Главная страница

Особенность картины Питера Брейгеля старшего. Особенность картины Питера Брейгеля старшего Пословицы. Фламандские пословицы


Скачать 25.51 Kb.
НазваниеОсобенность картины Питера Брейгеля старшего Пословицы. Фламандские пословицы
Дата04.12.2018
Размер25.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсобенность картины Питера Брейгеля старшего.docx
ТипДокументы
#58708

Особенность картины Питера Брейгеля старшего «Пословицы».

«Фламандские пословицы» (или "Нидерландские пословицы",«Мир вверх тормашками») (анг. The Topsy-Turvy World — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего изображает буквальные значения нидерландских пословиц, что само по себе необычно, и об особенностях картины можно многое сказать.

Картина, выставленная в Берлинской картинной галерее, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам, однако не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с ходом времени были забыты. С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека.  На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Некоторые пословицы распространены до сих пор, некоторые постепенно утрачивают своё значение. Коллекционирование пословиц – одно из многих выражений энциклопедического духа XVI столетия. Начало этому увлечению положил в 1500 году великий гуманист эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский. За его публикацией пословиц и знаменитых изречений латинских авторов последовали фламандские и немецкие собрания. В 1564 году вышел в свет сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где описывается остров пословиц.К 1558 году Брейгель уже написал цикл «Двенадцать пословиц», состоявший из отдельных небольших досок. И его "деревня пословиц" не имела в прошлом прецедентов; это не просто набор пословиц, как-то насильно сведенных вместе, но тщательно проработанная картина. Само полотно небольшое, 117 на 164 см.

Особенностью картины можно считать гармоничность картины при её многозначности, пестроты и многоплановости, то, что композиция всей картины выстраивается  так: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника, а назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение. Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно. В нем так буднично, так обыденно творится не только глупость – творится следующее рука об руку с глупостью зло. Опрокинутый мир. Перевертыш. Разрушенный мир.

Загадка второй особенности картины объясняется, на мой взгляд, следующим высказыванием  «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд…». В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей, их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» - иллюзия изобилия.

Третьей особенностью картины можно считать художественные особенности картины, то, что Брейгель хорошо сочетал монументальность композиции, обилие деталей и дополнял это прекрасным пейзажем. Маленькие фигурки людей изображены так, чтобы всех было видно - немного сверху и разграниченные воздушным пространством. Они выглядят как картинки в пособии - у каждого своё место и значение. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то - прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. Почти каждый кусочек холста нашёл применение, Брейгель не заставляет зрителя выбирать между пейзажем и содержанием картины - смысловое содержание гармонично дополняет прекрасный ландшафт. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «…Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармонично красочного единства…». «…Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма…».

Ещё особенностью картины можно назвать её противоречивость, контрастность и то, что я бы назвала своего рода отсутствием гармонии вопреки первой особенности: в «Нидерландских пословицах» «…характерные особенности живописи Брейгеля этих лет: высокий горизонт, великое множество действующих лиц, взятых в сравнительно мелком масштабе, фантастичность целого и реальность деталей, контраст напряженных действий людей и спокойствия окружающей природы, преобладание немногих цельных и сильно выраженных цветов…». Это всё как будто отражение дисгармонии мира людей.

Дословно, схематично Брейгель показывает на своих картинах людей, будто разбирая их для лучшего рассмотрения со стороны. Этот схематизм отводит на второй план его дар реалиста, чувство цвета и пластики.

Брейгель писал цветовыми пятнами, использовал локальные цвета. Яркая, разноцветная толпа разбросана на фоне более мягких, более близких друг - другу цветов.

«…можно забыть сюжеты ранних картин Брейгеля, можно так и не разобраться до конца в их часто ускользающем в своих подробностях содержании, но цвет Брейгеля забыть невозможно. Его подлинники, увиденные однажды, не уходят из памяти и живут в ней прежде всего своим цветом. Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. Первое ощущение, еще не осложненное анализом, - ощущение силы и напряженности цвета; его красный пылает, столкновение красного с синим звучит с предельной силой. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Тревога то отодвигалась куда-то вглубь, то становилась нестерпимо острой, но присутствовала постоянно…».

