Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • Философия реферат. Философия - Письменная работа №1. Основной вопрос, предмет и функции философии


    Скачать 76.45 Kb.
    НазваниеОсновной вопрос, предмет и функции философии
    АнкорФилософия реферат
    Дата09.01.2023
    Размер76.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия - Письменная работа №1.docx
    ТипРеферат
    #877683
    страница3 из 3
    1   2   3

    Заключения

    Философия, будучи мировоззрением, не может не функционировать на обыденном уровне сознания, в связи с чем возникает вопрос о соотношении философского и обыденного видов знаний. Эта проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, философия по своему генезису связана, в том числе, и с обыденным знанием. Во-вторых, философ, создавая собственную концепцию, так или иначе соотносит ее с суждениями здравого смысла. В-третьих, само проблемное поле философии формируется и под влиянием обыденного уровня бытия, непосредственного повседневного окружения. В-четвертых, в конечном итоге, одной из целей философии является влияние на мировоззрение людей, что невозможно без популяризации выдвинутых философских идей. В-пятых, само обыденное сознание стихийно вырабатывает философские суждения и принципы («житейская мудрость»).

    В истории философии встречались попытки противопоставить ее обыденному сознанию, однако в действительности их единство неоспоримо. Философия — любовь к мудрости. Но мудрец — это «мыслитель, обладающий высшим знанием, учитель жизни… Человек большого ума, знания, опыта»[11]. Мудрец обладает не только знаниями, но и богатым жизненным опытом, глубиной проникновения в суть бытия. Еще в период античности, да и в более позднее время, философы стремились передать своим ученикам не только философские идеи, но и определенный образ жизни. Однако уже в те времена формируется антитеза «мнения» и «знания» как противоположность обыденного и философского познания. Неосознанно или сознательно (например, Гераклит) философы пытались противопоставить себя толпе, как постигшие мудрость. Мудрецами восхищались, но не всегда их понимали. Философия говорила о знакомых вещах, но порой совершенно непонятным языком.

    Несмотря на явное и неявное противопоставление философии обыденному сознанию, она всегда влияла на умы людей. К. Маркс писал: «Философия… имеет склонность к уединению, к тому, чтобы замыкаться в свои системы и предаваться бесстрастному самосозерцанию… Но так как всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, встает в соприкосновение с действительным миром своего времени… Любой учебник истории показывает нам…простейшие внешние формы, которые с полной ясностью говорят о проникновении философии в салоны, в дом священника, в редакции газет, в королевские приемные, в сердца современников — в обуревающие их чувства любви и ненависти»[12]. Философия не просто включает в себя обыденное знание, а рационализирует его, связывает, трансформирует под влиянием всех форм культуры.

    Итак, философия в своем концептуальном статусе соединяет черты и научного, и вненаучного видов знания. Предмет ее многомерен. Привычное до недавнего времени определение философии как науки о всеобщих законах природы, общества и мышления дает неполное представление об этом способе духовного освоения мира, раскрывает лишь одну ипостась философского знания. Не менее важно понимание философии как мировоззрения, отличающегося достаточной систематизированностью и рационализированностью, которое может включать в себя научные знания (поскольку философия отражает в своих знаниях культуру определенной эпохи, в том числе и достижения в области различных наук), но при этом не быть тождественным науке. Размышления над смыслообразующими проблемами бытия, многозначность используемых понятий, эмоциональность, образность, наличие ценностных суждений отличают эту ипостась философского знания от научной. Выступая как мировоззрение, философия предстает как комплексное, интегративное знание, полученное от различных наук, от искусства, мифологии, религии, обыденного сознания, идеологии и т. д. и осмысленное с позиций всеобщности.

    По своему содержанию и форме те или иные философские произведения конкретных мыслителей близки к научным текстам (например, работы логических позитивистов), другие — к художественной литературе (в частности, произведения экзистенциалистов — А. Камю, Ж.-П. Сартра), третьи — к выражению житейской мудрости (например, отдельные работы философов прагматизма), четвертые — к религиозным текстам (труды Августина Блаженного, Фомы Аквинского).

    Сказать, что философия — это только наука, мало. Система убеждений? Чувственное, эмоциональное отношение к истине? И то, и другое, так как философия в своем понимании не может быть одномерной. Любовь к мудрости — это нечто несравненно большее, чем рациональное осмысление бытия. В философии выражается вся полнота жизни, — в противном случае она превращается в свою имитацию.

    Список использованных источников



    1. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 68.

    2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 51.

    3. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 421.

    4. Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 16.

    5. Аристотель. Метафизика. С. 45.

    6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 263.

    7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.—Л., 1934. Т. 7. С. 16.

    8. Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. 1988. № 2. С. 42.

    9. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 81.

    10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 56.

    11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 2. М., 1996. С. 272.

    12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 105.

    13. Аристотель. Метафизика. Т. 1. С. 79.

    14. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 331–332.

    15. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

    16. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 33–34.

    17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 283.

    18. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретике и развитии // Философские науки. 1990. № 8. С. 83.

    19. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996. С. 111.

    20. Алексеев С.С. Философия права. М.,1998. С.2.

    21. Дырин А.И. Философия и история философии. М.,1998. С.12.

    22. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.,1997. С.50.

    23. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С.14.

    24. Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и вненаучные формы мышления. М.,1996. С.25.



    Приложения

    1   2   3


    написать администратору сайта