Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологический тип правопонимания

  • 2.4. Естественно-правовой тип правопонимния

  • Основные типы правопонимания


    Скачать 107.6 Kb.
    НазваниеОсновные типы правопонимания
    АнкорОсновные типы правопонимания.docx
    Дата12.12.2017
    Размер107.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновные типы правопонимания.docx
    ТипКурсовая
    #11159
    страница2 из 3
    1   2   3

    Социологический тип правопонимания

    Формирование социологического типа правопонимания началось на исходе XIX века, когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.

    Развитие социологического правопонимания, сторонники которого всегда выступали с резкой критикой легизма, в значительной мере явилось реакцией на усиление позиций легистского подхода к праву в юридической теории и практике. И хотя с точки зрения методологии социологическое правопонимание, так же как и легизм, оставалось в рамках позитивистского подхода, ограничивая сферу своего научного интереса лишь уровнем эмпирического анализа, то есть наблюдаемым правом, право им толковалось уже не как система нормативных предписаний государственной власти, а как факт социальной жизни.

    У истоков социологического типа правопонимания стоит немецкая историческая школа права, представителями которой являются Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта - они делали акцент на том, что право создается не произволом и желанием законодателя, а постепенно происходит из народных обычаев. Право не порождается государством, но закрепляется им. Историческая школа отрицала универсальный характер права, рассматривая право как продукт эволюционного развития национальной истории. В зависимости от изменения общественных отношений меняется и право, так как представляет собой отражение общественных отношений. Придавая значение изучению исторической обусловленности обычая как основного источника права, историческая школа сближалась с социологическим подходом к праву, поскольку «проводила различие между властно установленным правом и живым народным правом»2.

    Однако с точки зрения идеологических направлений историческая школа достаточно отличалась от близкого ей социологического подхода. Потому как социологическое направление правопонимания в значительной мере произошло из критики позитивного права и противодействия засилью поддерживаемого официальной властью легистского подхода, а историческая школа, напротив, оправдывала позитивное право, доказывая, что оно носит не произвольный характер, а объективно обусловлено так называемым народным духом и берет свое начало из глубин народного сознания.

    Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными источниками права являются законы, а также судебные прецеденты. В странах, таких как Англия и США суды связаны в большей мере решениями других судов, то есть вышестоящих, нежели законами. Иными словами, суды, применяя законы, создают нормативные прецеденты толкования законов, приспосабливая их к меняющейся общественной жизни. «Законы применяются, поскольку признаются судами и «живут» не сами по себе, а в судебных решениях»3. С точки зрения сторонников социологического правопонимания, законы лишь «книжное право», далекое от реалий жизни, способное только предсказывать деятельность судов. Социологическое правопонимание допускает права человека, не вытекающие из закона, но защищаемые судом.

    Однако не любое судебное решение может быть правовым, а социологическое правопонимание не позволяет отличать правовое решение от неправового.

    Не учитываются такие факторы, как: психологические (личные качества судьи), экономические (хозяйственные споры), политические (общественное мнение) и прочие, влияющие на принятие решения.

    2 Гурвич Г. Д. Философия и социология права. Избр. соч. СПб., 2004. С. 305

    3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Юристъ, 1995.

    «Находясь в оппозиции к легистскому правопониманию, которое в свою очередь не делает различия между правом и законом и предпочитает сводить право к закону, то есть законодательному установлению верховной власти в данном государстве, социологический подход, со своей стороны, также признает своеобразную командную силу закона, снабженного санкцией принуждения, но обращает внимание на социальную среду формирования и функционирования юридических правил».4 Можно заметить, что такое понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что опираются и ссылаются представители социологической школы права, а с другой теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.


      1. Психологический тип правопонимания

    Психологический тип правопонимания, трактующий право как своеобразное психическое явление, начал складываться в обществоведении к концу ХIХ в. под влиянием достижений психологической науки и прежде всего экспериментальной психологии. Согласно этой теории реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов - с другой. Воображаемые, вербальные и абстрактные объекты не имеют собственного существования как независимая реальность. Основоположником данного подхода к изучению и пониманию права считается французский юрист и социолог Г. Тард. Свою психологическую доктрину Г. Тард использовал как инструмент познания и объяснения самых разных сфер общественной жизни - экономики, политики, права. Источником развития во всех этих сферах являются, по его мнению, социально-психологические механизмы взаимодействия открытия и подражания. Под открытием или

    4 Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве// Государство и право. – 1998. - №1. – с. 46 – 53.

    изобретением он понимал всевозможные новаторские усовершенствования, как в технической сфере, так и в области социальной жизни, то есть всевозможные новые идеи, ценности, институты. Согласно Г. Тарду, распространение и реализация этих изобретений осуществляется путем подражания. Социальный прогресс осуществляется за счет того, что некоторые выдающиеся индивиды создают и реализуют в жизни что-то новое, а остальные члены общества, такие как массы, подражая им, воспринимают, распространяют и закрепляют это новое. С этих социально-психологических позиций Г. Тард говорил, что право - это «не более как один из видов склонности человека к подражанию».5

    Наиболее полная версия психологического правопонимания представлена в трудах выдающегося российского юриста и социолога Л. И. Петражицкого, чей подход к трактовке права представлял собой оригинальную альтернативу господствовавшей в российской юриспруденции легистской теории права. Л. И. Петражицкий трактовал право как особое психическое или иначе эмоционально-интеллектуальное переживание императивно-атрибутивного характера.

