Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальный проект по дисциплине «Литература»на тему: «Основные тенденции развития современной русской литературы»

  • Современная литература: попытка классификации

  • Классификация современной русской литературы.

  • Отличительные особенности неоклассической прозы

  • Отличительные особенности условно-метафорической прозы

  • Отличительные особенности «другой прозы»

  • Отличительные особенности постмодернизма

  • Литературный прогресс в России второй половины XX в.

  • Писатели «шестидесятники»

  • Писатели поколения 70-х гг.

  • «Перестройка» конца 80-х гг. С «перестройкой»

  • Конец 90-х гг.: поколение молодых писателей

  • Основные направления современной прозы

  • Литература постмодернизма Больше всего литературоведческих споров вызывает постмодернизм

  • Список использованной литературы

  • Проект. Основные тенденции развития современной русской литературы


    Скачать 47.04 Kb.
    НазваниеОсновные тенденции развития современной русской литературы
    АнкорПроект
    Дата12.12.2022
    Размер47.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаProekt-Krivosheina-f141_-itog.docx
    ТипЛитература
    #840691

    Комитет образования, науки и молодежной политики

    Волгоградской области

    государственное автономное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Волгоградский медико-экологический техникум»

    Индивидуальный проект

    по дисциплине «Литература»
    на тему: «Основные тенденции развития современной русской литературы»
    Выполнила: студентка 1 курса _____Ф-141_____ группы

    ____________________Кривошеина Ангелина Андреевна_____________________

    Специальность: _____33.02.01 ФАРМАЦИЯ_______________________________

    _____________________________________________________________________

    Руководитель: преподаватель русского языка и литературы,
    ________________кандидат филологических наук, Бойчук Александра Сергеевна

    р.п. Светлый Яр, 2022 г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение...........................................................................................................................3

    1. Современная литература: попытка классификации.................................................5

    2. Литературный прогресс в России второй половины XX в......................................9

    2.1. Писатели «шестидесятники»..............................................................................10

    2.2. Писатели поколения 70-х гг...............................................................................10

    2.3. «Перестройка» 80-х гг.........................................................................................11

    2.4. Конец 90-х гг., поколение молодых писателей.................................................12

    3. Основные направления современной прозы...........................................................13

    3.1. Закон эволюции...................................................................................................13

    3.2. Закон «взрыва»................................................................................... ................13

    3.3. Неоклассическая линия......................................................................................14

    3.4. Литература постмодернизма…………..……………………………………….14

    4. Литература и пиар.....................................................................................................15

    Заключение.....................................................................................................................17

    Список использованной литературы...........................................................................18

    Введение
    Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов. Смены идеологических и нравственных взглядов в России произошли в период с 1980-го по 90-е годы. Это время падения СССР. Смена политического режима оказала значительное влияние на общество, и, как следствие отразилась на культурных процессах. Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год. Это редкое явление, когда дату можно назвать так точно. Не трудно догадаться, что это связано с новым политическим курсом, который в 85-ом году взял СССР. Как же менялась литература в новое время?

    Реалистическое неоклассическое направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжило традиции русской литературы. Особенности этого периода: психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем, диалог автора с читателем. Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского модернизма.

    Нельзя не согласиться с обобщающим суждением литературоведа Александра Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было навёрстывать упущенное – догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст».

    К сожалению, в современном обществе роль литературы постоянно принижается. И это является самым большим парадоксом XXI века. При всех возможностях современной техники, при существовании виртуальных библиотек, электронных устройств для чтения или прослушивания книг, аудитория читателей уменьшается этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

    Цель работы: изучить своеобразие современной русской литературы и основные тенденции её развития.

    Достижение цели связано с решением следующих задач:

    1) дать определение понятию «современная литература»;

    2) охарактеризовать основные направления в рамках современной литературы, провести классификацию;

    3) установить закономерности в развитии литературного процесса, начиная со второй половины XX в. и до наших дней;

    4) исследовать специфические для литературы XXI в. явления.

