Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческие элементы мюзикла

  • Этапы производства мюзикла Мюзикл

  • Процесс производства мюзикла включает следующие этапы: - подготовительный этап

  • I этап

  • II этап

  • III этап

  • IV этап

  • Продюсер для режиссера

  • Первая - режиссеры-творцы

  • Особенности создания развлекательных концертных программ Концерт

  • По способу построения

  • Сборные концерты

  • Концертные программы проходят в 1-ом или 2-х отделениях

  • Основные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера


    Скачать 46.7 Kb.
    НазваниеОсновные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера
    Дата01.05.2023
    Размер46.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9.docx
    ТипДоклад
    #1099782
    страница2 из 3
    1   2   3

    5. Постановка концертного номера

    На предварительном этапе продюсером создается постановочная группа(режиссер, хореограф, художник, педагоги, костюмер и др.). Определяется идея номера (инициаторы – продюсер, режиссер, хореограф, артист) и его сценарная основа.

    I этап – встреча продюсера с постановочной группой.

    С членами постановочной группы обсуждают общий замысел номера, психофизические возможности артиста, оговариваются условия работы.

    1. Разрабатываются индивидуальные планы работы с участниками постановочной группы:

    - составление звуковой и световой партитуры номера;

    - обсуждение пластического решения;

    - разработка сценического оформления;

    - обсуждение костюма, образного решения.

    2. Определяется драматургия номера и приемы ее решения.

    3. Решаются организационные вопросы:

    - финансирование номера;

    - создание репетиционного плана;

    - определение технических возможностей.

    II этап – индивидуальная работа участников постановочной группы с артистом.

    Проводится индивидуальная работа педагогов с артистом (вокал, хореография, трюки). Самое существенное во время работы с артистом - эффективность проведения репетиций, выявление и развитие у артиста способностей в других жанрах, которые нужно использовать в создании номера.

    1. Фиксируется сценарная основа

    2. Определяется принцип контактности со зрительным залом

    3. Ведется работа по решению технических вопросов

    4. Определяются взаимоотношения с партнерами

    5. Уточняется отбор необходимых средств выразительности.

    III этап – соединение всех компонентов номера в условиях репетиционного помещения.

    1. Уточняются детали по оформлению номера (костюмы, размещение реквизита, свет и цвет, трансформация деталей и т.д.).

    2. Осуществляются прогонные репетиции с дальнейшим выходом на концертную площадку.

    IV этап – корректура номера на концертной площадке.

    1. Соединение действий артиста со всеми элементами номера, с деталями костюма и реквизита.

    2. Устанавливается и фиксируется финальная композиция: поклоны, «бисовка», уход со сцены.

    3. Окончательно устанавливается партитура света, направленность аппаратуры, баланс звучания.

    4. Проверяются спецэффекты.

    V этап – генеральные репетиции

    1. В полной готовности и единой композиционной целостности всех элементов

    2. Корректура по всей композиции

    3. Прокат номера на различных зрительских аудиториях.

    Период после сдачи номера: анализобсуждение, корректировка.

     

    Четкую границу между этапами провести очень сложно, ибо творчество неподвластно железной логике.

    Подготовка аудитории.

    Публика состоящая из отдельных лиц должна быть объедена сообществом. Практика выработала целый ряд приемов применяющихся еще до начала программ. Приветливость и предупредительность раскрывается в особых проявлениях. Программка - это не только средство массовой информации, но и создание эмоциональной установки на восприятие. Установка на восприятие включает:

    1. Установка на жанр исполняемого материала.

    2. Уровень мастерства или установка наличности.

    3. Выбор и подготовка определенной системы и исполнителя.

    Установка на восприятие будет различной в зависимости от того среди какой публики находиться слушатель.

    Творческие элементы мюзикла

     Мюзикл - это музыкальное сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства музыкального, хореографического и оперного искусства. Представляет собой синтез различных видов искусств: поэзии, музыки, живописи, танца и других. Творческий элемент мюзикла - это сценарий, музыка, танец и творческо - технические элементы.

    Сценарий как правило основан на каком - нибудь известном произведении.... Это может быть роман, пьеса, сказка и т.д. Иногда в качестве темы используются известные кинокартины или запоминающееся события. Редко сценарии бывают оригинальными.

    Требования к сценарию: должно быть не сложным, понятным, без лишних тонкостей и деталей.

