Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

  • Основные признаки государства и их характеристика.

  • ОТВЕТЫ ГОС АЛАНКИН. Основные теории происхождения права


    Скачать 476.63 Kb.
    НазваниеОсновные теории происхождения права
    Дата14.01.2023
    Размер476.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ ГОС АЛАНКИН.docx
    ТипДокументы
    #886496
    страница2 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

    Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

    Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

    Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

    Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

    Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

    Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

    Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

    Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

    Достоинства формационной типологии:

    1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

    2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

    Недостатки:

    1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

    2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

    В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

    Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

    Достоинства цивилизационной типологии:

    1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

    2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

    Недостатки:1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

    В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

    1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагаю­щих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объяс­няется, по меньшей мере, тремя причинами:

    Во-первых, на­званные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политичес­ких партий и движений.

    Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в много­образии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

    В-третьих, государство – очень слож­ное и внутренне противоречивое общественно-политичес­кое явление.

    Рожденное обществом, его противоречиями, государ­ство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль:

    1. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целост­ность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

    По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой граж­данского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.

    2. Кроме, того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

    3. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функ­ции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращает­ся в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчет­ливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
    4. История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.

    Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государствен­ной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

    Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и де­мократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся усло­виям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

    Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении госу­дарства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и на­стоящие научные достижения.

    Политическая система – совокупность государственных и негосударственных образований, хозяйственных и общественных организаций и институтов, трудовых коллективов, участвующих в политической жизни общества(Соколов А.Н.).

    Политическая система – рассматриваемые в едином комплексе государство и негосударственные общественные образования, участвующие в политической жизни страны(С.С. Алексеев).

    Политическая жизнь демократического общества в основном сосредоточивается в государстве. При достаточно развитых демократических институтах государство предстает как политически организованное общество.

    Структура политической системы:

    – общественные организации: политические партии и движения, профсоюзы, негосударственные органы информации, пропаганды, институты общественного влияния и воспитания, общественного мнения, трудовые коллективы, женские, молодежные, творческие, религиозные, спортивные и др.;

    – государственные структуры.

    Негосударственные демократические институты не входят в государство, но могут оказывать существенное воздействие на его деятельность, на деятельность его институтов, на всю политическую жизнь, например, при выборах через системы лоббирования, механизмы общественного мнения.

    Принципы взаимодействия государственных структур и общественных организаций:

    1) сотрудничество;

    2) помощь в содействии друг друга;

    3) поиски и достижение компромисса;

    4) координация деятельности.

    В системе общественных образование особое место государство занимает по следующим факторам:

    – государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

    – только государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

    – только государство является официальным представителем внутри страны и на международной арене.

    Государство:

    а) обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти;

    б) единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ;

    в) координирует основные стороны жизни общества.

    Важнейшей чертой современного государства является его политический характер. Государство является особой организацией политической власти.

    Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи – как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые – как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев).

    Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение (Малько А.В., Матузов Н.И.).

    Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

    Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

    Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

    Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).

    Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

    Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

    Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая – зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

    Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

    Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Главное отличие политической власти от власти вообще коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности.

    Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм, то есть осуществляется через институты государства.

    1. Основные признаки государства и их характеристика.

    - общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а т.ж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т.ж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.

    5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта