особенности древне китайской философии. Особенности древнекитайской философии. Особенности древнекитайской философии
Скачать 16.36 Kb.
|
Особенности древнекитайской философии В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной. Философия древнего Китая очень специфична. Это обуславливается подчинением политической и этической практике. Доминирующее значение имели вопросы управления государством, морали, этики, идеального общества. Философы занимали значимое положение в обществе. Они служили послами, сановниками, министрами. Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Мир во взглядах китайцев представлялся как целостный организм. Природа едина, все элементы её взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место принадлежит Небу и его взаимоотношениям с человеком, который вторичен. Бог – Шанди и Небо стояли рядом, но постепенно Небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу (как у древних греков – логос), разум, высшую справедливость. Небо давало право на власть земному правителю. Основной критерий Неба при выборе правителя – обладание высшей добродетелью. Эта небесная данность благости сохранилась в веках китайского народа с нравственным статусом поклонения любому старшему. Сегодня традиция поклонения Небу также жива в Китае, который считает себя поднебесной обителью человека. Однако считать мировоззрение древних китайцев чисто философским было бы не совсем правильно – оно мифологично, частично религиозно, малоестественно. Они – мыслители своего времени и пространства. Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб. Важнейшим письменным источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» «Книга перемен» занимает значимое место в истории философии древнего Китая. Известными древнекитайскими мыслителями, которые предопределили её проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы и Конфуций. Конечно же в Древнем Китае были и другие философы, все же в первую очередь духовное наследие Лаоцзы и Конфуция передает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей. К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести: Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих. Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Общими чертами, характерными для философских школ Китая, можно считать: - идею неразрывности человека и природы, всех частей мироздания; - одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира; - высокую ценность жизни (в телесном и духовном аспектах); - повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации; - антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования); - внутреннюю стабильность китайской философии, идею превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам; |