Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ. ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»

  • «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ. ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»

  • 2. Что такое концерт, специфика, классификация

  • 3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта

  • 4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов

  • Основные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера


    Скачать 46.7 Kb.
    НазваниеОсновные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера
    Дата01.05.2023
    Размер46.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9.docx
    ТипДоклад
    #1099782
    страница1 из 3
      1   2   3

    ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»

    Специальность «Сольное и хоровое народное пение»

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

    на тему:

    «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ.

    ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»

    Автор: Егорова С. В.,

    преподаватель

    ОБПОУ «Суджанский

    техникум искусств»

    г. Суджа – 2019 г.

    «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ.

    ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»



    Содержание

    1. Введение

    2. Что такое концерт, специфика, классификация

    3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта

    4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов

    5. Постановка концертного номера

    6. Методическое обеспечение Список использованной литературы и источников

    7. Заключение

    8. Список использованной литературы

    1.Введение

    Концертное дело в полном объеме по массовости аудитории, «спросу», популярности явно доминирует среди других видов и жанров искусства. Исследование этого феномена дает богатый материал для анализа плюсов и минусов общего состояния культуры общества, эстетического воспитания, процессов коммерциализации искусства и т.д. Именно в концертном деле находят конкретное отражение важнейшие нынешние социокультурные проблемы массовой культуры, молодежной субкультуры, доступности подлинной культуры широким группам населения, уровня профессионализма в искусстве, востребованности таланта - вопросы, определяющие генеральные направления культурной политики, охватывающие все сферы бытия, начиная от средств массовой коммуникации, рекламы и одежды и заканчивая психологическим типом личности.

    Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день есть некоторые объективные технологии организации и проведения концертных программ, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании населения, проводимыми клубными учреждениями. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно - досуговых учреждений в современном обществе.

    Существует устойчивый интерес к концертам, и особенно к тому, как делается концерт – это было актуально всегда.

    Цель: донести до организаторов концертов «рецепты» построения концертных программ.

    Задача: проанализировать виды концертной деятельности и дать рекомендации режиссерам в постановке концерта.

    Любая постановка концертной программы требует режиссерского решения.

    2. Что такое концерт, специфика, классификация

    Концерт – это особая законченная сценическая форма, в основе которой – номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности. Концерты бывают самых различных видов:  

    - смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),  

    - эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),  

    - музыкальный,  

    - литературный.

    Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру. Также концерт – (нем. – «состязание») – состязание в мастерстве, его демонстрация:

    1) музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра;

    2) публичное исполнение музыкальных произведений;

    3) публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.

    Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю.

    Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам:

    - высокая идейность исполняемого репертуара;

    - его художественная полноценность;

    - жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории;

    - высокое качество исполнения номеров и эпизодов;

    - оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров;

    - надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

    Концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На нем могли быть приглашенные члены только аристократических, знатных семей. Организовывался для небольшого количества приглашенных и был закрытым от посторонних глаз. Впервые публичные концерты организовывались во второй половине XVIII века и были сугубо музыкальными.

    Первый развлекательный концерт, с внедрением продуманной программой, был организован в Англии.  Проводились они в театрах, пивных барах со сценой, и в музыкальных залах гостиниц.

    Виды концертов - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами, потребностью зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории. Можно определить основные разновидности концертов:

    1. СОЛЬНЫЙ – концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.

    2. КОНЦЕРТ- ДИВЕРТИСМЕНТ - сборный, смешанный. Определяется выступлением артистов разных жанров.

    3. АКАДЕМИЧЕСКИЙ, ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ – концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

    4. КАМЕРНЫЕ КОНЦЕРТЫ – (в переводе «комната») – по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.

    5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ – концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.

    6. КОНЦЕРТ- РЕВЮ – (с франц. «панорама», «обозрение») – обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического. 

    Условно ревю можно разделить на 2 вида:

    1) РЕВЮ-ФЕЕРИЯ.

    2) КАМЕРНОЕ РЕВЮ. 

    В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.

    7. ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ – вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.

    8. ГАЛА-КОНЦЕРТ – (с франц. «большой») – особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.

    9. ШОУ – пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.

    10.   КОНЦЕРТ – ШАНТАН – развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов.  Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:

    1.      Создание рекламных кампаний, с последующим воплощением их в жизнь;

    2.      Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта; 3.      Приглашения звездных исполнителей;

    4.      Техническое обеспечение концерта;

    5.      Оформление праздников дизайнерскими решениями; 6.      Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.

    Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.

    Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.  

    Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.  

    В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.  

    Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности.

    3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта

    Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, «концерт-спектакль» («спектакль-концерт»), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка. С конца 50-х годов ряд причин и обстоятельств определили развитие именно этой формы жанра. Концерт-спектакль, являясь наиболее современной формой массового представления, одной из самых действенных в общем ряду разновидностей массовых зрелищ, представляет собой более высокую ступень развития жанра, чем массовые площадные дейст­ва. В театрализованном концерте разговор ведется языком искус­ства, и идейная, пропагандистская линия проводится не «лозун­говыми» приемами, а значительно более сложными и мно­гозначными (через различные виды и жанры искусств), постав­ленными на службу идее, смыслу. От этого пропагандистская сила массового действа не уменьшилась, она стала еще действен­нее, динамичнее.

