Главная страница

Основные теории и модели демократии Казахстана. основные теории и модели демократии Казахстана. Основные теории и модели демократии Казахстана Жортугулов. О, Хамит. А


Скачать 1.46 Mb.
НазваниеОсновные теории и модели демократии Казахстана Жортугулов. О, Хамит. А
АнкорОсновные теории и модели демократии Казахстана
Дата13.03.2022
Размер1.46 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаосновные теории и модели демократии Казахстана.pptx
ТипЗакон
#394292

основные теории и модели демократии Казахстана

Жортугулов. О, Хамит. А |Марал Бахытжановна |21-07

Теория демократии Казахстана

В Казахстане представительная демократия обеспечивается выборностью Президента Республики, конституционно обусловленным формированием Парламента, а также законодательных и представительных учреждений и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Республику Казахстан.
  • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.
  • Государство Казахстан образовалось на исконной казахской земле. Следовательно казахи, как издревле существовавший на этой территории этнос естественно и закономерно дали свое историческое название государству. Так же объяснимо признание казахского языка государственным. Русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления.
  • Согласно Конституции Республики Казахстан всем предоставлены равные права, создана юридическая основа для совместного, мирного проживания людей разных национальностей. Поэтому Республика Казахстан - это государство всего народа. Это положение закрепляется записанными в Конституции принципами деятельности государства, его органов.
  • Во-первых, государство, его органы в своей деятельности постоянно должны стремиться к обеспечению общественного согласия и политической стабильности. Общественное согласие является залогом стабильности общества, уверенности всех и каждого в том, что можно спокойно учиться, трудиться и жить.
  • Во-вторых, государство должно свою внутреннюю и внешнюю политику проводить таким образом, чтобы обеспечить экономическое развитие общества, причем такое развитие должно быть направлено на удовлетворение материальных потребностей всего народа Казахстана.
  • В-третьих, государственные органы должны решать все наиболее важные вопросы государственной жизни демократическими методами. Это означает, в частности, что такой важный вопрос, как изменение Конституции, народ может решать на референдумах. Порядок проведения референдума предусматривается специальным законом Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н., Алматы; «Бiлiм», 1999, с. 42.
  • Республика Казахстан ставит перед собой цель - построение демократического государства. Главным условием его построения является объединение всех граждан на равноправной основе, независимо от национальности. Исходя из этой интернациональной идеи, в Конституции употреблено понятие «народ». Согласно Конституции единственным источником власти является народ.
  • Например, в соответствии с Конституцией и Указом Президента о выборах в Республике Казахстан граждане, политические партии, др. общественные объединения свободно могут выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики. Они могут всесторонне обсуждать их, проводить агитацию «за» и «против». Граждане сами, по своему усмотрению, могут поддержать ту или иную политическую партию или не поддерживать никакую, поддерживать выдвигаемых ими кандидатов в депутаты или не поддерживать. Это позволяет выяснить мнение всего народа. Граждане сами, без принуждения, добровольно могут решать, за кого отдавать свой голос во время выбора депутатов в Мажилис.
  • Подводя итоги сказанному, можно сказать, что демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечиваются возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.

Казахстанская модель демократии: становление и специфика

  • В Казахстане формируется модель демократии, которая опирается на традиционные ценности. К их числу относятся высокое чувство коллективизма, верность общественному долгу, готовность прийти на помощь. Опорами демократического процесса могут служить также уважение к историческому опыту, стремление к компромиссу, толерантность. Такая тенденция составляет характерную черту неоконсерватизма, настаивающего на необходимости сохранения традиционных норм, социальных и политических структур, акцентирующего внимание на таких структурах, как семья, конфессия и другие. Таким образом, наблюдается примечательная тенденция: социал-либерализм органически дополняется прин­ципами не только социал-демократизма, но и консерватизма. Вместе с тем формирующаяся казахстанская модель демократии ориентирована на постмодернистский тип экономического, политического и духовного развития.
Находясь на стадии модернизации, Казахстан все активнее внедряет пост­индустриальные ценности, представляющие собой часть постмодернистской культуры. Многие составляющие этой культуры не противоречат традициям номадного общества, а, напротив, согласуются с ними. Это прежде всего идея неразрывной связи человека и мира, многообразия форм бытия и необходимости их более полной репрезентации. Таким образом, сегодня становится все более ясным: необходимыми составляющими дальнейшего развития являются внедрение в жизнь постмодернистских ценностей и, как мы выше отмечали, усиление регулятивных функ­ций государства. Все эти процессы являются реальными предпосылками построения демократии, свободной как от копирования западных и восточных моделей, так и игнорирования исторического опыта, реализации универсальных ценностей в самобытной форме путем вплетения национальной специфики в логику преобразований. Такая модель соответствует национальным традициям, реальному состоя­нию общества и «вызовам времени».
  • Находясь на стадии модернизации, Казахстан все активнее внедряет пост­индустриальные ценности, представляющие собой часть постмодернистской культуры. Многие составляющие этой культуры не противоречат традициям номадного общества, а, напротив, согласуются с ними. Это прежде всего идея неразрывной связи человека и мира, многообразия форм бытия и необходимости их более полной репрезентации. Таким образом, сегодня становится все более ясным: необходимыми составляющими дальнейшего развития являются внедрение в жизнь постмодернистских ценностей и, как мы выше отмечали, усиление регулятивных функ­ций государства. Все эти процессы являются реальными предпосылками построения демократии, свободной как от копирования западных и восточных моделей, так и игнорирования исторического опыта, реализации универсальных ценностей в самобытной форме путем вплетения национальной специфики в логику преобразований. Такая модель соответствует национальным традициям, реальному состоя­нию общества и «вызовам времени».


написать администратору сайта