Главная страница

Петр 1. Шаин Г.П. Статья Петр 1. Особенности интерпретации Петра i в школьном российском образовании. Место религии в государственной педагогике Петра I


Скачать 26.45 Kb.
НазваниеОсобенности интерпретации Петра i в школьном российском образовании. Место религии в государственной педагогике Петра I
АнкорПетр 1
Дата12.04.2022
Размер26.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШаин Г.П. Статья Петр 1.docx
ТипДокументы
#467847

Особенности интерпретации Петра I в школьном российском образовании. Место религии в государственной педагогике Петра I.

Шаин Геннадий Павлович,

учитель МБОУ СОШ № 32 г. Новочеркасска

Современное историческое образование переживает на сегодняшний момент большие трансформации: внедрение историко-культурного стандарта, переход от концентрической системы к линейной, рассмотрение исторического процесса в контексте деятельности видных исторических деятелей. Одной из таковых является первый российский император Петр I. Его преобразования – это не просто революционный скачок, качественное изменение обстановки, а вхождение в интеллектуальное пространство Европы. Перед Петром стояла задача изменить направление развития всего государства и сделать так, чтобы Россию воспринимали как сильного и достойного члена европейского сообщества. Как отмечено в историографии, это привело к секуляризации русско-европейского диалога. А для достижения этой цели нужно было гармонизировать новое и традиционное, что было в жизни российского общества. По меткому изречению В.С. Парсамова, «своё для Петра ассоциировалось не столько с европейским, сколько с общечеловеческим, а чужое с национальным».

В школьном курсе отечественной истории эпоха Петра главным образом проходится в восьмом классе и тематически наполнена следующими смысловыми единицами в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования: предпосылки петровских реформ, петровские преобразования, Северная война, Россия как империя, изменение государственного аппарата, отмена патриаршества, народные движения, социальная структура общества, дискуссии о месте и роли петровских преобразований в истории России. Данные вопросы в одинаковой степени отражаются во всех линейках учебников истории по ФГОС и в том или ином аспекте раскрывают каждый из них. Возьмем два учебника, которые в большей степени распространены в школах и попробуем сравнить интерпретацию фигуры Петра I, предлагаемую в каждом из них. Первый учебник – История России под ред. А.В. Торкунова, второй – История России авторского коллектива И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко и др.

Оба учебника начинают рассмотрение Петра I с его происхождения, делая акцент на том, что его приход к власти был тернист, а получение престола – это результат борьбы с сестрой, царевной Софьей. Самого Петра описывают в позитивном русле: «..его образование было традиционным…, но несмотря на это он был очень восприимчив к новым, светским знаниям». Это говорит о гибкости Петра как правителя, его умении реагировать на изменяющуюся вокруг него политическую ситуацию. Авторы отмечают, что «в Преображенском для Петра возник особый мир, далёкий от скроенного на византийский манер мира кремлевского…»

Авторы учебников также рассматривают знакомство юного Петра с европейским миром. Первая встреча с Европой у молодого царя происходит во время Великого Посольства. «С неминуемой энергией государь впитывал в себя дух европейской жизни, многое узнал и многому научился». Великое посольство рассматривается в учебниках как попытка найти новую Россию. Вторе знакомство с западным миром - путешествие в Архангельск. Именно здесь царь поражается тому, что несмотря на то, что люди говорят на разных языках, они понимают друг друга, возникает особое социокультурное пространство, диалог культур. Исследовательницы З.П. Горьковская и Е.К. Лейбова1 отмечают, что авторы учебников делают акцент прежде всего на внешних заимствованиях для государственного строительства, а к некоторым категориям европейского мышления царь отнесся враждебно, не восприняв их (например, институт парламентаризма, система народного представительства, выборы). В учебнике под редакцией А.В. Торкунова говорится о том, что «Петр сделал ставку не на развитие общества и освобождение крестьян, а на жестокость и силу…»

Если внимательно посмотреть тексты учебников, то увидим, что основополагающей категорией является полезность, которая должна принести позитивные изменения всем, нести службу общему благу, которым является государство и его интересы. Логика Петра, как отмечают авторы учебной литературы, состояла в том, что от состояния государства будет зависеть и благосостояние народа.

Особый акцент в учебниках делается на том, что население враждебно принимало проводимые Петром реформы. Как пишет Пчелов Е.В., «сказывалась на людях и психологическая ломка, и новый темп жизни, и иные государственные интересы». Следует сказать, что эти изменения затрагивали культуру и быт. Часто в учебниках можно встретить высказывания философов начала ХХ века, которые говорят о том, что русская культура выходит на новый уровень, постепенно начинает контактировать с европейским миром, преодолевать «замыкания в себе». И.Л. Андреев и И.Н. Данилевский говорят о том, что с обретением светского характера русская культура стала ближе европейской, не утратив, однако, своей самобытности. Реформы, проведенные Петром, изменили Россию, приблизив её к европейским странам.

Особое внимание в учебной литературе выделяется отношениям Петра I с церковью. Несмотря на светский характер реформ авторы обращают внимание на то, что Петр Великий был верующим человеком, хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Однако взаимоотношения с церковью, как считал, император должны строиться на идее общей пользы, у каждого должна быть своя функция: дворяне должны служить, крестьяне и горожане – платить подати, дворяне – воспитывать паству. Священники в модели государственного строительства выступали своего рода чиновниками. Были моменты, которые раздражали Петра. Например, то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев, введение новшеств – немецкой одежды, курения табака, других иноземных обычаев.

Образовательные реформы по сути своей представляли преобразование школы в законодательном и административном порядке. Их необходимость всегда определялась политическими и экономическими целями. Прежнее церковное образование в школах допетровской России, достигавшееся путем начитанности в книгах, не могло удовлетворять требованиям новой России, поставленной Петром I на путь реформ. Одной из главных забот Петра было насаждение в России европейского просвещения. Включив школу в орбиту своих прямых интересов, государство определило в качестве их приоритетной задачи формирование подготовленного к устройству мирских дел и к решению практических вопросов «хорошего гражданина». В 1721 г. Ф. Прокопович создаёт Духовный регламент, который определил новое положение Церкви, особо отмечая роль образования для духовенства. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Он хотел придать новой школе научный характер. Хотя стоит отметить, что первые духовные школы в России были открыты при Петре I. Указы 1702 и 1708 гг. требовали ставить на церковные должности только «ученых», т.е. прошедших школьный курс. Но выполнение этого требования оказалось нереальным. Становление системы духовного образования проходило медленно и с большими трудностями. Причинами этого являлись и нехватка учителей, и недостаток средств, и нежелание многих архиереев тратиться на содержание школ. Поэтому духовные школы существовали далеко не во всех епархиях2. В течение всего XVIII века и вплоть до XIX века, даже после школьной реформы 1808– 1814 годов, «Духовный Регламент», получивший 25 января 1721 г. силу закона, служил для Святейшего Синода и епископов основой их взглядов на систему духовного образования.

Много усилий потратил он на создание школ, которые призваны были готовить знающих людей для армии и флота, для горного дела и строительства крепостей. Однако, по мнению историков, в стремлении немедленно просветить дремучую Русь Петр бескомпромиссно разрушал сложившиеся традиции в образовательной практике3.

Известно, что с начала XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов.

Таким образом, из проведенного анализа мы видим, что для раскрытия личности Петра I авторы учебников используют различные категории: «реформатор», «великий преобразователь», «отец отечества», «Петр Великий – Антихрист», воздействие личным примером – «учитель», но при этом и «ученик» (всегда готов к восприятию нового), «работник вечный он на троне», «лидер», «новатор», «разрушитель и созидатель», «сын своего времени», «яркая индивидуальность во всем», «первый российский энциклопедист».

В учебной литературе доминирующим оценочным контекстом для восприятия образа Петра I и его деяний является позитивный контекст. Образ разумного монарха, личность великого масштаба ориентируют авторов учебников на называние параграфов соответствующим образом: «начало славных дел Петра». Однако присутствует и негативная оценка его личности и деятельности, зачастую связанная с методами, которые он избрал для осуществления своих намерений: «При всем демократизме и шутливом самоуничижении царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую во всем».

Освоение Петром I интеллектуального мира представлено через событийную линию в его биографии: немецкая слобода и Великое посольство. Большинство авторов учебников делает акцент на том, что царь не гнушался физического труда, увлекался разнообразными делами и науками (на первом месте – военно-морское дело)4.

Список использованных источников

1. Горьковская З.П., Лейбова Е.К. Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории в школьном российском образовании//Сибирский педагогический журнал, № 1, 2013

2. Лейбова Е.К. Контексты интерпретации европейского интеллектуального мира в эпоху Петра I в школьном российском образовании– Электронный ресурс – URL: Лейбова Екатерина Константиновна "Контексты интерпретации европейского интеллектуального мира в эпоху Петра I в школьном российском образовании" (iriran.ru) (Дата обращения: 06.10.2021)

3.Смирнов В.И. Российские учителя и источники их педагогического познания в первой половине XVII века / Педагогика. – 2002. – № 7

4. Федоров В.А. Состояние духовного образования в XVIII веке. – Электронный ресурс – URL: Глава 4. Система духовного образования. Духовная цензура, Русская Православная Церковь и государство - В. А. Федоров (azbyka.ru)(Дата обращения: 06.10.2021)



1 Горьковская З.П., Лейбова Е.К. Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории в школьном российском образовании//Сибирский педагогический журнал, № 1, 2013

2 В.А. Федоров. Состояние духовного образования в XVIII веке. – Электронный ресурс – URL: Глава 4. Система духовного образования. Духовная цензура, Русская Православная Церковь и государство - В. А. Федоров (azbyka.ru)(Дата обращения: 06.10.2021)

3 Смирнов В.И. Российские учителя и источники их педагогического познания в первой половине XVII века / Педагогика. – 2002. – № 7

4 Лейбова Е.К. Контексты интерпретации европейского интеллектуального мира в эпоху Петра I в школьном российском образовании– Электронный ресурс – URL: Лейбова Екатерина Константиновна "Контексты интерпретации европейского интеллектуального мира в эпоху Петра I в школьном российском образовании" (iriran.ru) (Дата обращения: 06.10.2021)


написать администратору сайта