Главная страница

реферат по религиоведению. Особенности католического вероучения


Скачать 172 Kb.
НазваниеОсобенности католического вероучения
Анкорреферат по религиоведению
Дата18.04.2022
Размер172 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаReligiovedenie_seminar5.doc
ТипДокументы
#481652
страница1 из 3
  1   2   3



  1. Особенности католического вероучения.

Христианство никогда не представляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем существовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма в 90-х годах XX века было около 900 млн. человек, что составляет более 18% всех жителей нашей планеты. Католицизм преимущественно распространен в Западной, юго-восточной и Центральной Европе (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, часть Украины и Белоруссии). Он охватывает своим влиянием около 90 % населения Латинской Америки, около трети населения Африки. Довольно сильны позиции католицизма в США
Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов и семь таинств, подобных тем, что есть в православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.
Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же продолжал развивать свою догматику на последующих соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Римского папы. Уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к символу веры в видедогмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.
Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулироваладогмат о чистилище — промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактует его как символ, и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г.
С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать оставшиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связаноучение о запасе добрых дел. Согласно этому учению, провозглашенному папой Климентом I (1349) и подтвержденному Тридентским и I Ватиканским соборами (1870), церковь располагает запасом «сверхдолжных дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. Правом распределения «сверхдолжных» дел, распределения благодати, отпущения грехов пользуются все священники. И это обусловливает их привилегированное положение среди верующих.

На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика продажи индульгенций.Индульгенция (в переводе с лат. милость) — это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Индульгенцию можно было купить за деньги. С этой целью руководство церкви разработало таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Совершив грех, состоятельный человек приобретал индульгенцию и тем самым получал отпущение грехов. Все грехи, за исключением так называемых «смертных грехов», можно было легко искупить за деньги.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы — Матери Иисуса Христа — Девы Марии. Чтобы отметить ее особую и исключительную роль среди людей в 1854 году папа Пий Iпровозгласилдогмат о непорочном зачатии Девы Марии. «Все верующие, писал Папа, должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса — Спасителя рода человеческого» В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII утвердил догмато телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небесной». В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».
Одной из специфических особенностей католицизма являетсяучение о главенстве папы Римского над всеми христианами. Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, истинным и полным воплощением христианства. Термин «католический» — производное от греческого katholikos — всеобщий, вселенский. Глава католической церкви Папа Римский — провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принятдогмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально (ex kathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех официальных документах, публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Важное отличие католицизма от православия состоит в социальном положении священников. В православии духовенство делится на две категории: черное и белое. Черное духовенство — это монахи. Белое — священнослужители, которые не принимали обета безбрачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. В католицизме же, начиная с XI века, действует целибат —обязательное безбрачие духовенства. В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов. В настоящее время наиболее крупными являются монашеские ордена иезуитов, францисканцев, салезианцев, доминиканцев, капуцинов, христианских братьев, бенедиктинцев. Члены каждого ордена носят специальную одежду, которая позволяет их отличать их друг от друга.
Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называется конфирмацией. Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7— 12 лет. Таинство причащения (евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет собой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.
Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на коленях. В католическом храме верующие сидят во время богослужения и встают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.
Канонических правил, строго различающих внешний вид и убранство храмов, в православии и католицизме не существует. Однако в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь отгорожено от основного зала специальным сооружением — иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы «Крестного пути Господня».
Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии — городе Рим. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной энергии, в Евро­пейском совете и т. д.
Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. Официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан.За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства.

Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит названиеСвятой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называетсяРимская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации, 12 советов. 3 трибунала и 3 канцелярии, курирующие различные направления и формы деятельности церкви.

  1. Особенности богослужения католической церкви: месса, конфирмация, праздники.

Католицизм, самое крупное направление в христианстве, имеет ряд особенностей. Основой вероучения в нем признается Священное Писание и Священное Предание (труды отцов церкви, постановления соборов, папские энциклики (послания). Правом толкования Библии наделяется только духовенство. В спасении людей, обремененных первородным грехом, католическое вероучение исключительную роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. излишка добрых дел (в религиозном понимании), совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католицизм сформулировал учение о чистилище – промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания (вообще одно из основных начал христианской веры образует страх перед гневом Бога, изнуряющую боязнь адских мук и вечной погибели). Учение о Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer) представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. Представление о чистилище возникло уже в первые века христианства. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование чистилища, если не считать II-й книги Маккавеев, которую обычно не признают канонической. Но Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай. Души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в чистилище, промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в читилище. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В многочисленных повествованиях о странствиях душ временно умерших по загробному миру постоянно присутствует мотив мук, которым подвергаются души грешников, мук, которые не продлятся вечно, но рано или поздно приведут к их очищению, после чего эти души сподобятся райского блаженства. Функции чистилища выполняют в этих ранних видениях отдельные отсеки ада, — таким образом, чистилище от него еще не обособилось и не приобрело «автономного» существования как некое преддверие рая, и тем не менее потребность верующих в надежде на конечное спасение деформировала поначалу ясное представление об аде как месте вечных мук, из которого нет и не может быть исхода.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы – Девы Марии. В 6-м веке римская церковь в одностороннем порядке добавила к "Символу веры" утверждение, согласно которому Святой Дух исходит в равной степени от Бога-Отца и от Бога-Сына (доктрина именуется филиокве, то есть, "и от Сына"). Константинопольская церковь не приняла этой доктрины, по-прежнему считая, что Дух Истины, или Святой Дух, исходит лишь от Бога-Отца. В католицизме существует культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат). Особые ритуалы христианского культа, которые складывались в крупных городах Римской империи, получил название литургии. Богослужение, как главный, центральный элемент символических коллективных действий, имеет название мессы. Обычно католический храм возводится на основании, имеющем форму креста. Порой храмы сооружаются в виде корабля, который как бы должен доставить верующих к тихой пристани Царства Небесного. Алтарь у католиков всегда обращен на запад, а престолы (небольшие четырехугольные столы, находящиеся посередине алтаря и являющиеся главной принадлежностью храма), размещаются не только в западной части, но и в северной и в южной. Иконостасов обычно не бывает, зато много картин и скульптур. Молиться и слушать мессу можно сидя. Во время богослужений используется не только пение, но и органная музыка. Католики (а также и православные) признают семь таинств - священнодействий, через которые якобы тайно, невидимым образом человеку передается благодать Божья. Причащение, или евхаристия - приятие из рук священника хлеба и вина, обозначающих плоть и кровь Господа. Церковь утверждает, что после освящения и хлеб, и вино становятся подлинными телом и кровью Бога-Сына, и тем самым причащающиеся таинственным образом соединяются с Христом. До последнего времени католики-миряне имели право причащаться только хлебом, и лишь с 60-х гг. 20 в. им позволено причащаться и вином. В отличие от Православной церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), в католической использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя церковь признавала оба вида хлеба. Крещение знаменует очищение человека от первородного греха и приобщение его к Церкви. До 12 в. ритуал крещения проводился путем троекратного погружения в купель, но затем стали лишь троекратно окроплять крестимых водой из купели. Таинство крещения совершается только один раз. Миропомазание (конфирмация) стало совершаться не при крещении ребенка, а позднее, начиная с семилетнего возраста, "в лета разумения". Этот обряд призван укрепить веру и заключается в помазании лба мирром - освященным епископом составом из елея и ароматических веществ, что символизирует дар Святого Духа. Покаяние (исповедь) призвано дать кающемуся прощение за совершенные им грехи. В понимании Церкви грешник исповедуется не священнику, а самому Богу в присутствии священника и от Бога же получает через исповедника отпущение грехов. Церковь гарантирует верующему тайну исповеди, обещая, что сведения, ставшие известными во время покаяния, не будут разглашены (тайна исповеди). Исповедание сначала носило характер коллективного обряда, но впоследствии было преобразовано в "ауриколярный" (то есть исповедание "на ухо священнику"). Исповедник может наложить на кающегося епитимию - взыскание, сущность которого заключатся в обязательстве добровольно подвергнуться некоторым лишениям в виде поста, многочисленных молитв и проч. и свершении добрых дел. Таинство брака понимается как благословение супружеского союза жениха и невесты, который сравнивается с духовным союзом Христа и Церкви. Семья рассматривается как основа Церкви, и расторжение брака допускается лишь в исключительных случаях с особого разрешения высшего духовенства. Таинство священства означает возведение верующего в одну из степеней священства: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Диакон имеет право служить при совершении таинств, но не совершать их, священник сам совершает их, а епископ не только совершает таинства, но и посвящает других в первые две степени священства. Таинство священства совершается через возложение епископом рук на посвящаемого (рукоположение). Елеосвящение (соборование) - таинство напутствия к смерти и совершается как правило, на смертном одре; при этом происходит помазание соборуемого елеем и призывает на него Благодать Божию.
  1   2   3


написать администратору сайта