    Театрализованный концерт, в отличие от массовых спектаклей амфитеатра под открытым небом (где в основе были продол­жительные игровые эпизоды, длительные поактные построения, идущие от старого театра, громоздкость, пышность, замедлен­ное развитие действия — спектакли агиттеатра продолжались по 5—7 часов!), принес с собой мобильное членение действия на короткие эпизоды и номера, сообщившие концерту-спектаклю ди­намичность монтажной структуры.

    В этом, безусловно, сказалось влияние смежных искусств, развитие которых не могло не оказаться плодотворным для жанра массовых действ — кино, эстрады, цирка. Во главу угла было поставлено концертное действие, обус­ловленное номерами различных жанров.

    Характерным для современного театрализованного концерта является то, что в нем по сравнению с первоначальным этапом рождения агиттеатра, где выразительные средства ограничива­лись словом, музыкой и пантомимой, значительно расширилась жанровая палитра. На сегодняшнем этапе театрализованный кон­церт характеризуется обширным разнообразием жанровых форм. Он властно утвердился и в телевидении, приобретая там различные формы — типа «Голубого огонька».

    Своеобразную форму театра­лизованный концерт приобрел и в кинематографе. Эта мобильность и«всепроникаемость» концерта-спектакля обусловлена наиболее современной формой его, действенной, ди­намичной, острой. В построении театрализованного концерта окончательно утвер­дилась в своих основных положениях концертная драматургия. Придя на смену той форме массового зрелища, которая была развита в 20—30-е годы и где в основе были продолжитель­ные игровые эпизоды и сюжет, театрализованный концерт поставил во главу угла концертное действие, обусловленное номерами различных жанров.

    В драматургической конструкции концертный номер приобрел в данной разновидности жанра определяющее зна­чение, а все остальные компоненты действия стали сопутствовать ему. Номер превратился в основную ячейку концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непре­рывного, плавно развивающегося действия, а монтажное со­единение номеров. Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концерт­ная драматургия.

    Большую роль играет здесь соподчинение разрозненных час­тей целому, что определяется авторской позицией и авторским замыслом. Результатом является тот точно выстроенный идейно-художественный комплекс, который по праву называется концертом-спектаклем. В отличие от обычного «сборного» театрализованный концерт бы­вает всегда тематическим. Главная тема определяет его сценарное и режиссерское решение, своеобразную драматургию, где все компо­ненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Концерт-спектакль, очевидно, наиболее точное жанровое определение этой разновидности массовых зрелищ. В нем, наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства — слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное офор­мление, шумы и т. д. Обширно разнообразие жанровых форм массового театрали­зованного концерта, ставшего заметным явлением в общественной и культурной жизни нашего народа.

    4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов

    Любой концерт состоитиз номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта? Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел «на одном дыхании». Это и есть дело рук режиссера.

    Постановка концерта требует универсального знания законов творчества («условий игры») и существа разных жанров.  Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории.  Рождается замысел, который определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, их раскрытие (форму), порядок номеров (композицию), логику перехода от номера к номеру (прием), темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию (характер оформления).  

    Раскрывается содержание концерта через его название.  Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей.  Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана.  Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории.

    Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.

    Этапы работы над подготовкой и проведением концерта:

    Первый этап – планирование:  

    - создание оргкомитета;  

    - создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор);  

    - определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов;  

    - определение формы проведения мероприятия, места и времени;  

    - разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу.

    Второй этап – разработка сценария:  

    -составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой (метод «мозгового штурма»);  

    - написание сценария;  

    - корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете.

    Третий этап – организационно-репетиционный:  

    -работа с ведущими (определение формы ведения, работа с текстом сценария);  

    - работа с оркестром (подбор солистов, проведение репетиций);  

    - составление сметы расходов;  

    - подготовка сценической площадки и ее оформление;  

    - подбор и изготовление реквизита и костюмов;  

    - работа над звуковым и световым оформлением концерта;  

    - работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);  

    - подготовка рекламно-информационных материалов.

    Четвертый этап – проведение концерта:  

    -транспортировка коллективов, костюмов и реквизита;

    -  встреча гостей;  

    - проведение концерта (размещение артистов, организация выхода выступающих, вручение цветов и подарков, организация фейерверка);  

    - организация фото- и видеосъемки во время концерта.

    Пятый этап – подведениеитогов:  

    -оценка результативности мероприятия (проведение бесед с воспитанниками и родителями);  

    - анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ;  

    - создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте;  

    - составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта.

    Необходимое оборудование:  

    Концертный зал с современным техническим обеспечением.  Сцена, пригодная для выступления оркестра.  Экран и мультимедийная техника.  Автобусы для транспортировки оркестра, инструментов, костюмов, реквизита, различной техники.  Концертные костюмы.  Реквизит для номеров.
      1   2   3


    написать администратору сайта