    Гипотеза: для современной литературы имеются огромные возможности для дальнейшего развития, а писатели и поэты конца XX – начала XXI вв. не менее интересны современным читателям, чем представители прошлых поколений.

    1. Современная литература: попытка классификации


    Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX – начала XXI вв. Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.

    Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма. С точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.

    Художественная литература XXI в. стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства.

    Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено, прежде всего, обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.

    В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.

    Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.

    Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос. Богатая жанровая разновидность массовой литературы включает любовный роман, приключения, боевик, детектив, триллер, научную фантастику, фэнтези и т. д.

    Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».

    Классификация современной русской литературы.

    Современная русская проза подразделяется на следующие категории:

    1. неоклассическая проза;

    2. условно-метафорическая проза;

    3. «другая проза»;

    4. постмодернизм.

    Отличительные особенности неоклассической прозы:

    1. обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции;

    2. наследует «учительскую» и «проповедническую» направленность русской классической литературы;

    3. жизнь социума является главным содержанием произведений;

    4. смысл жизни составляет основную проблему;

    5. герой унаследовал активную жизненную позицию, он берёт на себя роль судьи;

    6. авторское мировоззрение выражается через героя;

    7. автор и герой находятся в состоянии диалога.

    Отличительные особенности условно-метафорической прозы:

    1. миф, сказка, научная концепция, фантасмагория образуют причудливый, но узнаваемый современный мир;

    2. духовная неполноценность обретает материальное воплощение в метафоре превращения людей в разных зверей, хищников, оборотней;

    3. условно-метафорическая проза в реальной жизни видит абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические парадоксы;

    4. использование фантастических допущений, испытание героя необыкновенными возможностями;

    5. не свойственна психологическая объемность характера;

    6. использование нескольких видов условности:

    а) сказочный тип;

    б) аллегория;

    в) очень сильное мировое начало: персонажи выступают как исполнители определенной роли, задачи;

    7. основа на фантастическом типе условности: Двоеверие (как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном существовании христианства и язычества) и Антиутопия (победа «сил разума» над «силами добра и любви»).

    Отличительные особенности «другой прозы»:

    1. черты оппозиционности официозу, отказ от наследования сложившихся стереотипов;

    2. изображение мира социально «сдвинутых» характеров и обстоятельств;

    3. идеал либо подразумевается, либо маячит;

    4. авторская позиция замаскирована;

    5. не создаёт фантастический мир, а открывает фантастическое в окружающем, реальном;

    6. отказ от морализаторства;

    7. порывает с традицией диалога автор-читатель;

    8. царит случайность;

    9. изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю, раздёрганную культуру.

    Отличительные особенности постмодернизма:

    1. образ мира выстраивается на основе межкультурных связей;

    2. воля и законы культуры выше воли и законов «действительности»;

    3. произведение – не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста – с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и сами собою.



    1. Литературный прогресс в России второй половины XX в.


    За тысячелетнюю историю (с XI по XX век включительно) отечественная литература прошла долгий и сложный путь. Периоды расцвета сменялись в ней временами упадка, бурное развитие – застоем. Но даже во времена спадов, вызванных историческими и общественно-политическими обстоятельствами, русская литература продолжала своё поступательное движение, которое, в конце концов, привело её к вершинам мирового словесного искусства.

    Русская литература поражает удивительным богатством своего содержания. Не было ни одного вопроса, ни одной сколько-нибудь важной проблемы, связанной со всеми сторонами жизни России, которые не затрагивали бы в своих произведениях наши великие художники слова. При этом, многое из того, о чём они писали, касалось жизни не только в нашей стране, но и во всём мире.

