Главная страница

Контрольная работа %0Aпо дисциплине «Философия»%0Aна тему «Основ. Основной вопрос философии подходы, позиции, мнения


Скачать 32.33 Kb.
НазваниеОсновной вопрос философии подходы, позиции, мнения
Дата24.07.2022
Размер32.33 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаКонтрольная работа %0Aпо дисциплине «Философия»%0Aна тему «Основ.odt
ТипКонтрольная работа
#635734

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт ТулГУ

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему «Основной вопрос философии: подходы, позиции, мнения.»

Выполнил: студент гр. ИБ161501 Электроснабжение

Могутнов Максим Александрович

Проверил: Соколова Светлана Николаевна

Тула 2021

Оглавление

1.Введение. 3

2.Традиционная трактовка основного вопроса философии. 4

3.Основные направления философии: материализм и идеализм. 5

3.1 Материалистическое направление философии. 5

3.2 Идиалистическое направление философии 12

4.Заключение. 20

Список использованной литературы 22



1.Введение.


Философия – это система знаний и теоретическое мировоззрение, постигающее мир универсально, с точки зрения его предельных оснований и всеобщих законов.

Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

У каждого изучающего философию рано или поздно закономерно возникает интерес к тому, есть ли в философии такие вопросы, проблемы, которые по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта представляет интерес не только для начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что "вечные" философские проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а также, например, смысла жизни, природы человеческого познания и т.п., так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.

В контрольной работе будет рассмотрен основной вопрос философии, материализм и идеализм. Мы выделим исторические этапы развития философии, на которых основной вопрос философии приобретал своеобразную, зависящую от социокультурных условий, формулировку. Рассмотрим работы философов, в которых формировались материалистическая и идеалистическая традиции философии.

2.Традиционная трактовка основного вопроса философии.


Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.

Первая из них касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: "Что первично, материя или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: "Познаём ли мир?" Другими словами: "Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".

В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание - порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее). Подробнее эти понятия будут рассмотрены в следующем пункте.

В ответах на вопрос о познаваемости мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.

Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философской среде.

3.Основные направления философии: материализм и идеализм.


Материализм и идеализм не однородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма.

3.1 Материалистическое направление философии.


Материалистических школ и течений в истории философии обнаруживается достаточно много. Так, о несотворимости и неуничтожимости материи говорили уже первые философы. К представителям этого, так называемого "наивного материализма" относятся древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др. В Новое время, когда шло активное становление и развитие классической механики, широкую известность получил "механистический материализм" (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри). В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механистической форме движения материи.

На протяжении всего своего жизненного пути человек наблюдает окружающий мир, - множество предметов и процессов, свойств и отношений. Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли: реки, озера, моря, пустыни, леса, звезды и планеты, которые так далеки и неизвестны нам. Но говоря обо всем этом нужно помнить, что человек совершил огромный подвиг, чтобы соединить все это многообразие вещей и увидеть в них, что-то единое и общее.

Наблюдая за естественными процессами, такими как: рост и распад, соединение и разложение, древние мыслители заметили, что некоторые свойства предметов сохраняются. Такую постоянно сохраняющуюся основу веще они назвали субстрат, так называемая первоматерия.

Субстрат (от позднелат. substratum основа), общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле С. всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности [2, с. 617].

Еще в V в. до н.э. была выдвинута гипотеза об атомном строении материи. Первое время она понималась как субстанция основа всего существующего в мире.

Средневековая философия исходила из принципа множества и индивидуализации в философии, исходя из этого при всей огромной совокупности предметов и явления, одновременно проживающих и происходящих в мире, они сохраняют свою оригинальность, и неповторимость. Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XV в. Распаду империи предшествовали интересные события, связанные с религией [3, с. 83].

Говорить о материалистической теории в средневековой философии было не так легко. В те годы на первый план вышла религия. Философия средневековья фактически становилась служанкой богословия. Средневековый мир философии пребывал в уверенности об откровенности истины Священного Писания. Идея откровенности была в первую очередь нужна отцам церкви, которыми она и была разработана, а закреплялась она в догмах.

