Главная страница

психология. Основные концепции в психологии. Основныеконцепции психологической науки


Скачать 37.65 Kb.
НазваниеОсновныеконцепции психологической науки
Анкорпсихология
Дата08.06.2022
Размер37.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные концепции в психологии.docx
ТипДокументы
#578717
страница1 из 2
  1   2

ОСНОВНЫЕКОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.Бихевиоризм

2 Необихевиоризм

  1. Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг)

  2. Гуманистическая психология(Роджерс, Маслоу) 5Трансактный анализ Э.Берна


Бихевиоризм (Дж. Уотсон и Э.Торндайк)

Бихевиоризм является научным подходом к исследованию поведения людей и животных. Всестороннее изучение данной области основано на теории о том, что поведение любого человека обусловлено рефлексами и реакциями в ответ на какие-то мотивационные обстоятельства. Кроме этого, имеет немаловажное значение личный опыт конкретного индивидуума.

Полученный опыт в процессе развития складывается из двух основных моментов – поощрения и наказания. Эти два мощных импульса будут сильно воздействовать на личность, и регулировать ее поведение в той или иной ситуации. Бихевиористы, в свою очередь, признают влияние генетической наследственности, но все-таки первостепенную роль ученые отдают многообразию факторов окружения личности. Их интересуют именно когнитивные функции – процессы в головном мозге, которые активируются при изучении окружающей среды.

Изучать и рассматривать сознание, как отдельное и независимое явление, приверженцы бихевиоризма категорически отказывались. Они считали, что оно всего лишь представляет отдельные поведенческие реакции.

Джон Уотсон и Торндайк

Джон Уотсон проводил множественные эксперименты над людьми. Особенно его внимание было обращено к изучению поведения младенцев. Это была превосходная идея, потому что груднички являлись ничем не обремененными и неопытными субъектами. Ученому удалось выделить три

главные реакции, основывающихся на базе инстинктов. Это чувства, которые широко известны каждому нормальному человеку – любовь, гнев и страх. Однако метод формирования более сложных поведенческих форм так и не был им до конца изучен.

Вслед за Уотсоном появлялось много ученых, которые делали посильный вклад в эту науку. Одним из наиболее заметных деятелей стал психолог и педагог американского происхождения Эдвард Торндайк. Он изучил и ввел такое понятие как «оперантное поведение», которое базировалось на идее развития путем многочисленных попыток и неудач. Торндайк единственный ученый у кого вышло установить, что сущность интеллекта можно выделить, не затрагивая при этом сознание.

Основные положения бихевиоризма

Если характеризовать бихевиоризм со стороны психологии, то в качестве основного формирующего научного направления мы можем выделить целый список его главных положений. Их можно описать в форме следующих тезисов:

  1. Предмет анализа бихевиоризма – поведение и реакции человека или прочих животных.

  2. Поведение и поведенческие реакции подвергаются анализу с помощью наблюдения.

  3. Психологические и физические особенности жизнедеятельности индивидуума контролируются поведением.

  4. Поведение человека или животного представляет собой комплекс определенных движений на различные мотивирующие факторы.

  5. Узнав основной раздражитель, можно предсказать, какой будет ответная реакция.

  6. Прогнозирование реакций особи – фундаментальная цель бихевиоризма.

  7. Абсолютно все виды реагирования особь унаследует (безусловные рефлексы) или получает в результате личного опыта (условные рефлексы). Представители, изучавшие бихевиоризм

Самым ярким лидером бихевиоризма является Джон Уотсон. Он не боялся изучать данную область с помощью неординарных экспериментов и как можно детальнее описывал полученные результаты.

Хотя Уотсон был не единственным, кто посвятил свою жизнь бихевиоризму. Среди прочих выдающихся личностей можно отметить заслуги Уильяма Хантера. Он прославился тем, что создал в 1914 году известную всем отсроченную схему анализа реакции в поведении. Авторитетным деятелем он стал благодаря своим знаменитым экспериментам, в которых участвовали обезьяны.

Еще одним именитым ученым, состоявшим в движении бихевиористов, был Карл Лешли. Он экспериментальным образом помог выбранному животному разработать конкретный навык. Затем он ампутировал какую-то часть мозга и пытался изучить взаимосвязь между обретенным навыком и отрезанной частью. Интереснее всего ему было наблюдать за тем, как оставшаяся часть мозга начинает брать на себя и выполнять нехарактерные для нее функции.

Фундаментальным выводом, полученным с помощью множества бихевиористских исследований, можно назвать осознание человеком своих и чужих поведенческих реакций. Кроме этого, итогом такой научной деятельности стало понимание, что можно создавать обстоятельства, обуславливающие определенное поведение и действия индивида.

