Главная страница
Навигация по странице:

  • Литературный текст.

  • Музыкально-выразительные средства.

  • Трудности. К интонационным трудностям относятся

  • К ритмическим трудностям относится

  • Вокально-хоровые сложности

  • К дикционным сложностям относится

  • Рекомендации

  • Аннотация по дирижированию. Кюи Гроза. Основные сведения о произведении


    Скачать 24.04 Kb.
    НазваниеОсновные сведения о произведении
    АнкорАннотация по дирижированию
    Дата16.08.2022
    Размер24.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКюи Гроза.docx
    ТипДокументы
    #646998

    Основные сведения о произведении.

    Произведение «Гроза» было написано Ц.Кюи в 1908г. на слова И.Белоусова в жанре хоровой миниатюры а`сapella.

    Может исполняться однородным женским или старшим детским хором.

    Кюи Цезарь Антонович

    (1835-1918)

    Родился в городе Вильно (Литва) 6 января 1835 года.

    После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге (стал специалистом по фортификациям).

    Музыкой Ц.Кюи занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С.Монюшко. В 1857 Ц.А.Кюи познакомился с М.А.Балакиревым и впоследствии стал членом «Могучей кучки».

    Как композитор Ц.Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал 14 опер («Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф» идр.) Кроме своих опер Кюи закончил незавершенные оперы своих друзей по «Могучей кучке» («Каменный гость» А.С.Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусогского).

    Большинство хоров Кюи - лирические миниатюры.

    Сейчас хоры Ц.Кюи распространены в педагогической практике и исполняются как профессиональными хорами, так и любительскими.

    Умер 26 марта 1918г. в Петербурге.

    Литературный текст.

    Автором литературного текста является Белоусов Иван Алексеевич (2865-1930), русский писатель, поэт. Один из руководителей «Суриковского литературно - музыкального кружка».

    Кроме «Грозы» у Ц.Кюи написан на стихи И.А.Белоусова следующие произведения: «Весеннее утро», «Всюду снег», «Затихают песни», «Ласточка».

    Гроза

    Из-за гор и леса
    Туча грозовая
    Приползла неслышно,
    Солнце заслоняя.
    Под ее навесом
    Страшно, жутко было;
    Гром гремел, и ярко
    Молния светила...
    Пронеслася туча, -
    Небеса синеют,
    И луга цветами
    Яркими пестреют.
    Над лугами вьется
    Жаворонок звонкий,
    От земли, белеясь,
    Пар поднялся тонкий.
    И грозы как будто
    Вовсе не бывало, -
    Всё, как прежде, тихо
    И спокойно стало!..

    1897г.

    В этом стихотворении 5 строф, но Кюи использовал только четыре, отказавшись от 4-ой строфы.

    Стихотворение раскрывает тему природы. По образному содержанию его можно разделить на 2 контрастные части. 1 и 2 строфы – картина грозы;3 и 4 строфы – картина после грозы.

    Также Кюи изменил последнюю строку стихотворения, повторив слово «спокойно» 2 раза, для усиления эффекта «успокоения» природы.

    Музыкально-выразительные средства.

    Форма данного произведения двухчастная, где каждая часть период. I период-10 тактов, II период-19 тактов. Разделение на две части подчеркивается не только сменой темпа ( с moderato на piu mosso),но и сменой метра.

    Первая часть изложена в размере 4/4,что в сочетании с умеренным темпом рождает образ появляющейся из-за гор тучи. Это отражено в тексте.

    Вторая часть написана в более подвижном темпе. Её размер 3/4 , что совершенно не случайно, так как все эти средства музыкальной выразительности направлены на создание ощущения пронесшейся тучи.

    Основная тональность Es-dur. Произведение разнообразно по количеству используемых композитором красок. Уже во втором такте ( см. пример №1) появляется III пониженная ступень, а в третьем тракте тональность сменяется на es-moll.

    Первое предложение I периода заканчивается на доминанте по отношению к основной тональности. Второе предложение является секвенцией по отношению к первому предложению, а написано оно в g-moll.

    При работе над первым предложением особое внимание следует уделить партии альтов, так как именно эта партия создает основу для возникновения гармонических красок.

    Вся вторая часть состоит из укрепления Es-dur и осуществляет чередование доминантовой функции и последующего разрешения в Es-dur.