Таким образом, средневековую философию можно охарактеризовать в первую очередь как служанку богословия. Она была подчинена священным писаниям, религиозным догмам. Философы придерживались идеалистической точки зрения, все упиралось в религию. Она стала основополагающей причиной замедление развития, как философской мысли, так и науки в целом. Но с окончанием этого временного этапа произошло множество изменений, как в философской мысли, так и в жизни людей. Теория получила новый толчок, люди освободились от заточения своих мыслей, они получили возможность выражения, закрепления, и развития их.

Эпоха нового времени ознаменовывала новый виток в развитии науки и культуры. Философская наука так же не стояла на месте. Появлялось множество новых теорий и концепций. Эпоха Нового времени - это период в истории мировой цивилизации, когда все общество словно встряхнулось от длительной спячки в кошмарной среде и увидело мир новыми глазами (равно как и самих себя [4, с. 105].

Т. Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции) [5 с. 81]. В противоположность Томаса Гоббса можно поставить английского философа Дж. Беркли, который отрицал существование материи. Он считал: все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть не чувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует [6, с. 105].

Этот период заставил абсолютно иначе взглянуть на человека, обращая в первую очередь внимание на разумно-чувственную сторону человека. Новое время - это не только время социально-экономических и политических переворотов, но и время «брожения умов». Произошло своего рода второе Возрождение - возрождение Разума [6, с. 106]. Таким образом, можно сказать, что философия нового времени была полна и многогранна, ее наполняли мысли различных ученых и теоретиков.

Одним из представителей философии Нового Времен являлся Ф. Бекон. О его вкладе в историю философии можно сказать то, что он был сторонником опытного, во главе всего он ставил науку. По его мнению, она должна взращивать идеи, приносящие практическую пользу, она должна развивать человеческий мир путем внедрения в него новых технологий, путем разработки инновационных теорий. Он негативно относился к средневековой схоластике, она шла к истине лишь путем чистых рассуждений, не прибегая к практике.

По его мнению действия схоластов можно было расценивать, как простое упражнение в мышлении и практической пользы от этих действий очень мало. Основной особенностью теории Бэкона являлось то, что в своих трудах он отталкивался от индуктивного метода мышления, в основе которого лежала практика, а также реальные элементы природы, при взаимодействии с которыми, и рождалась истина [7, с. 496].

Индукция Бэкона состоит из трех основных "таблиц представления инстанций (примеров) разуму". Первая - "Таблица присутствия" (tabulaessentiaeetpraesentiae). В нее собирают случаи, где присутствует данное свойство ("природа") а ,внутреннюю причину ("форму") которого ищут. В таблице II собирают случаи, в которых исследуемая "природа" отсутствует. Таблица III стала прообразом метода сопутствующих изменений Д. С. Милля, который в своей логике следовал идеям Ф. Бэкона и Д. Гершеля. Однако в отличие от построений Милля, индуктивная логика Бэкона ориентировала не на разрозненное действие трех канонов -единственного сходства, единственного различия и сопутствующих изменений, но непременно на тесное взаимодействие всех трех "Таблиц" [7, c. 501].

Еще одним представителем философии Нового Времени являлся Т. Гоббс. Его главным произведением считается трехтомник «Основы философии». Но особенностью Гоббса являлось то, что у него не существовало чисто философских работ: он рассматривал вопросы онтологии, гносеологии, методологии вплетены в ткань его общественно-политических рассуждений.

Гоббс, признает бытие природы. Он отталкивается от собственной теории, исходя из которой природа - объект, а сам человек - субъект. Гоббс не считает Декартовское обоснование объективности существования природы достаточно веским. Он считал, что восприятие человеком природы является не действительным, он ощущает ее материальную сторону. Для человека природа это совокупность меток и образов, можно сказать, что ничего объективного они в себе не несут. По его мнению, общим признаком всего бытия считалось движение.

Это движение мы ощущаем своими органами чувств и именно благодаря этому и воспринимаем природу. Таким образом, ощущение материи возникает путем столкновения двух видов движений. Все эти объективные признаки говорят о наличии самих тел, но не говорит о их качественном содержании и наполнении.

Гоббс считает, что основой познания является само мышление человека, его мысленные представления о вещах, вещах конечных. Он придерживается мысли, что конечная вещь имеет свой определенный вес, обладает смыслом, но является делимой. Иных признаков по теории Гоббса нам обнаружить не представляется возможным.

