Античная философия. Основными представителями античной философии являются
Скачать 20.65 Kb.
|
Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца 6 в. до н.э. вплоть до 5 в. н.э. совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и яр. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Основными представителями античной философии являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, , Эпикур. Со стороны истории античную философию делят на пять периодов: натуралистический (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеаты, пифагорейцы); гуманистический (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты); классический (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля); период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики); неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Предметом философствования античности являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм — признание первичности природной реальности. Способ познания, к которому они прибегали, — абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Характерными чертами античной философии : функциональна — философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками. она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот; К наиболее известным философским школам относятся пять следующих школ: Милетская школа Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен Первые философы — являются жители города Милет, Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира. Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию. Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов;а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.). Пифагорейская школа, (ок. 570—500 до н.э.), первопричиной всего сущего они считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира Социально-экономические изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Так же в эпоху античности Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном. Платон создал первую концепцию идеального государства, в которой еще не разделял государство и общество. Главным принципом идеального государства, на его взгляд, была справедливость. Элейская древнегреческая школа VI—V вв. до н.э. возникла в городе Элея в Южной Италии. Наиболее известными ее представителями были Ксенофан из Колофона (VI—V вв. до н.э.), Парменид из Элеи (конец VI — начало V в. до н.э.), Зенон из Элеи (ок. 490—430 до н.э.) и Мелис с острова Самос (V в. до н.э.). Эта школа приобретает отчетливо выраженный идеалистический характер. Элеаты впервые выдвинули идею об иллюзорности чувственного мира. Истинным, по их мнению, следует считать умопостигаемый, а не телесный мир. Мыслители этой школы полагали, что не люди были сотворены богами, а боги людьми. Люди рациональным путем, силой разума, путем умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего, познают истину. В заключении следует сказать, что Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. Специфика и особенности античной философии следующие: Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками. К доступным сегодня источникам изучения античной философии относятся: 1) корпус философских текстов, сохранившихся в средневековых рукописях на греческом и латинском языках; 2) тексты (преимущественно папирусные), ставшие известными благодаря открытиям археологов; наиболее важные находки: библиотека эпикурейских папирусных свитков, открытая в 18 в. «Афинская полития» Аристотеля, «Основы этики» стоика Гиерокла, каменные блоки с высеченным на них эпикурейским текстом, и др.; 3) тексты, дошедшие в переводе на другие языки (сирийский, арабский, еврейский, армянский); В целом от Античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной не без оговорок. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности. |