    При всей своей всеобъемлемости и глубине содержания произведения великих деятелей отечественной словесности были понятны и доступны широким кругам читателей, что лишний раз свидетельствовало об их величии. Знакомясь с величайшими созданиями русской литературы, мы находим в них многое, что созвучно нашему беспокойному времени. Они помогают нам осмыслить происходящее в современной действительности, лучше понять самих себя, осознать своё место в окружающем мире и сохранить человеческое достоинство.

    Современный литературный процесс заслуживает особого внимания по ряду причин: во-первых, литература конца XX века своеобразно подвела итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; во-вторых, новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; в-третьих, своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

    Современную литературу часто называют «переходной» – от жёстко унифицированной подцензурной советской литературы к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова, изменения роли писателя и читателя. Поэтому оправдано частое сопоставление с литературным процессом и Серебряного века, и 20-х годов: ведь тогда так же нащупывались новые координаты движения литературы. Виктор Астафьев высказал мысль: «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода… Литераторы мучительно ищут этот путь».

    Пространство современной литературы очень пёстрое. Литературу творят люди разных поколений: те, кто существовал в недрах советской литературы, те, кто работал в андеграунде литературы, те, кто начал писать совсем недавно. У представителей этих поколений принципиально различное отношение к слову, к его функционированию в тексте.


      1. Писатели «шестидесятники»


    Е. Евтушенко, А.Вознесенский, В. Аксёнов, В. Войнович, В. Астафьев и др. ворвались в литературу во время «оттепели» 1960-х годов и, почувствовав кратковременную свободу слова, стали символами своего времени. Позже их судьбы сложились по-разному, но интерес к их творчеству сохранялся постоянно. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся интонацией иронической ностальгии и приверженность к мемуарному жанру. Критик М. Ремизова пишет об этом поколении так: «Характерными чертами этого поколения служат известная угрюмость и, как ни странно, какая-то вялая расслабленность, располагающая больше к созерцательности, нежели к активному действию и даже незначительному поступку».


      1. Писатели поколения 70-х гг.


    С. Довлатов, И. Бродский, В. Ерофеев, А. Битов, В. Маканин,
    Л. Петрушевская. В. Токарева, С. Соколов, Д. Пригов и др. вошли в литературу именно в этот период. Они работали в условиях творческой несвободы. Писатель-семидесятник, в отличие от шестидесятника, связал свои представления о личной свободе с независимостью от официальных творческих и социальных структур. Один из заметных представителей поколения Виктор Ерофеев так написал об особенностях почерка этих писателей: «С середины 70-х годов началась эра невиданных доселе сомнений не только в новом человеке, но и в человеке вообще… литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости…». Именно это поколение начинает осваивать постмодернизм, в самиздате появляется поэма Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», романы Саши Соколова «Школа для дураков» и Андрея Битова «Пушкинский дом», фантастика братьев Стругацких и проза русского Зарубежья.


      1. «Перестройка» конца 80-х гг.


    С «перестройкой» в литературу ворвалось ещё одно многочисленное и яркое поколение писателей: В. Пелевин, Т.Толстая, Л. Улицкая, В. Сорокин,
    А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова, М. Палей и др. Они начали работать уже в бесцензурном пространстве, смогли свободно осваивать «разнообразные маршруты литературного эксперимента». Проза С. Каледина, О. Ермакова,
    Л. Габышева, А. Терехова, Ю. Мамлеева, В. Ерофеева, повести В. Астафьева и
    Л. Петрушевской затрагивали запретные ранее темы армейской «дедовщины», ужасов тюрьмы, быта бомжей, проституции, алкоголизма, бедности, борьбы за физическое выживание. «Эта проза возродила интерес к «маленькому человеку», к «униженным и оскорблённым» - мотивам, формирующим уходящую в XIX век традицию возвышенного отношения к народу и народному страданию. Однако, в отличие от литературы XIX века, «чернуха» конца 1980-х годов показала народный мир как концентрацию социального ужаса, принятого за бытовую норму.