Кредо своей философии Гоббс определил так: «Рассуждение есть шаг, рост знания - путь, а благоденствие человеческого рода - цель. Центральным звеном и основным признаком жизни общества, по Гоббсу, является государство. Оно - Левиафан, земной бог. Государство олицетворяет собой власть, будь она выборной или наследственной. Оно призвано гарантировать права граждан на свободу в рамках закона, собственность, неприкосновенность, безопасность личности и общества. В силу своей общей природы все люди равны, отличительные особенности (рост, цвет глаз, волос и так далее.) не относятся к сущностным признакам человека. Власть, как всеобщий хранитель общественной жизни, должна быть незыблемой. Где нет власти, там нет удовольствия от жизни в обществе. Только государство оберегает человека от звериного состояния войны всех против всех, писал Гоббс [4, с. 15].

Невозможно в полной мере определить Гоббса как философа-материалиста. Установить первоначальность бытия в своих работах он никогда не ставил. Но основной его целью являлось познать первоосновы, тем самым познать бесконечное.

Дж. Локк является известным философом Нового Времени, представлял материалистическую философскую школу. Основополагающей работой Локка являлся объемный том «Опыт о человеческом разумении», который отличался от работ других философов своей наполненностью, в ней содержались не только философские знания, но и знания в области медицины. Основной идей концепции Локка являлось: «нет ничего в разуме чего раньше не было бы в ощущениях» [8, с. 120].

Проанализировав лишь этот небольшой тезис уже можно сделать вывод каких взглядов придерживался Джон Локк. Согласно тезису Локка: «доопытный разум - чистая доска» [8, с. 122]. Таким образом, можно сказать, что теория Джона Локка основывалась на познании человеком сущности вещей и процессов происходящих вокруг него, он должен анализировать и сопоставлять, исходя из увиденного он формируем собственное умозаключение. «Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших органов чувств и через них входящих в разум, я и называю «ощущениями» [8, с. 124].

Локк считал, что мир возможно познать, но для этого нужно сделать большой упор на чувственное познание. По его мнению, разум является лишь исполнителем и он просто воспринимает информацию, полученную им от органов чувств. Но одновременно с этим Локк не противоречит самостоятельности разума в решении конкретных задач в пределах поставляемого ему чувственного материала.

Большой вклад в развитие материалистической концепции сделали немецкие философы. Представители немецкой философии анализировали происхождение и развитие мира. Представителями немецкой классической философии являются Маркс, Фейербах.

Л. Фейербах не признавал себя материалистом. Главным звеном философии для него являлось не изложение аспектов природного бытия, а раскрытие человека и собственно человеческой сущности, который по его мнению является естественно-чувственным существом. Таким образом, он первым сосредоточил свое внимание не на разуме и способностях человека к познанию, а на мире человеческих чувств, считая его сущностью человеческого «Я», его сущностным признаком.

Л. Фейербах вошел в историю как сторонник антропологического материализма («антропос» - человек). Человеческая направленность философии Фейербаха в первую очередь отличалась направленностью философской мысли на человеческие чувства. Но неверно полагать, что Фейербах совершенно не обращал внимания на человеческие историю, на выявление ее движущих сил, которые планомерно оказывали влияние на человека.

С философией Фейербаха в научной мысли появились очень смелые, но в то же время взвешенные и популярные теории. Он переосмысливал влияние истории на развитие человека, а также вступил в спор с религией. Он оспаривал существующие мировоззрения и выдвигал гипотезы, что виной всего является религия и решение всех проблем кроется в изменении предмета культа.

Материалистическую теорию развивал Маркс. Фундаментальной, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, наука о наиболее общих законах движения и развития природы. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существования мира. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в движении и развитии.

Фундаментальным принципом марксистской теории является диалектико-материалистическое решение вопроса о предмете материальной действительности по отношению к мышлению. Человек и природа тесно связаны и одновременно являются разнокачественными материальными системами.

Главным отличием философии марксизма от всех предшествующих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

Таким образом, проанализировав несколько теорий философов Нового Времени, можно сделать вывод, что философская наука, а в частности философы-материалисты перешли к этапу открытого богоборчества. Они самостоятельно отстаивали свои точки зрения, формировали научные концепции абсолютно не подпадающие под мнение церкви. Но этим отличалась наука Нового Времени, она могла выйти за грань религии и пойти дальше. Ее больше не притесняла церковь, она могла распахнуть крылья и сделала это, трудами известных философов.