    Особое значение Л. И. Петражицкий уделял такому ключевому вопросу философии права, как разграничение права и нравственности. Все этические явления он делил на два подкласса: «1) императивно-атрибутивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «право»; 2) чисто императивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «нравственность»6. Таким образом, он считал, что морально- нравственные нормы, в отличие от права, носят чисто императивный характер, они основаны лишь на чувства обязанности, не подкрепленном чувством притязания с другой стороны. В отличие от этого правовое переживание имеет двусторонний, императивно-атрибутивный характер.

    5 Г.Тард. Законы подражания. СПб., 1892. С.12

    6 Петражицкий Л.И. Указ. соч. С.137 Там же. С.221

    С позиций такого понимания права Л. И. Петражицкий различал «официальное право как императивно-атрибутивные эмоции, имеющие поддержку со стороны представителей государственной власти, и интуитивное право как императивно-атрибутивные эмоции, не обладающие такой поддержкой»7. Сложная система взаимоотношений между этими двумя видами права носит изменчивый характер и определяется особенностями исторического развития той или иной страны.

    Психологический тип правопонимания, который ищет истоки права в человеческой психике, так же как и социологический, основан на позитивистской методологии, поскольку ограничивает свое видение права лишь эмпирическим уровнем анализа. Тем не менее сторонникам данного подхода удалось заметно раздвинуть границы прежнего социологического видения мира, основанного на физическом и биологическом детерминизме и объяснявшего общество посредством аналогий с явлениями физического и биологического порядка. Практическое значение психологического типа правопонимания связано, прежде всего, с теми познавательными возможностями, которые он дает для изучения сложного комплекса психологических факторов, влияющих на позицию исследователя, законодателя и правоприменителя в процессе познания, создания и применения ими права.

    2.4. Естественно-правовой тип правопонимния

    Естественно-правовая концепция правопонимания является старейшей и наиболее распространенной среди правовых доктрин и усматривает главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя. Можно сказать, что естественное право – это право, извне приданное человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлениям, то есть «естественное право – это правовая форма выражения

    7 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПБ. 1907. Т.2. С. 609-640.

    первичности и приоритета естественного над искусственным в человеческих отношениях»8, согласно данной концепции право и воля законодателя (закон) могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.

    Однако определяющее значение для различных концепций естественно-правового типа правопонимания имеет различение естественного права и позитивного права. Такое различение в разных концепциях прошлого и современности выражается и в иных формулировках и терминах. Например, естественное право достаточно нередко обозначается как право, как неизменное право, философское право, как идея права, как право в собственном смысле, как правильное право. Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: искусственное право, человеческое право, волевое право, изменчивое право, неподлинное право.

    Наличие самых разных принципов, положенных в основу различных версий естественно-правового подхода, существенно затрудняет классификацию концепций естественного права. Существует множество классификаций подобного рода. Если классифицировать концепции естественного права по основанию представлений об источниках такого права, то можно выделить следующие направления естественно-правовой доктрины:

    • космологическое, трактующее естественное право как проявление общих законов мироздания;

    • христианско-теологическое, рассматривающее естественное право как проявление божественной воли;

    • гуманистическое, связывающее происхождение естественного права с разумной, то есть рациональной и чувственной, природой человека.

    При этом важно отметить, что все указанные направления так или иначе увязывают естественное право с идеей разумной свободной воли, как некоего трансцендентального начала, лежащего за рамками эмпирической реальности и

    8 Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Н. В. Варламова [и др.]; под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : НОРМА, 2001. – с. 153.

    привнесенного в человеческие взаимоотношения откуда-то извне.

    Исторически первой была космологическая версия естественного права, согласно которой «божественный Разум управляет Космосом и всем родом людским, но вместе с тем и пребывает имманентно в человеческом разуме, будучи потенциально доступным каждой личности»9. Идея принадлежащего человеку от рождения, неотчуждаемого права зародились в Древней Греции на

    основе мифов о божественно-космическом происхождении существующего миропорядка.

    «С распространением христианства развитие философско-правовой мысли Западной Европы шло под знаком связи и влияния друг на друга античной и христианской культурных традиций, которая нашла свое наиболее полное выражение в рамках христианско-теологического направления естественно-правового подхода»10. Христианство сумело со временем осознать, что «греческая философия - не просто чуждая, языческая интеллектуальная система, с которой оно вынуждено было бороться, но с точки зрения многих раннехристианских теологов – божественно предуготованная форма, «отлитая» для истолкования христианской веры»11. При этом Сократа и Платона нередко почитали «боговдохновенными дохристианскими святыми, ранними провозвестниками божьего Логоса, уже присутствовавшего в языческие времена, — «христианами до Христа», по словам Юстина Мученика»12. В сфере философии права вершиной синтеза раннего христианства с античной философией является учение Августина о воле Бога как источнике естественного права.