    Каждая важная идея должна проектироваться так, что бы аудитория ее сразу схватывала. Драматургия действия должна быть максимально сжатая. Сценарист должен создать вероятные возможности для музыки и танца. Сценарий включает следующие элементы:

    1. Концепция шоу (что является темой шоу, что из себя представляет)

    2. Сюжет

    3. Характеры (должны обладать качествами, которые бы интересовали аудиторию)

    4. Диалоговый элемент (индивидуальность человека)

    Традиционным для сценария является структура с двумя действиями. Финал первого акта должен максимально закрутить интригу и убедить аудиторию остаться на второе действие в котором должны все за путать и решить проблему.

    Музыка состоит из вступления, песен, танцев, номеров и особого материала.

    Вступление - обычно это набор песен и другого музыкального материала применимого к оркестру. В мюзикле присутствуют песни определенного типа:

    1. Номер открытия - в нем проектируется концепция шоу.

    2. Баллада - как правило медленные песни в которых наиболее ярко выражается романтическая любовь.

    1. Развлекательные песни. Подразделяются на: песни обаяния, комедийные песни, песни танцевального характера.

    Теоретически хит может быть в любом месте мюзикла. Лучше всего что бы хит звучал в конце.

    Музыкальные номера - это ансамбли и музыкальные сцены в кульминационные моменты. Особый материал - это пантомимы или музыка для смены декорации.

    Танец.

    Танец охватывает широкий диапазон. Гамма стилей так же очень широка.Танец является удачным номером в начале мюзикла. Большие танцевальные номера включаются с целью зрелища. Танец расширяет и драматический момент, и юмористический диалог.

    Творческо-технические элементы шоу касаются интеграции физических элементов (декорации, костюмы, освещение) со сценарием, текстом, музыкой и танцем. Декорации должны быть практичными. Аналогично и костюмы должны быть привлекательными и прочными.

    Освещение должно казаться преимуществом декорации. В мюзикле для создания художественного образа разнозначна роль музыки, танца.

    Этапы производства мюзикла

    Мюзикл -это музыкальное сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства музыкального, хореографического и оперного искусства

    Процесс производства мюзикла включает следующие этапы:

    - подготовительный этап – генерация идеи и оформление юридических прав на сценарий.

    Именно от идеи продюсер отталкивается в своей дальнейшей работе, конечно, учитывая финансовые возможности. Продюсер до начала работы должен как можно точно представлять конечный продукт.

    I этап – продюсер нанимает постановочную группу, команду менеджеров, 2-3 звездных исполнителей.

    Звездные исполнители привлекают внимание и увеличивают шансы на получение финансирования.

    II этап – финансирование проектаНа этом этапе продюсер приступает к составлению сметы и поиску средств.

    Структура сметы включает: стоимость подготовительного, репетиционного и после репетиционного периодов (премьера, банкет и др.). Продюсер должен учитывать все нюансы, включая доработку сценария, собственную работу и т. д.

    III этап – комплектование труппы. Проводятся кастинги, просматриваются кандидаты (конкуренция огромна), заключаются контракты.

    Продюсер не может отдать решение вопроса комплектование труппы на откуп режиссеру. Он присутствует на кастингах, принимает решения, а в дальнейшем выплачивает гонорары, штрафует, отстраняет от работы актеров, постановщиков и приглашает новых.

    IV этап – репетиционный период и пробные выступления.

    V этап – премьера и прокат мюзикла.

    Каждый режиссер мечтает о своем продюсере, потому что без него трудно (или невозможно) работать. Продюсер для режиссера, прежде всего, партнер, который понимает, как делаются программы.

    В мировой практике сложились две группы режиссеров.

    Первая - режиссеры-творцы, стремящиеся к авторскому самовыражению и независимому творчеству. Вторая – режиссеры-дельцы, обеспечивающие производство и заинтересованные в возврате вложенных средств.

    Первая группа в большей степени сориентирована на творчество, имеет проблемы с финансами и стремится преодолеть их с наименьшими потерями на художественном уровне.

    Вторая, напротив, сориентирована на коммерческий успех, стремится к общепринятому стандарту.

    Для продюсера важно, чтобы режиссер понимал, что творческие амбиции беспредельны, а финансы ограничены. Деньги добываются непросто и ими необходимо умело распорядиться.