3.2 Идиалистическое направление философии


Идеалистическая теория является прямой противоположностью материализма. Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального. Таким образом, идеализм в своем понимании близок к религии, идеализм придерживается и разделяет в своих концепциях религиозные догмы. Согласно этой концепции все сотворил Бог и он является вершиной всего. Идеализм рассматривает сознание как, что-то отстраненное от природы, в силу чего мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.

Идеализм (франц. idealisme, от греч.ιδέα - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено [2, с. 181].

Впервые этот термин был употреблен Лейбницем. Концепция идеализма в своей сущности подразделяется на два типа: объективный и субъективный. Объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализм не абсолютно. Объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного [9, с. 15].

Говоря о объективном идеализме нужно в первую очередь упомянуть древнегреческого мыслителя Платона. Говоря о идеях Платона можно сказать, что он не выделял, главной идеи, он признает их многообразие. Идеальное в философии - это всё то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Основной идеей концепции идеализма является то, что для того, чтобы познать, нужно отстраниться от органов чувств и формировать свое представление, опираясь лишь на разум.

Изначально стоит понимать, что идеализм Платона является объективным, он противоречит всякому субъективизму. В основе объективного идеализма Платона лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.

Платон говорил, что все видимые нам вещи физического мира являются отражениями или тенями бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере. В его понимании идеи образуют особенный мир. Весь чувственный мир с обнимаемой им природой и обществом рассматривается Платоном как отражение и как воплощение этого вознесенного над чувственной действительностью особого мира идей. Это идеальная действительность, а идеи существуют объективно, вне и независимо от человека.

У Платона высшая действительность есть «единое». Это не абстрактное арифметическое или математическое единство всего сущего, а «тождество всего идеального и материального, тот первопринцип, из которого только путем его дробления возникает идеальное и материальное» [10, с. 61].

Немецким приверженцем теории объективного материализма был Ф. Гегель. Основной идеей философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Согласно его теории ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Сознание человека не представляется вывести из материи, так же и нет возможности представить как материя породила человеческий разум. Основой всего Гегель считал, является Абсолютная идея, или Мировой дух, - вне человеческое сознание.

Рассматривая все более подробно и начиная с самого начала, первоначалом является Абсолютная идея - тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все - и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и так далее [11, с. 72.].

«Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность - Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта - творческая активность, развитие, развертывание. В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели - к самопознанию» [12, с. 205].

Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе [13, с. 67]..

Гегель не старался дать объяснения того, как из Абсолютной идеи рождается Природа или из Природы - Дух, но он утверждал, что этот факт существует и избегать его нельзя. Порождение духа он объясняет путем покидания природы Абсолютной идеей, преодолевая собственное инобытие, и возвращаясь к самой себе в качестве Абсолютного духа. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, сто конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый результат» есть «труп» [12, с. 211].

«В соответствии с Гегелем, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии - сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи - от мифологии до самой вершины - философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи» [14, с. 181].

Таким образом, говоря о философии Гегеля можно сказать, что основополагающей идеей его концепции являлась теория существования Абсолютного духа, который и являлся основой всего. Основной особенностью абсолюта являлось невозможность его существования без движения и самопознания. Самопознание в теории Гегеля выходило на новый этап, он стал основополагающим двигателем его теории, именно на этом пункте и было основано развитие идеалистической теории Гегеля.

Ф. Шеллинг основой философской теории признавал философию природы. Понимание природы Шеллинга отличалась от понимания природы Фихте. Шеллинг выделял природу в самостоятельный и независимый предмет изучения. Это было обусловлено его интересом к естественным наукам, и ведомый этими интересами он ставил природы в самый центр своего изучения.

Теория Шеллинга сталкивалась с большим воздействием и конкуренцией со стороны естественных наук. В большинстве своем она противоречила научным теориям и в связи с этим по своему научному значению она скоро утратила силу. Но его воззрение сыграло важную роль в развитии идеализма. Оно ограничило доминирование теории механицизма и ввело новые понятия о всеобщей связи явлений природы. Шеллинг считал, что обычное логическое мышление является мышлением рассудка. Оно дает нам низшее познание, а также дает возможность сравнить его с познанием разума.

Переосмыслив свое учение Шеллинг сделал вывод, что его философия природы раскрывает лишь половину задачи построения философской системы. Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное» [15, с. 14].

