Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Культорология _____________________________________________________

  • Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.

  • Проблема взаимообусловленности структур власти и культурных значений может быть рассмотрена в нескольких аспектах.

  • Покажите степень зависимости культуры от экономики и экономики от культуры.

  • Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как Вы это понимаете

  • Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.

  • практическая работа. Практическое задание. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти


    Скачать 22.58 Kb.
    НазваниеДайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти
    Анкорпрактическая работа
    Дата22.04.2022
    Размер22.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание.docx
    ТипДокументы
    #490651

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Культорология

    _____________________________________________________



    Группа __Эл20Ж161
    Студент
    А.С. Залогина

    МОСКВА 2022

    1. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.


    Термин культуры многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или иной сферы жизни. Во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость.
    Культура – совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политика культуры, художественная культура).
    Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
    Проблема взаимообусловленности структур власти и культурных значений может быть рассмотрена в нескольких аспектах.
    Во-первых, слои и группы, занимающие господствующее положение, доминируют обычно и в культурном плане. Это означает, что ценности, нормы и идеалы, свойственные господствующим слоям, имеют приоритет по отношению к ценностям, нормам и идеалам групп, занимающих подчиненное положение.

    Так, веками длившееся доминирование мужчин четко прослеживается в области культурных значений. "Мужские" ценности, поведенческие стандарты и личностные качества считаются в большинстве обществ более "ценными", чем "женские". Активность, напористость, динамизм воспринимаются обычно как качества "мужские" и положительные. Пассивность, уступчивость, слабость.

    Качества "женские" и не слишком хорошие. Культурная символика власти (не имеет значения, с какой именно культурой мы имеем дело) неразрывно переплетена с сексуальной символикой. "Женское начало" в большинстве религиозных учений воспринимается как "низшее", "темное" и даже "опасное". Оно должно быть подчинено мужскому началу - как упорядочивающей силе.

    Логика власти пронизывает и такую связанную с трансляцией культурных смыслов сферу деятельности, как образование. В отборе учебного материала, в ранжировании факультетов и специальностей по принципу "престижности", в составе студентов (половая и социальная принадлежность) отчетливо просматриваются отношения доминирования/подчинения. Этим проблемам много внимания уделял П. Бурдье.

    В наиболее наглядном виде связь власти и культурного доминирования выражается в господстве официальной идеологии при тоталитарных режимах. Насаждаемая государством идеология в данном случае претендует на роль универсального мировоззрения. Альтернативные взгляды (или взгляды, просто не укладывающиеся в прокрустово ложе идеологии) подавляются, а их носители подвергаются репрессиям.
    Во-вторых, любая система власти нуждается в культурной легитимации - системе убеждений, оправдывающих и обосновывающих существующую властную иерархию. Об этом мы уже говорили в связи с культурной легитимацией социального неравенства.
    В-третьих, "культурный капитал" сам по себе может служить источником власти, хотя чаще "культурный капитал" должен быть дополнен другими видами капитала. Профессор обладает некоторой властью над студентами не только потому, что знает больше, чем они, но, скорее, потому, что занимает определенную должность.


    1. Покажите степень зависимости культуры от экономики и экономики от культуры.


    Взаимоотношения культуры и экономики имеют богатую историю. В античную и средневековую эпохи экономика и культура не были четко разделены, пребывали в состоянии единства. Ценность и ее стоимость были одинаковы. Деятель культуры (художник, музыкант и т.п.) одновременно мог являться и ремесленником. Кроме того, христианский монастырь был как духовным центром, так и экономическим. С эпохи Нового времени культура и экономика начинают обосабливаться. Если в в е к а XVII−XVIII века их параллельное существование проходило мирно, то с в е к а XIX века заметна напряженность. Причиной этому стало негативное отношение культуры к результатам научно-технической революции и технологизация человеческой жизни. В рамках западного капиталистического общества в XX веке культура и достижения науки попадают в зависимость от экономики и порождаемых ей отношений. Взаимоотношения культуры и экономики носят противоречивый характер. При определенных условиях экономика может навредить культуре, при других же – нет. Например, традиционные императивы японской культуры позволили этой стране достичь в XX веке больших успехов в экономике и производстве. Экономический кризис в России в 90-е годы пагубно повлиял и на культурное развитие. Современные исследователи склонны прослеживать системные связи между культурой и экономикой. Основным при этом выступает ситуационный подход, который гласит, что исходя из места и времени могут преобладать те или иные экономические и культурные установки.
    Кроме того, малые изменения как в экономике, так и в культуре могут породить кардинальные изменения. Этот процесс чаще всего берется под контроль государства, которое реализует культурную политику, предусматривающую подход к культуре как включенный в широкий спектр общественных отношений. Примером такого культурно-экономического конструирования являются субкультуры в США. Связь государства и культуры, носящая организационный характер, имеет две направленности. С одной стороны, государство способно формировать культуру общества в целом (примером этого в современных российских условиях может стать рыночная культура). С другой стороны, определенного рода конструированию со стороны государства может быть подвержена и культура отдельного предприятия. При этом складывается особая предпринимательская культура. Государство при этом способствует формированию культуры делового взаимодействия. На формирование взаимоотношений между экономикой и культурой в современном мире оказывает и гражданское общество. Оно выступает одновременно своего рода заказчиком и исполнителем. Гражданское общество задает культурные и морально-нравственные императивы, которые затем экстраполируются и на сферу экономики. Современная экономика учитывает национально-культурные особенности. Так проведение экономических реформ без учета своеобразия культуры и менталитета страны оказывается сегодня нецелесообразным.


    1. Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как Вы это понимаете?


    Aнтропологическое разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гения», первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью, предопределяющей их к философско-художественному творчеству. Противопоставление элитарной и массовой культуры в культурологии имеет давнюю традицию. Одни ориентированы на общераспространенные формы бытия, другие – на исключительные, связанные с художественным и философским творчеством, также можно подчеркнуть его исключительность, уникальность не только в области политики, но и в области художественно-эстетической культуры.


    1. Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.


    Истина, это правда, а правда в свою очередь неоспорима. Дружба, может быть двоякой

    т. е относительной. Аристотель не отказывается от дружбы, он хочет научить Платона осмыслить абсолютное и относительное в мире.
    Выражение с глубоким смыслом «Платон мне друг, но истина дороже» является объективной основой правильного выбора и чистой совести. Попытка сохранить дружеские отношения, пожертвовав истиной, никогда не принесет счастья и душевного спокойствия. Именно такой подтекст кроется в этом выражении, а его уместно использовать при любых рассуждениях и спорах на эту тему.
    Приведу весьма яркий пример. В замечательном романе Дудинцева «Белые одежды», основанном на реальных событиях в среде ученых-генетиков послевоенных лет, очень наглядно раскрыта эта тема.
    По сюжету романа одни ученые пытаются использовать абсурдные требования новой власти, репрессии, доносы коллег в личных интересах, продвигая псевдонаучные теории и присваивая чужие открытия.
    Кто-то боится противостоять этому и отстаивать правду, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Но есть и такой герой, что пытается бороться с приспособленцами и старается донести правду до коллег. И его не страшит даже нависшая над ним опасность.
    Герой романа Дежкин не может мириться с творившимся в науке произволом. Поэтому он уходит из института, передав ценнейшие сведения своим западным коллегам. А потом долгие годы до смерти Сталина живет в подполье, без всех жизненных привилегий. Таковой иногда бывает цена истины!


    написать администратору сайта