Подобные исследования еще раз доказывают, что мозг можно тренировать и улучшать основные когнитивные функции через специальные тренировки. Развить память, внимание, мышление помогут тренажеры Викиум: всего 10 минут занятий в день помогут научиться быстро концентрироваться, запоминать важные вещи и развить гибкость мышления.
НЕОБИХЕВИОРТЗМ (Б.Скиннер)

Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны в психологии и ими нужно пренебрегать в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на индивида. Хотя его взгляд на теорию поведения отличается от точки зрения большинства персонологов, Скиннер посвятил себя задаче создания теории поведения.

В одном интервью он заявил: «Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны и полезны. Они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого родая был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиком» 1968).

Как радикальный бихевиорист, Скиннер отрицал представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие концепции он считал умозрительными, а существовать они продлжают потому, что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Теория Скиннера не рассуждает о процессах внутреннего состояния человека, это считается неприменимым к научному объяснению поведения.

Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «чёрный ящик», чьё содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Однако, Скиннер категорически не

отвергал необходимость изучения высших психических процессов. Он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надёжно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних сотояний и явлений.

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчёркивал важность генетических факторов, отвечающих за поведение человека, так как нельзя экспериментальным путём определить их влияние на поведение. К тму же, он настаивал на том, что даже если учёные, изучающие мозг, откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.
Личность с точки зрения бихевиорального поведения.

Ф.Б.Скиннер полагал, что люди по своей сути, очень сложные, но машины. Он не был первым психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения, а как бы доводил эту идею до логического конца. Для него наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах, имеет одну и ту же цель - предсказать и проконтролировать изучаемое явление.

Скиннер выступал за использование видов, (для экспериментальных исследований) стоящих на более низких ступенях эволюции (например, крыс), полагая вполне очевидной связь между принципами поведения человека и животных, так как все организмы, по его мнению, развиваются по одним и тем же законам. Изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.

Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер придерживался мнения, по которому вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усреднённого индивида, психологи должны пытаться предсказать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного человека в контролируемом окружении. Его заявление, где он цитирует Павлова:

«Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности» подытоживает цель психологии в системе взглядов бихевиоризма.

Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма, так как он устанавливает точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас. Быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие их функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении.

Говоря о личности, Скиннер не принял идею личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то, похожего на дух, который изнутри двигает тело.

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делает упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врождённых способностях. Отсюда индивидуальные различия между людьми следует понимать как окружение во времени.
Понятия респондентного и оперантного поведения.

Респондентное поведение связано с характерной реакцией, вызванной известным стимулом (сужение или расширение зрачков в ответ на световую стимуляцию, дрожь от холода и т.д...)

Парадигма классичекого обусловливания по И.П.Павлову лежит в основе взглядов и опытов Скиннера (скиннеровская версия павловского).

Безусловный стимул Безусловная реакция пища Слюноотделение
Условный стимул Условная реакция колокольчик Слюноотделение

Подкрепление (пища) значима как для приобретения так и для сохранения респондентного поведения.

Примеры классического обусловливания проводились и на людях. (Например, формирование таких эмоциональных реакций, как страх и тревога, «маленький Альберт»). Многие детские страхи получаются в результате классического обусловливания.

Оперантное поведение - тот тип поведения, когда организм активно воздействует на окружение, с целью изменить события каким-то образом.

За поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем (катание на роликовых коньках, игра на фортепиано). Бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам не известны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно присходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается, в противном случае когда последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, если человек долгое время не улабается в ответ на вашу улыбку, вы перестаёте улыбаться ему сами.

Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями. Негативные или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их и усиливает поведение, устраняющее их.

Поведение человека контролируется аверсивными стимулами. Наиболее известны 2 типичных метода аверсивного контроля - наказание или негативное подкрепление. Цель наказания - побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер рассматривал позитивное подкрепление как наиболее эффективный способ для устранения нежелательного поведения (поощрение желательного поведения, а не наказание нежелательного).

В системе Скиннера ребёнок обладает бесконечным числом возможностей для усвоения поведения, именно родители подкрепляют и таким образом формируют развитие в определённом направлении, ребёнок ведёт себя в соответствии с поощрениями родителей. По мере роста и расширения социальных рамок его общения, на поведение влияют другие источники подкрепления ( карьера, деньги и др..). Отсюда, поведение личности - продукт предшествующих подкреплений. Люди делают то, что уже было подкреплено в прошлом. ( Стимул - реакция - подкрепление).


ПСИХОАНАЛИЗ

(3.Фрейд)

З.Фрейд не первый обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Но придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус, рассматривал как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Верил в то, что наиболее значимые действия человека направляются импульсами и побуждениями, находящимися целиком вне сферы сознания. Но неосознанный материал может выразиться в символической форме, подобно тому, как неосознанные

побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.