    Большой вклад в теологическую интерпретацию античной концепции естественного права с позиций христианства внес Фома Аквинский, усилиями

    9 Тарнас Р. Христианское мировоззрение. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/-97820.html

    10 О влиянии христианства на развитие права см.: Лафитский В. И. Сравнительное правоведение в образах права. М., 2010. С. 160–173.

    11 На раннехристианских иконах Сократа и Платона изображали среди тех, кого Христос выводил из подземного мира после своего сошествия в Ад (См.: Тарнас Р. История западного мышления. Режим доступа: psylib.org.ua›Каталог›tarna01/txt04.htm.

    12 Там же

    которого идеи естественного права, возникшие в мире языческой цивилизации, были введены в русло христианской традиции.

    С Нового времени начинается этап постепенного возврата к истокам аристотелевской рациональности в трактовке права. Главным импульсом для нового обращения философско-правовой мысли к этим античным идеям естественного права послужила тридцатилетняя война в Европе (1618–1649 гг.), итогом которой стало существенное ослабление непосредственного влияния религии на жизнь европейских государств. Однако именно глубинное воздействие христианского мировоззрения, касающееся самих основ европейской культуры, способствовало обретению послевоенной Европой идеи религиозной терпимости.

    Начало гуманистическому направлению в рамках естественно-правового учения положили идеи Г. Гроция, выводившие естественное право из природы человека и определявшие естественное право как предписание здравого разума.

    Существенный вклад в рационализацию и гуманизацию естественно-правовой доктрины внесло этическое учение И. Канта. Заслуга Канта состоит в том, что он, стремясь возвысить человеческий разум и показать человека как существо, имеющее в себе самом, в своем разуме и воле основания собственной нравственности, провозгласил мораль независимой от религии.

    В учении Канта метафизический подход к праву нашел наиболее полное выражение, так как в своем поиске понятия права он обращается непосредственно к человеческому разуму как источнику права. «Он не анализирует действующее законодательство, он просто не берет его в расчет. Поэтому-то, - как справедливо отмечается специалистами, - его учение о праве и достойно звания метафизики. Предмет кантовских рассуждений — чистое понятие права, то есть исследование того, каким должно быть право независимо от времени и пространства — право как таковое».13

    13 Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений. СПб., 2007. С. 250, 251.

    Следующей вехой на пути формирования гуманистического направления естественно-правового типа правопонимания, увязывающего понятие права с разумной природой человека, стали работы другого великого представителя немецкой классической философии Г.В. Ф. Гегеля. Прежде всего следует отметить тот принципиальный момент, что Гегель исходит из различения сущности и явления в праве. Познание права у него означает постижение внутреннего разума (внутренней сущности) права, а не эмпирически и исторически случайных внешних форм его проявления и обнаружения. Согласно гегелевскому учению, право в его сущностной характеристике - это свобода. Свобода в учении Гегеля предстает как реализация понятия права в действительности, то есть как идея права. Кроме того, у Гегеля нет различения естественного и искусственного права, которое составляет суть естественно-правового подхода.

    Существенный вклад в дальнейшую рационализацию естественно-правовой доктрины и формирование ее гуманистического направления внесли концепции «возрожденного» естественного права, основная методологическая задача которых заключалась «в сочетании априорных и неизменных естественно-правовых принципов с исторически изменчивой действительностью общества; в отыскании связи между абсолютными этическими постулатами и идеей общественного развития; между человеческой личностью и обществом; гражданином и государством».14

    Концепции «возрожденного» естественного права были направлены на преодоление архаичности классической естественно-правовой доктрины путем «увязки» ее фундаментальных положений с конкретно-историческими реалиями меняющегося мира. Под естественным правом понималось уже не реально действующее право, а идеальные, априорные начала, выступающие ориентиром и критерием для позитивного права.
    14 Поляков А. В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций): Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Л., 1987. С. 4.

    Большое влияние на становление такого подхода к пониманию права оказали работы немецкого юриста Р.Штаммлера. Он первым поставил вопрос о возрождении естественного права, и ввел формулу «естественного права с меняющимся содержанием», то есть с рационалистической функцией. Естественное право представляет в этой связи совокупность требований, предъявляемых изменившимся с течением времени обществом или его частями. Не существует абсолютизированного естественного права, оно изменчиво.

    В России всплеск интереса к естественному праву в его «возрожденной» версии наблюдается в «золотой век» отечественной философии права - на рубеже ХIХ–ХХ вв. Затем, особенно активный характер процесс возрождения естественного права принял с середины ХХ в. под влиянием разрушительного опыта Второй мировой войны, а также практики тоталитарных режимов СССР и фашистской Германии, убедительно продемонстрировавших те опасности, которые таит в себе легистская модель правовой системы.

    Для представителей естественно-правовой доктрины не существует предмета теория государства и права, так как по их мнению право не зависит от общества. Существует отдельно теория права и теория государства. Предметом теории права является скорее предмет философии права (добро, справедливость, гуманность права).

      1. 1   2   3


    написать администратору сайта