Несмотря на мрак тех лет, этот самый мрак в работах Брейгеля перемежался с выразительными, яркими пятнами, кипящими жизнью. С.Л. Львов пишет: «…Ошеломленное недоумение… Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». Прежде всего, воспринимаешь ее цвет - его предельную силу и яркость. Ярких пятен так много, они так четко отграничены друг от друга, что глаз поначалу не знает, на чем остановиться. Картина кажется подобной калейдоскопическому узору, груде причудливо брошенных на поверхность цветных стекол. Лишь восприняв узор цветовых пятен и постепенно привыкнув к их прихотливому ритму, начинаешь видеть то, что здесь происходит, и тех, кто здесь действует…».

Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. Он, определенно, стремился наглядно показать на примерах смысл изображения, чтобы зритель мог разглядывать и понимать каждый фрагмент и сюжет в отдельности. Он старался наделить предельной яркостью каждый фрагмент картины, локальные цвета на ней горят безумными сочетаниями, при этом на заднем плане, можно заметить полный гармонии пейзаж, там использован другой контраст - действия людей на фоне этого спокойствия красок. «…Это селение нигде и всюду. Над входом в постоялый двор на самом видном месте как вывеска помещена выразительнейшая эмблема: земной шар с крестом, обращенным вниз, перевернутая держава, символ перевернутого мира. Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Именно так воспринимали картину ее первые зрители. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир, изображенный во многих пословицах и притчах». «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом - служит мнимым богам, - где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу! В 1559 году, словно бросая вызов эдикту Филиппа, Брейгель осмелился на такой опасный намек».

Обилие деталей в «Нидерландских пословицах» приковывает зрителя, заставляет его попытаться разгадать потаённый смысл сего произведения.

«…Брейгель хотел, чтобы картину эту разглядывали долго. Только не спеша можно найти в ней некоторые старые мотивы Брейгеля: большая рыба пожирает маленьких, парусный корабль спешит к берегу. Долго разглядывать «Нидерландские пословицы» нужно не только для того, чтобы находить сцену за сценой и разгадывать их смысл, который современникам был гораздо понятнее, чем нам, и вызывал мгновенную реакцию».

«Перевернутый мир» мог бы быть разумным, в нём есть красота и простор. Поражают своим великолепием костюмы горожан, уютный, хоть и бессмысленный быт некоторых крестьян, милые, глуповатые выражения лиц, красота зелени на заднем плане.

«…Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица. А в самом центре картины помещен самый главный и самый печальный символ: серебристо-прозрачная сфера с крестом, выступающим из полюса, - еще раз повторенное символическое изображение земного шара, мира. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться!» Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину…».

За «Нидерландские пословицы» современники прозвали её автора - Питер-забавник, Питер-шутник. До них быстро доходил юмор этой картины. Но если в отдельности каждая сценка несёт в себе дерзкий, терпкий, местами лукавый юмор, то в целом картина оставляет впечатление трагической сатиры.

«…Прекрасно спокоен и, в отличие от всего, что происходит перед глазами зрителя, гармоничен пейзаж на дальнем плане, с группой деревьев, осеняющих своей листвой берег, с церковкой, едва видной вдали. Но что за люди движутся от церкви к роще? Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. По прекрасному лугу, под спокойным небом, по зеленой траве идут, бредут люди, которым не дано насладиться этой красотой, ибо они слепы.<…> Мир перевернут! - говорило произведение Брейгеля, созданное в Нидерландах в самом конце пятидесятых годов XVI века, предвосхищая слова: «Мир вывихнут во всех своих суставах!» - которые будут спустя полвека сказаны в Англии…».