Опираясь на достижения физики и физиологии XIX века Фрейд считал, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии. Используя этот общий принцип природы, Фрейд переводит его на язык психологических терминов, считая источником психической энергии нейрофизиологическое состояние возбуждения.
Психическая структура личности по З.Фрейду.

Ид, Эго, Суперэго

«Ид» - от лат. «Оно»- инстинктивные и врождённые аспекты личности, выражает первичный принцип человеческой жизни, требующий немедленной разрядки психической энергии, побуждаемой биологическими процессами. Поскольку «Ид» не ведомо чувство страха и тревоги, оно не прибегает к осторожности в выражении своей цели, представляет опасность для конкретного индивида и общества. Фрейд рассматривал «Ид» в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.

Способность отсрочить удовлетворение, которого всегда требует «Ид», возникает тогда, когда маленькие дети начинают отделять себя от внешнего мира. С появлением этого знания возникает вторая структура личности -

«ЭГО». От лат. «Я» - ответственно за принятие рационального решения.

Если «ИД» действует в соответствии с принципом удовольствия, то

«ЭГО» подчиняется принципу реальности, суть которого - сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена разрядка в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

«СуперЭго». От лат. «super» - сверх, и «ego» - я.

Для нормального функционирования в обществе человеку требуется социализация, принятие той системы ценностей, норм, этических норм, совместимых с теми, что приняты в его окружении. В течение этого процесса и формируется «СуперЭго». Являясь морально-этической характеристикой личности, суперэго - следствие продолжительной зависимости ребёнка от родителей. Формально оно начинает появляться тогда, когда ребёнок различает «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо» ( от 3 до 5 лет). Суперэго считается сформировавшимся тогда, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.
Развитие личности

Психоаналитическая теория развития основана на двух предпосылках.

    1. Переживания раннего детства играют важную роль в формировании взрослой жизни. Основной фундамент личности, по Фрейду, закладывается до 5 лет.

    2. Человек рождается с определённым количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своём развитии через несколько психосексуальных стадий, находящихся в инстинктивных процессах организма.

В термине «психосексуальный» подчёркивается главный фактор, определяющий развитие человека - сексуальный инстинкт.

Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Социальный опыт привносит свой вклад в каждую стадию в виде собственных установок, черт, ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, генитальной (в соответствии с изменяющимися эрогенными зонами). Фрейд отмечает латентный период

(между 6 и 7 годами жизни) и началом половой зрелости. Это не является стадией.

Первые три стадии развития захватывают период от рождения до 5 лет. На каждой стадии есть свой главный источник получения удовлетворения. Фиксация на какой - либо стадии ведёт к чрезмерному скоплению либидо, впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанные с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фиксация.
Защитные механизмы Эго

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он предполагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов.

Реалистическая тревога.

Это эмоциональный ответ на тревогу, например, страх перед выпускным экзаменом, боязнь реальных опасностей внешнего мира, вызывающая чувство страха, ослабление способности человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение.

Невротическая тревога.

Она обусловлена боязнью того, что эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные.Тревога основана на страхе, что когда ты сделаешь что-то ужасное, оно влечёт за собой тяжёлые отрицательные последствия.

Моральная тревога.

Эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, такая эмоциональная реакция называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению

безнравственных мыслей или действий, а суперэго отвечает на это чувством вины, стыда, самообвинения.

Суперэго направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума.

В ответ Эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности человеком. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует человек для защиты от открытого выражения инстинктов ид и встречного давления со стороны суперэго.
Рассмотрим основные защитные стратегии.

Вытеснение.

Процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.

В результате действия вытеснения человек не осознаёт своих тревожных проблем, а также не помнит травматических прошлых событий. Освобождение от тревоги путём вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянные затраты психической энергии. Такая потеря ресурсов эго может ограничить использование энергии для собственного развития.

Но постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни». Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.
Проекция.

Процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям и окружению. Проекция позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки и промахи.
Замещение.

Проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Истинный объект враждебности замещается менее угрожающим для субъекта. Например, наказанный родителями малыш толкает свою младшую сестру, ломает или бьёт куклу.
Рационализация.

Это способ эго справиться с тревогой - исказить реальность таким образом, чтобы защитить свою самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.
Противодействие.

Эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс идёт в две ступени: во-первых, неприемлемый импульс подавляется.

Во-вторых, на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким.
Регрессия.

Возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путём возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Проявления регрессии у взрослых легко узнаваемы: несдержанность, недовольство, желание «обидеться и не разговаривать», езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
Сублимация.