      1. Конец 90-х гг.: поколение молодых писателей


    В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей: А. Уткин, А. Гостева, П. Крусанов, А. Геласимов, Е. Садур и др., о которых Виктор Ерофеев говорит: «Молодые писатели – первое за всю историю России поколение свободных людей, без государственной и внутренней цензуры, распевающих себе под нос случайные рекламные песенки. Новая литература не верит в «счастливые» социальные изменения и моральный пафос, в отличие от либеральной литературы 60-х годов. Ей надоели бесконечное разочарование в человеке и мире, анализ зла (литература андеграунда 70-80-х гг.)».

    Первое десятилетие XXI века – настолько разноплановое, многоголосое, что об одном и том же писателе можно услышать крайне противоположные мнения. Так, например, Алексей Иванов – автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», «Сердце Пармы», «Золото бунта» – в «Книжном обозрении» назван самым ярким писателем, появившемся в российской литературе XXI века». А вот какое мнение об Иванове высказывает писатель Анна Козлова: «Картина мира Иванова – это участок дороги, который видит из своей будки цепной пёс. Это мир, в котором ничего нельзя изменить и остаётся только пошучивать над рюмкой водки в полной уверенности, что только что тебе во всех неприглядных подробностях открылся смысл жизни. В Иванове мне не нравится его стремление быть лёгким и глянцевитым… Хотя не могу не признать, что он – чрезвычайно одарённый автор. И своего читателя нашёл».



    1. Основные направления современной прозы


    Современная литература в своём развитии определяется действием нескольких законов: законом «эволюции», законом «взрыва (скачка)», законом «консенсуса (внутреннего единства)». Ниже расскажем о них подробнее.


      1. Закон «эволюции»


    Этот закон реализуется в усвоении традиций предшествующей национальной и мировой литератур, в обогащении и развитии их тенденций, в стилевых взаимодействиях внутри определённой системы. Так, неоклассическая (традиционная) проза связана генетически с русским классическим реализмом и, развивая его традиции, приобретает новые качества. «Память» сентиментализма и романтизма порождает такие стилевые образования, как сентиментальный реализм (А. Варламов, Л. Улицкая, М. Вишневецкая и др.), романтический сентиментализм (И. Митрофанов, Е. Сазанович).


      1. Закон «взрыва»


    Он выявляется в резком изменении соотношения стилей в синхронных художественных системах литературы. Причём, взаимодействуя друг с другом, сами художественные системы дают неожиданные стилевые течения. При взаимодействии реализма и модернизма возникает постреализм. Авангард как прагматически направленная ветвь модернизма и реализм в его соцреалистическом варианте выливается в тенденциозное течение – соц-арт. Авангард и классический реализм порождают концептуализм. Происходит очень интересное явление – взаимодействие разных стилевых течений и разных художественных систем способствует образованию новой художественной системы – постмодернизма.


      1. Неоклассическая линия


    Неоклассическая линия в современной прозе обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции русской литературы с её проповедческой и учительской ролью. Это произведения, которые носят открыто публицистический характер, тяготеют к философской и психологической прозе (В.Астафьев, Б. Васильев, В. Распутин и др.).


      1. Литература постмодернизма


    Больше всего литературоведческих споров вызывает постмодернизм, воспринимающий чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные, из них строящий новый художественный мир (В. Пелевин, Т. Толстая, В. Нарбикова, В. Сорокин и др.). Постмодернизм пытается существовать в условиях «конца литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, когда сюжет, слово, образ обречены на повторение. Поэтому характерной особенностью литературы постмодернизма становится интертекстуальность. В таких произведениях внимательный читатель постоянно наталкивается на цитаты, образы классической литературы XIX и XX вв.


    1. Литература и пиар


    Писатель сегодня сталкивается с необходимостью бороться за своего читателя, применяя пиар-технологии. «Если я читать не буду, если ты читать не будешь, если он читать не будет – кто же нас тогда прочтёт?» – иронически задаёт вопрос критик В. Новиков. Писатель старается приблизиться к своему читателю, для этого организуются различные творческие встречи, чтение лекций, презентации новых книг в книжных магазинах.