В «философии откровения» Шеллинг пошел против собственной философии природы, а также противоречил своим ранним взглядам по отношению к религии. Позиция Шеллинга шла в разрез его собственных теорий и мировоззрений, на протяжении жизни он разработал множество теорий и занимался их обоснование и доказыванием.

Вторым видом идеализма является субъективный идеализм. Особенностью этого философского подхода является в отвержении существования объективной реальности, в независимости от воли и сознания субъекта. Относительно их понимание и к миру окружающему нас, они считают миром совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий и считают, что действия являются неотъемлемой частью мира. Таким образом, существует лишь то, что мыслится субъектом, а все остальное либо не представляется реальным, либо является плодом этого сознания. Субъективный материализм отличается отдалением от понятия восприятия, а на первый план выходит мышление и воображение. Воспринимается лишь то, что мыслит сам субъект сознания, а прочее не существует в реальной действительности.

Дж. Беркли выступал против научных теорий своих предшественников. Он выступал с критикой материи как субстанции, первоосновой всего в мире, а также теории о пространстве как вместилище всех природных тел. Так же он оспаривал теории происхождения понятий материи и пространства.

Учение Беркли основано на отвержении материи, он видит существование лишь человеческого сознания, в котором он отделяет идеи и души. В своем труде «Опыт новой теории знания» он ставил целью опровержение всеобщего предвзятого мнения. Философию Беркли можно охарактеризовать как реакцию философствующего богослова на изменение мышления, связанную с духом времени, на общественный оптимизм с его верой в разум и разумное будущее человечества, верой в предстоящее развитие науки и ее решения насущных проблем.

Беркли построил свою концепцию критики материализма на состоятельных слабостях философского материализма, который множество столетий отыскивал исходную субстанцию бытия, которая стала бы прямым подтверждением теории. В тот период времени материалисты еще не знали, что этой субстанции, которую можно назвать началом и основой всего на самом деле не существует. Идеалисты постоянно донимали их просьбами показать эту субстанцию. Именно таким образом и разрушалась концепция материализма, ведь пока человеку на самом деле не покажешь и не дашь потрогать существующую материю, он никогда не начнет верить, и не станет сторонником этой концепции.

Философию Беркли его научную деятельность можно охарактеризовать как поиск истины. Несмотря на то, что некоторые его концепции являлись абсолютно противоречащими самим себе, он продолжал научное исследования и формировал знания, которые в последующем помогли ему найти слабую точку материалистов. Его идеи получили последующее продолжение в работах других идеалистов этого периода времени.

Философия Беркли стала первоосновой учения Д. Юма. Особенность философии Юма было то, что он был единомышленником, как материалистов, так и идеалистов. Большое количество времени отдал рассмотрению работ Беркли их переосмыслению. Относясь с недоверием к существующим концепциям Юм был также сдержан и в своих гипотезах, либо в толковании новых истин. Сосредоточив свое внимание на гносеологических вопросах [4, с. 135].

В период Нового времени все большие обороты набирало естествознание, оно незамедлительно развивалось. Философия утрачивала абсолютную ценность. Период Нового времени ознаменовывался победой конкретики и научной практики, а выдвигаемые философией абстрактные мысли представления утрачивали свои силы по отношению к людям. Им больше не хватало голой теории, они требовали подкрепления ее практикой. «Между тем по меньшей мере стоит выяснить, не может ли наука о человеке достичь той же точности, которая, как обнаруживается, возможна в некоторых частях естественной философии» [16, с. 132].

Вопросы объективного существования причинно-следственных связей в окружающем нас мире заняли центральное место во всех философских работах Юма. Он эти связи не отрицает, но и не отстаивает их наличие. Нет причинных связей между прошлым и будущим. Предположение о существовании подобной связи является следствием привычки [4, с. 136].

В итоге Юма не отрицает ни Бога, ни мира, ни его познаваемости ни мышления, в итоге он пришел ко мнению, что все наши представления, все то что мы знаем и то, что считаем естественным и действительным является лишь плодом нашей веры в то, что это действительно так и есть.

