #948794


    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    121309, Москва, ул.Новозаводская, д.27А т.8 (499) 749-96-70
    Музыкальный факультет

    Кафедра Академического пения

    Специальность 53.03.03 Вокальное искусство

    Специализация Академическое пение

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    по дисциплине "Орфоэпия в пении"

    тема: Основные системы русского стихосложения

    Выполнил:

    Обучающийся (бакалавр) 3 курса, 5 семестр

    Кошедова Марина Владимировна

    Ф.И.О.
    Преподаватель:

    Анестратенко Михаил Владимирович

    должность, уч. степень, Ф.И.О.


    Москва, 2022


    План

    1. Античное стихосложение

    2. Основы системы русского стихотворения

    3. Силлабическая система стихосложения

    4. Силлабо- тоническая система стихосложения

    5. Тоническая система

    6. Заключение

    7. Источники информации


    Античное стихосложение

    Античным стихослажением в литературоведении считается система стихосложения Древней Греции (VIII в до н. э). В III веке до н. э перейдя из Греции эта система возникла и в Древнем Риме.

    Стихи в античном мире поэты пели, а не читали. Поэт был еще и певцом (рапсодом). Изображали его с музыкальным инструментом – лирой. Отсюда пошло название – лирика.

    Античные стихосложение также называют метрическим (от. лат. Метронмера.

    Латынь и Древнегреческий характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе этой системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединились в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Стих образовался из повторения таких стоп (стихотворная строка). Так образовался внутренний ритм стиха.

    В русской классической системе версификации сохранилось понятие стопы, как условное обозначение такой речевой единицы, повторение которой создает ритм стиха.

    В метрической системе было около 30 различных видов стоп. Многие стопы сыграли впоследствии большую роль в развитии стихосложения у разных народов, в том числе и русского (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест).

    Рифмы в античном стихосложении не было.

    Основные системы русского стихосложения

    Стихосложение в России появилось в середине 17 века. Основные системы: Силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.

    Силлабическая система стихосложения.

    Силлабическая (слоговая) система. Здесь мерой соотносимости стихов является количество слогов в строке. Эта система появилась во 2 –й половине 17 в. Из Польского стихосложения. Силлабическую систему стихосложения ввел Симеон Полоцкий. Разница между качеством слогов здесь не играла роли. Эта система существовала до середины 18 в. Излюбленные размеры 8, 11, 13 слогов.

    От греч. Sullabe – слог Силлабическая система стихосложения – это система построения стиха, в основе которой лежит равносложие , т.е одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура- внутристихотворная пауза. Эмоциональное движение в стихе практически не наблюдалось, ибо произведения были религиозно- моральной направленности и имели поучающий характер. Яркий пример- творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

    Но были и исключения. Антиох Кантемир- поэт силлабик молдавского происхождения писал сатирические стихи, частенько направляя свои стрелы против фигур церкви и высшего света. Он ратовал за оживление силлабического стиха, используя разные ритмические приемы. Поэт пытался создать новую систему стихосложения и отойти от силлабики.

    Для использования в русском языке силлабическая система была неудобна. Затем эту систему вытеснила силлабо- тоническая система.

    Силлабо- тоническая система стихосложения.

    От греч. Sullabe –слог, греч Tonos –напряжение, ударение.

    Силлабо- тоническая (слогово-ударная) система. В этой системе учитывается не количество слогов, а упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе.

    Силлаботоническую систему разработал В.К. Тредиаковский. Он еще в 30- е годы выступил ( 18 век) со стихами основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучая строение русского народного стиха, он пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

    Начатое Тредиаковским блестяще развил и применил на практике М. В. Ломоносов. Ломоносов создал систему стихосложения, которая позднее получила название силлабо-тонической т. е слогово- ударной. Силлабо- тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. При этом учтем опыт метрической системы. В основе силлабо- тоники лежит принцип строения русского народного стиха. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе являются соотносимые между собой стихотворные строки- стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетанием ударных и безударных слогов.

    Силлабо- тоника : система 2- х сложных стоп – ямб, хорей.

    Система 3-х сложных стоп – дактиль, амфибрахий, анапест.

    Существовала в 19 веке и продолжает плодотворно развиваться и существовать.

    Тоническая система стихосложения.

    От греч. Tonos – напряжение, ударение.

    Тоническая система стиха- это система, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе. Под тоническим стихосложением в русской терминологии 18 века подразумевали силлабо - тонику, как систему отличную от силлабического стиха.

    Здесь метр= размеру, как и в силлабихе. 3 основных метра - размера:

    - Дольник – тональный размер. В нем между двумя ударениями может быть 1-2 безударных слога.

    -Тактовик. Здесь интервал между ударениями может быть 0-3 слога.

    -Акцентный стих- между ударениями слогами может быть любое количество безударных. Размер имитирует ораторскую речь.

    Заключение.

    С наступлением эпохи серебряного века стихосложение подверглось демократизации. Эксперименты поэзии авангардных течений (футуризм, акмеизм, дадаизм) приводят к изменению структуры построения стиха. Стихи, которые были написаны по такой системе получили название пульсирующие строки ( импульсаризм).

    Поэзия того времени характеризуется многочисленным разнообразием использования художественных приемов: членение строк ритмовым.

    Источники информации.

    Серия :» Библиотека поэта».

    «Русская силлабическая система».

    Учебник стихосложения. dok. Документ с сайта: nofy.prorovedrih.com



    написать администратору сайта