    Преобладающие функции второй части: D7;D43;D65 и T53.

    Фактура гомофонно-гармоническая и аккордовая. Аккордовая фактура используется для выражения характера текста на слова «спокойно стало», и как в хорале вносит успокоение.

    Приём хорового изложения tutti,что также отражает характер текста произведения. Звучит tutti даже в динамике pp,отражая надвижение тучи.

    Трудности.

    К интонационным трудностям относятся:

    Пение на повторяющемся звуке (первое предложение партия S1,см. пример №1) ,исполнять которые необходимо с тенденцией к повышению.

    Также особую сложность представляет партия сопрано во второй фразе, где повторяющийся звук сочетается с нюансом pp и исполняется в относительно высокой тесситуре.

    Все это может привести к вялому и фальшивому пению.

    При работе над второй фразой с партией S1 стоит акцентировать внимание на том, что каждый последующий звук выше, чем предыдущий.

    Особое внимание следует обратить на активное дыхание.

    К интонационным трудностям также относится нисходящее поступенное движение с использованием альтерированных ступеней в партии альтов и S2,петь которые следует очень осторожно, ощущая тяготение и функциональную принадлежность данного звука.

    Кроме этого к интонационным трудностям нужно отнести наличие скачков, которых не так много в этой партитуре. Восходящий скачок следует петь широко (см. пример №2).

    Вступление после паузы также представляет трудность. Во время паузы нельзя терять слышание предыдущего аккорда (звука), а после паузы как бы продолжить музыкальную мысль.

    К ритмическим трудностям относится:

    Исполнение половинных звуков, внутри которых есть вероятность потерять внутридолевую пульсацию, а вторая часть просто изобилует ими.

    Зрительно читая партитуру, видно чередование тактов с половинными звуками и четвертными через такт, что помимо уже вышесказанной сложности может явиться причиной исполнения по кускам ,т.е. рвано, что в свою очередь дирижер должен преодолевать, работая на только над внутридолевой пульсацией, но и объединением коротких музыкальных фраз в более длинные.

    Вокально-хоровые сложности:

    В первой части произведения присутствует момент унисонного пения в партиях сопрано и альтов с последующими расхождением их голосов (см.пример №1 и №2). В этих тактах следует выстраивать искусственный ансамбль, чтобы унисон не звучал ярче, чем последующее расхождение партий.

    Особую сложность представляет пение в унисон в 6 такте ( пример №2),так как помимо унисона присоединяется трудность пения в нюансе pp в высокой тесситуре для альтов. Здесь следует добиваться плавного, некрикливого звука.

    Также представляет сложность пение восьмых звуков в темпе piu mosso ( =116).Исполнять эти звуки необходимо ритмично, но вокально пропевая.

    Текст и мелодия провоцируют исполнение короткими фразами по 2 такта, что необходимо преодолевать объединением коротких фраз в более длинные, для того, чтобы донести смысл текста.

    Кроме этого сложность представляет пение партии сопрано в высокой тесситуре (e2 и g2).Петь эти звуки следует округло, на дыхании, некрикливо.

    В партии альтов единожды встречается относительно низкая нота «a» (4 такт, см.пример №3),петь которую следует не давя, мягким звуком.

    Пение на повторяющемся звуке может спровоцировать non legato или даже staccato,что требуется избегать, так как произведение по характеру подразумевает исполнение Legato.

    Произведение разнообразно по динамической палитре, что также представляет трудность. PP следует исполнять активным, не вялым звуком, а на f и ff мягким, некрикливым.

    К дикционным сложностям относится:

    В данном произведении много шипящих и свистящих, которые следует исполнять быстро и сухо.

    Так как произведение носит название «Гроза»,то в тексте встречаются слова с буквой «р»,которую следует исполнять четко, утрированно.

    Пение на повторяющемся звуке различных гласных букв требует особого внимания. Все гласные должны пропеваться в единой певческой позиции (вертикально).

    Во второй части, где встречаются звуки в высокой тесситуре, обычно на эти звуки приходятся удобные гласные (см.пример №2),но встречаются и не удобные гласные,

    где на высокий звук приходится «ы» и «е». Петь эти гласные следует округло, открывая рот и не делая звук плоским.

    Рекомендации

    Произведение может исполняться студенческим хором или старшим хором музыкальной школы, хоровой студии.


    написать администратору сайта