«В Брейгеле уживаются два человека; один из них парит, подобно орлу, другой снует по земле и всюду сует свой нос. Эта смесь стервятника и лиса и тревожит, и захватывает; судя по его произведениям, человек достоин и величия, но еще больше презрения…, его красноречие реалистично, прочно и даже тривиально, он замуровывает себя в безразличие и стоицизм, который, на мой взгляд, и представляет главный ключ к его характеру».

Особенностью картины я бы назвала отношение автора к происходящему на полотне, такое чувство, что автор с одной стороны хочет оставаться безликим и незамеченным, с другой он смело выражает свои чувства и мысли. Мрачные настроения Брейгеля породили в нём особое недовольство человеческой грешной сущностью, что в полной мере выражено в «Перевёрнутом мире» его произведения.

Разобраться в происходящем на картине не так сложно - стоит лишь проследить за необычностью действий людей. «…А происходит здесь много удивительного. Но прежде всего, удивительно само место действия. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Но покуда строили башню, развалилась стена. Теперь самая заметная деталь башни - прилепленные к ней снаружи дощатые скворечники нужников. Они нависают над ручьем и отнюдь не скрывают, а напротив - являют миру то, что должны были бы скрывать».

Большой дом на переднем плане, деревенский постоялый двор, напоминает кукольный домик с витрины игрушечного магазина, но в окошках его отнюдь не игрушки, а разые мерзости. Сбоку к нему неожиданно пристроен какой-то элемент, похожий на часовню или беседку, где происходит служение дьяволу. Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка. Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. Люди на картине присутствуют тоже разные: богатые, бедные, в рыцарских латах, в простой крестьянской одежде, в лохмотьях или в монашеских рясах. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль.

Отдельно я бы выделила особую близость автора картины к миру её героев, детальное знание быта и жизни описанных деревенских жителей, их привычек, характеров, особенностей. Создавая эту картину, Брейгель наверняка потратил не малое количество времени на наблюдение за окружающим его миром. Особое внимание он уделял предметам быта и характерности движений людей при определённых действиях, будь то человек стоящий на коленях, упирающийся головой в стену или плывущий - как напряжены мышцы, как согнуты суставы, какую позу он принимает, выражение лица - важно всё до мельчайших подробностей. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Иногда указывают, что примерно в это время один из антверпенских книгоиздателей выпустил в свет словарь пословиц и поговорок. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Чтобы так распорядиться этим богатством, нужно владеть им издавна, а для этого вырасти в языковой среде, где пословицы и поговорки всегда в ходу. Все изобразительное начало этой картины опирается на хорошо изученный, издавна известный быт, притом преимущественно деревенский».

Большая работа с натурой предшествовала созданию этой картины. Многие детали картины переданы с точностью до мельчайших подробностей. Чтобы добиться этого, нужно пристально следить за окружающим миром, подмечать мельчайшие подробности, делать тысячи набросков. Можно только догадываться о количестве времени, потраченном Брейгелем на изучение натуры для этой картины, возможно, он целыми днями бродил по деревне, наблюдал за жизнью крестьян.

Невероятно точно Брейгель передал движения персонажей, хоть они и совершают бессмысленные действия.

Ещё к особенностям можно отнести сохранность картины: Вероятно, ему приходилось выполнять всё самостоятельно, без чьей-либо помощи, от чего качество работы не страдало, а даже наоборот, будучи под постоянным контролем мастера, без вмешательства чужих рук, всё делалось без ущерба технологии, что является причиной хорошей сохранности этой картины по сей день.

Можно сделать вывод, что картина «Нидерландские пословицы» является вместилищем всех переживаний, интересов, проблем, причин данных проблем и картой грешного поведения людей не только для тех времён, но и для моментов современности. Это всегда актуальное произведение искусства, ведь на самом деле, со временем, в человеческом обществе мало что меняется. Грех остаётся грехом, глупость - глупостью, парадокс - парадоксом.

Современники Брейгеля понимали значение задействованных здесь сюжетов намного лучше, но при подробном рассмотрении и сейчас можно догадаться, что означают большинство из них.


написать администратору сайта