    Для режиссера, программа - это огромный стресс и он в меньшей степени думает о деньгах. Поэтому продюсер должен заключить с режиссером договор. Режиссер обязательно подписывает бюджет. И если в дальнейшем он изменит свое решение в сторону увеличения, то должен убедить продюсера, что это не прихоть, а необходимость.

     Особенности создания развлекательных концертных программ

    Концерт -публичное исполнение номеров разных жанров по определённой, заранее составленной, программе.

    В зависимости от характера исполняемого репертуара,концертные программы подразделяются на развлекательные (эстрадные) и филармонические. Хотя такое деление иногда оказывается весьма условным.

    К развлекательным (эстрадным) концертам относятся:

    - концерты эстрадно-симфонических, джаз-оркестров, ВИА;

    - артистов-вокалистов рок-н-ролла, поп-музыки, джаза, разговорного и цирковых жанров;

    - театрализованные концерты (театры миниатюр, мюзик-холлы, балет на льду и др.).

    По времени проведения развлекательные программы подразделяются на утренние, дневные, вечерние и концертные марафоны (продолжающиеся в течение суток).

    По способу построенияпрограммы можно выделитьтеатрализованные и сборные концерты (дивертисменты).

    Театрализованный концерт, как правило, тематический. В нем используются выразительные средства, присущие театру и они ставятся по специально разработанному сценарию. В нем все номера подбираются в соответствии с темой, а между номерами - тематические связки ведущего. Количество номеров не должно нарушать единство темы.

    Сборные концерты лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных коллективов.

    Концертные программы проходят в 1-ом или 2-х отделениях с антрактом. Учитывается закон времени, т.е. влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя. Максимальное время концерта в одно отделение 1.10 – 1.30 минут. Концерт в 2-х отделениях делится на 1 – 1.10 минут – первое отделение и 50 - 60 мин – второе.

    Для развлекательных концертных программ характерно объединение номеров и создание нового творческого продукта – программы.

    6.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание сервисных условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.

    Главная цель методической работы - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

    Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

    По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

    ·нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

    ·совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

    ·информационное обеспечение.

    По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

    ·повышение уровня профессионализма;

    ·ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;

    ·совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

    обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

    ·поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

    ·организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

    ·организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

    ·внедрение в практику работы основ научной организации труда.

    По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:

    ·согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности

    ·сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

    ·способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

    ·организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

    ·создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.

    По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

    Таким образом, было дано общее представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно рассмотреть сущность и функции методической работы в учреждении культуры.

    Из изложенного выше материала следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность.

    Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.

    Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

    Сущностное назначение методического обеспечения - в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

    Функции методической работы в учреждении культуры

    1. Осуществление связи с внешней средой - осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры; - внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики; - трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.

    2. Повышение эффективности деятельности коллектива- диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;

    - выявление, обобщение и распространение передового опыта;

    - стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;

    - развитие экспериментальной работы.

    3. Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей- диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;

    - развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;

    - повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;

    - формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;

    - повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.

    Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.

    Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

    Можно дать следующее определение концертно-зрелищной программы как программы предназначенной для зрительского просмотра, состоящей из совокупности концертных номеров, в которой присутствует массовость участников и зрителей, а также используются театрализация, различные жанры искусства, аттракционность воздействия оформленных средствами быстрой и непрерывной смены ощущений, неожиданностями и эксцентрическими разрешениями сценических ситуаций.

    Теперь необходимо рассмотреть концертный номер, который является неотъемлемой частью концертно-зрелищной программы, а, следовательно, основой технологии ее постановки.

    Сценарий концертно-зрелищного действия (театрализованного концерта, эстрадного представления, стадионного зрелища и т. д.) в принципе выстраивается на выразительных средствах, общих для всех разновидностей жанра. Меняются детали — с учетом исполнительских сил и сценической площадки. Но основа остается неизменной. Это — эпизоды и номера, являющиеся «слагаемыми» специфической монтажной драматургии.

    На сегодняшнем этапе в основе сценария концертного действия — эпизод и номер; подчиненные монтажу, они являются составной частью, звеньями, из которых складывается целостное художественное произведение.

    Главная фигура на эстраде — артист, а основная форма его сценического существования — номер. Эстрадный концерт, представление, спектакль обычно состоит из номеров. Объективно и реально номер — ядро концертно-зрелищной программы, что подтверждается как историей эстрады, так и современной концертной практикой.