Является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы социально приемлемым образом. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому - что она позволяет эго изменить цель без сдерживания импульсов. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.
Отрицание.

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, включается защитный механизм - отрицание. Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и людей старшего возраста со сниженным интеллектом.

Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней или внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. И чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искажённую картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.Фрейд отмечал, что все мы используем

защитные механизмы, но это становится нежелательным тогда, когда мы на них чрезмерно полагаемся.
(А.Адлер)

Чувство неполноценности и компенсация

В начале своей карьеры, когда Адлер ещё сотрудничал с Фрейдом, он опубликовал монографию, где развил теорию о том, почему люди более восприимчивы к поражению именно данных органов. Он также считал, что каждый человек приходит к заболеванию именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал, был неполноценным от рождения. Адлер наблюдал как люди, страдающие тем или иным заболеванием или дефектом, часто стараются компенсировать эти дефекты путём тренировки и упражнений. (Демосфен, Теодор Рузвельт и др...).

Таким образом, врождённая слабость органа или его недостаточное функционирование может приводить к внушительным достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

Эта идея не нова, но Адлер указал на тот момент, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, у них появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

Адлер полагал, что истоки чувства неполноцености коренятся в глубоком детстве. Его объяснения заключались в следующем: ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен. Чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у него переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и защищёнными. Адлер

утверждал,что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Каждый из этих трёх видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

Но, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для формирования чувства неполноценности, у человека может в ответ на них появиться гиперкомпенсация, сформироваться комплекс превосходства.

Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Приём гиперкомпенсации в любом случае представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, обладающий таким комплексом, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным.
Стремление к превосходству

Достижение наибольшего из возможного - главный мотив из теории Адлера. Он был убеждён в том, что стремление к превосходству является врождённым и носит безусловный характер, и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.

Являясь ещё не ясной, не осознаной в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, организующей нашу жизнь.

Адлер выдвигает следующие идеи о природе и действии стремления к превосходству.

  1. Это единый мотив, а не комбинация отдельных побуждений.

  2. Это стремление вверх универсально, общее для всех в норме и патологии.

    1. Превосходство как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление.

Негативное направление - у людей со слабой способностью к адаптации, борются за превосходство посредством эгоистического поведения и славы за счёт других людей.

В позитивном направлении - с хорошей адаптацией, чтобы собственое стремление к превосходству не мешало благополучию других людей.

4 Стремление к превосходству сопряжено с большими затратами энергии.

В результате влияния этой силы уровень напряжения у человека растёт.

Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества.Мы стремимся стать совершенными не только на уровне индивида или члена общества - мы стремимся совершенствовать саму культуру общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивида и общество в гармонии друг с другом.

Гипотеза Адлера о том, что у человечества есть одна конечная цель - развитие своей культуры - ничего не говорит о том, как индивидуумы достигают этой цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи понятия стиля жизни.
Стиль жизни

Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида. В основе наших стилей лежат понятия неполноценности и компенсации.

С точки зрения Адлера, стиль жизни прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, потом не поддаётся изменению, сама его структура закладывается

в детстве. Поскольку стиль жизни у каждого неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно лишь в результате грубого обобщения. Эти типы он выделяет на основании того, как решаются 3 главные жизненные задачи: работа, дружба, любовь. Ни одна из этих главных сфер человеческой жизни не стоит особняком, они всегда взаимосвязаны и зависят от нашего стиля жизни. Разделение на типы основано на принципе двухмерной схемы: социальный интерес и степень активности.
Социальный интерес

Адлера часто критиковали за его упор в человеке на эгоистические мотивы (жажда личностного превосходства), игнорируя социальные. Замаскированная доктрина Дарвина - выживает сильнейший. Но Адлер сделал также упор на то, что люди мотивированы ещё и социальными побуждениями.

Их побуждает к этому врождённый социальный инстинкт, заставляющий отказываться от эгоистических целей ради блага общества, подчиняющий личные потребности делу социальной пользы. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес требует развития и воспитания не только в семье, но и за её пределами. В этом процессе воспитания большая роль принадлежит матери, которая может не только формировать, но и подавлять социальный интерес ( если мать сосредоточена только на детях или наоборот, игнорирует). Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают, приводит к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Отца Адлер рассматривал как второй по важности источнок влияния на развитие социального интереса у ребёнка.Социальный интерес по Адлеру, показатель психического здоровья.
Творческое «Я».

Люди - не просто результат наследственности и окружающей Среды. Это свободные созидательные существа, которые не только реагируют на окружающую среду, а воздействуют, изменяют её. Люди сами творят свою судьбу и имеют свой неповторимый жизненный стиль. Эта творческая сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии, людей, делает человека свободным.
Порядок рождения

  1   2


написать администратору сайта