Проанализировав работы философов различных периодов, придерживавшихся философии идеализма, можно сказать то, что на протяжении всего времени идеализм непосредственно соприкасался с материализмом, и эта борьба научных теорий отслеживалась на всех периодах. Наиболее благоприятным периодом для развития идеализма была античность и средневековье. В период Нового времени идеалистическую школу начали серьезно оспаривать. Это было связано в первую очередь с развитием естественных наук и желанием людей получить объективную истину подкрепленную практикой.

4.Заключение.


Мною были рассмотрены фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.

Обе теории достойны существования, но стоит заметить то, что каждая эпоха желала видеть свои концепции. Человек подвержен переменчивости и ему необходимо право выбора вот и с этими теориями получилось именно так. Материализм и идеализм являются абсолютно противоположными теориями, в связи с этим каждый может сделать выбор какой из теорий он будет придерживаться.

Заметим, однако, что те или иные философы, называемые по данной классификации материалистами и идеалистами, сами себя могут и не относить к какому-либо из этих направлений, рассматривая такое деление как неоправданную схематизацию и упрощение. Основанием для подобных взглядов является то, что, будучи сформулированным прямолинейно и в категоричной форме, когда другие подходы к пониманию этой проблемы игнорируются, "основной вопрос философии" с необходимостью делит абсолютно всех философов на два больших противоположных лагеря - материалистов и идеалистов. Но здесь важно затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. При этом выделяют монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит материальное из материального. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным.

Дуализм - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм - предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия.

Однако в истории философской мысли найдется немало и других проблем, которые также рассматриваются как самые важные или наиболее значимые, а потому многие философы, рассуждая о субстанции (первооснове мира), не склонны соотносить ее с "основным вопросом философии". Так, например, для первых античных философов самая фундаментальная философская проблема сводилась к вопросу: "Из чего сделан мир?" И он казался им самым главным, основным.

Список использованной литературы


1. Лойко, Л.Е. Философия : курс лекций / Л.Е. Лойко ; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь.». - Минск : Акад. МВД, 2011. - 245с.

2. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв [и др.] ; под общ. ред. Л.Ф. Ильичева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

3. Губин, В.Д. Философия : Учебное пособие / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов ; под ред. В.Д. Губин. - М. : ТОН - Осторожье, 2001. - 704 с.

4. Бабаев, Ю.В. Основы философии : Учебное пособие / Ю.В. Бабаев - М. : Мысль, 1997. - 246 с.

5. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. - М. : Мысль, 2001. - 240 с.

6. Беркли, Д. Трактат о принципах человеческого знания / Д. Беркли. - М. : Мысль, 2000. - 510 с.

7. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук 1-2 / Ф. Бэкон. - Киев : Издательство «ЭКМО», 1995. - 524 с.

8. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении : Сочинения / под ред. И.С. Нарского. - М. : Мысль,1985. - 560 с.

9. Игнатович, В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание: Монография / В.Н. Игнатович. - Киев : Издательство «ЭКМО», 2007. - 468 с.

10. Альгин, А.П. Философия : Учебное пособие / А.П. Альгин. - М. : СЗАГС, 2007. - 72 с.

11. Гриненко, Г.В. История философии : учебник / Г.В. Гриненко - 2-е изд. - М. : Юрайт-Издат, 2007. - 395 с.

12. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / сост.: Д. Реале. - Санкт-Петербург - ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т. 4. - 258 с.

13. Кабанов, П.Г. Философия: Учебное пособие / П.Г. Кабанов - 2-е изд. - М. : ун-та. 2007. - 230 с.

14. Копнин, П.В. Диалектика, логика, наука / П.В. Копнин. - М. : Наука, 1973. - 464 с.

15. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - Мн. : ООО “Попурри”, 1998. - 720 с.

16. Юрчук, В.С. Философия права : Курс лекций / В.С. Юрчук. - М. : МИЭМП, 2007. - 180 с.

17. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. - М. : Мысль, 1990, - 220 с.

18. Чанышев, А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. - М. : Мысль, 1982, - 184 с.

19. Нерсеянц, В.С. Гегелевская философия права / В.С. Нерсеянец. - М. : Мысль, 1983, - 315 с.

20. Зотова, А.В. Философия : Учебник / А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина ; под ред. А.Ф. Зотова. - М. : Академический Проект; Трикста, 2004. - 688 с.

21. Балашов, Л.Е. Философия : Учебник / Л.Е. Балашов. - М. : Юрайт-Издат, 2009, - 664 с.


написать администратору сайта