    Необходимо рассмотреть номер, его основные свойства, определить слагающие элементы — звенья, функциональную и художественную нагрузку каждого звена, как взаимодействие.

    В концертно-зрелищной программе номер требует оригинального, неожиданного приема, дающего энергетический толчок всему повествованию. Прием неузнаваемости, внося свои купюры, переставляя смысловые акценты, меняет композицию материала и т.д.

    Конечный результат, на который направлены все творческие усилия актера и автора зависит от реакции зала. Вопрос о мере контакта со зрителем, приобщении его к сценическому действию, о способах влияния на зрителя остается основным оценочным мерилом мастерства исполнителя. Искусство контакта с залом - это искусство публичного, художественного общения исполнителя (исполнителей) со многими. В нем есть свои, еще мало изученные закономерности. Формула: кто - что - как - кому отражает процессы, происходящие между сценой и залом.

    Место - категория материальная, обозначающая сценическую площадку, выбор которой зависит от нетворческих причин, связанных с административно-эксплуатационными условиями существования концертно-зрелищной программы. Однако, площадка, на которой исполняется номер, прямо влияет на выбор красок, способов выразительности. Если камерная сцена позволяет исполнителю (исполнителям) пользоваться тонкими психологическими штрихами, то "массовая" сцена заставляет искать более рельефные яркие мазки, более острые, жесткие, эмоционально атакующие формы.

    В тех случаях, когда сцена специально подготовлена, поставлены декорации, концертно-театральный свет и прочие сценографические атрибуты, место из случайной и изменчивой величины становится величиной постоянной, вступая в равное соотношение с действием и вpeменем.

    Действие - категория эстетическая, включающая в себя художественный материал эстрадного номера, тождественный предлагаемым обстоятельствам, в которых действует актер. В художественном отношении действие наиболее гибко. Оно подвержено изменениям, вызванным внешними и внутренними причинами, которые определяются как индивидуальным характером творчества артиста, так и особенностями зрительского восприятия.

    Pитм, как производное от времени становится одним из способов организации номера, как с точки зрения литературного построения материала, так и с точки зрения исполнительского мастерства.

    Ритм и особенности ритмической организации номера можно рассмотреть с двух сторон. Первый уровень заложен в основе номера - материале, второй - в актерском исполнении.

    Существует три условных типа ритмической конструкции:

    - фронтальный

    - стержневой

    - восходящий.

    Кроме того, в процессе анализа выделен импульсивный подритм, сочетающийся и со стержневым, и с восходящим. импульсивный подритмобнаруживает гибкость, эластичность структуры каждого ритмического типа, не позволяя им быть законченными и неподвижными.

    При определении общих свойств ритмических типов, выясняется, что для фронтального ритма характерна эмоциональная атака в развитии темы. Повествование может строится алогично, пунктирно. На первый план выступает событийность, оттесняя образ или сценический характер персонажа.

    Следующий тип - стержневой, наиболее распространенный концертно-зрелищных и ставший уже традиционным. Его можно уподобить шампуру, на который нанизываются эпизоды. Здесь образ персонажа или исполнителя становится основным носителем темы, выразителем конфликта повествования, вокруг него строится драматургия номера.

    Третий тип - восходящий, развивается по драматургическому закону от завязки к кульминации и развязке. Сюжет в таких материалах раскрывается либо фабульными ходами, либо по принципу логических рассуждений. Чаще всего восходящий ритм встречается в эстрадном рассказе, но иногда и в монологе, фельетоне.

    Второй ритмический уровень номера - исполнительский, актерский. Взаимодействие авторского и актерского ритмов существует в самых неожиданных вариациях. Они могут совпадать, накладываться один на другой, и напротив, контрастировать с материалом, идти параллельно или пересекаться. Исполнительский ритм зависит от актерской интерпретации материала и используется для выявления, усиления нужного смыслового эффекта, как одно из важнейших художественных средств.

    При разборе основы номера по ритмическим типам, в соответствии с ними, выявляются и принципиально различные формы, дающие разнообразный жанровый тон для дальнейшей перспективы развития концертно-зрелищной драматургии. Соответственно, расширяется и диапазон исполнительских выразительных средств, перспективный поиск новых.
    1   2   3


    написать администратору сайта