    В. Новиков пишет: «Если принять за единицу писательской известности номен (по-латыни «имя»), то можно сказать, что известность эта складывается из множества миллиноменов, устных и письменных упоминаний, называний. Всякий раз, произнося слова «Солженицын», «Бродский», «Окуджава», «Высоцкий» или говоря, например: Петрушевская, Пьецух, Пригов, Пелевин, – мы участвуем в сотворении и поддержании слав и популярностей. Если же мы чьего-то имени не произносим, мы осознанно или неосознанно – тормозим чьё-то продвижение по лестнице публичного успеха. Толковые профессионалы это усваивают уже с первых шагов и хладнокровно ценят сам факт называния, номинации, независимо от оценочных знаков, понимая, что самое страшное – молчание, которое, как радиация, убивает незаметно».

    Татьяна Толстая так видит новое положение писателя: «Сейчас читатели отвалились, как пиявки, от писателя и дали ему возможность находиться в ситуации полной свободы. И те, кто ещё приписывает писателю роль пророка в России, – это самые крайние консерваторы. В новой ситуации роль писателя изменилась. Раньше на этой рабочей лошадке ездили все, кто только мог, теперь она сама должна идти и предлагать свои рабочие руки и ноги». Критики П. Вайль и А. Генис точно определили переход от традиционной роли «учителя» к роли «равнодушного летописца» как «нулевой градус письма». С. Костырко считает, что писатель оказался в непривычной для русской традиции роли: «Нынешним писателям как будто легче. Никто не требует от них идеологического служения. Они вольны сами выбирать свою модель творческого поведения. Но, одновременно, свобода эта и усложнила их задачи, лишив очевидных точек приложения сил.

    Заключение
    Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее: у нас частично получилось исследовать современную литературу, проанализировать творчество писателей и поэтов современности и изучить современные литературные жанры.

    Развитие современной русской литературы – живой и стремительно развивающийся процесс, каждое художественное произведение в котором является частью быстро меняющейся картины. Вместе с тем в литературе происходит создание художественных миров, отмеченных яркой индивидуальностью, определяемых и энергией художественного творчества, и разнообразием эстетических принципов.

    Современная русская литература представляет собой совершенно уникальное явление. Она очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения, написанные в России с середины 1980-х годов XX века до начала первого десятилетия XXI века.

    В произведениях современных писателей происходит сращение приёмов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные явления могут сосуществовать с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических противоречиях.

    Новейшая литература позволяет понять всю сложность и дискуссионность Современной русской действительности. На основании всего написанного можно сделать вывод: качество, оделяющее именно произведения современных авторов, есть свобода от рамок, свобода писать о том, о чем хочется и так, как хочется.

    Список использованной литературы:


    1. Алексеева, Л.Ф. «Русская литература XX – начала XXI века». В 2-х т.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2018.

    2. Белокурова С.П., Друговейко С.В. «Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы». – СПб.: «Паритет» [Электронный источник]: http://school-of-inspiration.ru/zhanry-sovremennoj-literatury-chast-2.

    3. Молдавская К.А. «Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков». М.: «Педагогический университет», «Первое сентября», 2019. – 325 с.

    4. Неёлов Е.М. «Ещё раз о жанровой специфике фантастической литературы» // «Учёные записки Петрозаводского государственного университета». Серия: «Общественные и гуманитарные науки». – 2008. – № 1 (91). – С. 100-105.

    5. Павлухина О.В. «Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория». // «Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева». – Тольятти: Изд-во Волжского университета., 2013. – 175 с.

    6. «Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.): учеб. пособие для студентов вузов. / под ред. Тиминой С.И. и др., изд. 3-е. – М.: Academia, 2013. – 352 с.

    7. Эйгес И. «Фантастика» // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.


    написать администратору сайта