Главная страница

реферат по религиоведению. Особенности католического вероучения


Скачать 172 Kb.
НазваниеОсобенности католического вероучения
Анкорреферат по религиоведению
Дата18.04.2022
Размер172 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаReligiovedenie_seminar5.doc
ТипДокументы
#481652
страница2 из 3
1   2   3
В католической церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих считается евхаристия. Евхаристическое богослужение - месса - совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением. Главное католическое богослужение - Святая Месса. Литургические обряды сильно изменились, и современную Мессу служат иначе, чем много лет назад, но ее ядро осталось неизменным. Латинский язык в качестве церковного был заменен национальными языками. В последнее время кое-где стараются осовременить Мессу, экспериментируют с современной музыкой вместо старых церковных песнопений. Это призвано облегчить современникам участие в Мессе. Сейчас используется выражение "тайна Евхаристии", означающее благодарение. Распространенное название Евхаристии - "Святая Месса". Это название происходит, скорее всего, из заключительной формулы святой мессы: "Ite missa est - Идите, вы отпущены". Мессу можно рассматривать с разных точек зрения. Месса - это воспоминание. Вечером накануне своих крестных страданий Иисус встретился со Своими учениками на традиционном иудейском празднике опресноков (пресных хлебов). Когда все совершилось по обычаю, Иисус "взял хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается". С теми же словами Он поднял чашу с вином. Потом повелел: "Сие творите в Мое воспоминание". Под воспоминанием не подразумевается только память о прошлом, но и присутствие Христа и воссоздание Его судьбы в человеческом мире; как бы повторяется Его смерть и воскресение из мертвых. Месса - это трапеза. Христос утверждал, что эта трапеза служит заключению нового союза с Богом. Павел говорил о "трапезе Господней", и в Деяниях апостолов встречается выражение "преломление хлеба". Первоначально "преломление хлеба", "Месса" была связана с настоящей трапезой - агапой. Общины были небольшими, и несколько участников трапезы размещались за столом. В начале или в конце трапезы исполнялась заповедь Христа "сие творите в Мое воспоминание" и праздновалась Вечеря Господня. Под нынешним торжественным ритуалом молитв и обрядов первоначальную вечерю узнать нелегко. Однако суть ее осталась неизменной и в современной Мессе. В центре действия накрытый стол (часто богато украшенный, а в средневековье с алтарной стеной с иконами). Как и во время Тайной Вечери, произносятся над хлебом и вином те же слова, некогда сказанные Христом преломляют, едят и пьют. В римско-католическом богослужении верующие не причащаются Кровью Христовой из чаши. Это ограничение объясняется практическими доводами. Однако при этом Христово приказание не нарушается. Ведь это живого Христа во всей Его полноте принимают под видом хлеба и вина. В давние времена первых христиан Евхаристию приносили, к примеру, больным только под видом вина. После причащения евхаристическим хлебом и вином Вечеря Господня становится более понятной. Поэтому последний Собор вновь разрешил причащаться жертвенным вином в особых случаях и обыкновенно в маленьких общинах. Связанные с Римом восточно-католические церкви всегда причащали евхаристическим вином. Плоть человеческая не насыщается Евхаристией, это пища для вечной жизни: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную". Этим Христос, как объясняют теологи, хотел сказать: "Ты нуждаешься во Мне так же, как в хлебе насущном". Трапеза - это знак взаимной принадлежности. Поэтому верующие воссоединяются с Ним таким образом, какой невозможен среди людей: "Ядущий Мою Плоть пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". Если верующие правильно участвуют в этой символической трапезе, то Его мысли, дух, сила, любовь вселяются в них. Посредством Христа верующие достигают воссоединения с Богом и людьми.
Человек выражал свое отношение к Богу с помощью жертвы. Отдавая нечто из личного имущества, он хотел поблагодарить Бога за себя и все свое имущество. Уничтожая нечто (например, сжигая), он проявлял сознание своей вины, за которую заслужил смерти. Жертва стала символом преданности Богу и примирения с Ним. Месса - жертва. Католики называют Святую Мессу "жертвой". Христианское богослужение понимается не как действия людей, но самого Бога. Инициатива принадлежит не человеку, а Богу. Не верующие жертвуют в Мессе, а Христос заступается за них. Не их, а Его жизненная жертва становится символом преданности Богу, способствует примирению с Ним. Этим Христос отверг как недостаточные способы жертвоприношения, существовавшие до Него. Месса, следовательно, не простое повторение Последней Вечери Иисуса, но и воспроизведение Его смерти на кресте. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет", - утверждал Павел в послании к коринфянам. Сам Христос связывал Свою последнюю Вечерю с распятием на кресте, говоря: "...сие есть Тело Мое, которое за вас предается, ...сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая...". Жертву Иисуса на кресте верующие не должны понимать в том смысле, что Бог удовлетворился лишь кровавой жертвой. Поведение Иисуса преследует две цели: Бога и человека. Иисус идет к человеку и становится мишенью всей людской злобы и греха. Он неминуемо должен был потерпеть поражение, так как грех обладает силой уничтожения. Но Своей верностью Богу Он превозмог грех. Так Он соединил то, что было разделено: человека и Бога. Совместное участие в Святой Мессе правильно тогда, когда верующие присоединяются к Христу в Его деяниях; они должны перенять мысли Христа и быть готовыми прожить свою жизнь во имя Бога и людей. В этом смысле Христова жертва станет и их жертвой.
В Мессе соединяются два богослужения: Евхаристическая Литургия, берущая начало в Вечери Господней, и Литургия Слова, в которой сохраняется наследие иудейского богослужения. Вначале в сопровождении органа или совместного пения священник с министрантами (алтарниками) подходит к алтарю. Преклонив колена, он поднимается по ступеням к алтарю и отходит к сиденьям. Перед началом Святой Мессы священник благословляет всех. Затем он приветствует собравшихся, и они отвечают на приветствие. Первое, что ощущает человек, оказавшись наедине с Богом, собственное несовершенство. Поэтому первая совместная молитва - это покаяние, в котором христиане просят Бога смилостивиться над нами. Та же просьба заключена в последующем "Kyrie, eleison - Господи, помилуй!", повторяемом шесть раз. Далее следует "Gloria - Слава в вышних Богу", выражающая хвалу Господу и радость при известии о рождении Христа. Затем собравшихся призывают помолиться, и после краткой паузы для раздумий священник читает Вступительную молитву, которую собравшиеся подтверждают словом "Аминь" (да будет так). Этим заканчиваются начальные обряды. Главное в Литургии Слова - чтение книг из Ветхого Завета, новозаветных посланий и Евангелий. Они соединяются медитативными песнопениями. Затем обычно следует проповедь, в которой библейский текст растолковывается применительно к современной жизни. По воскресеньям и праздникам после проповеди читается исповедание веры ("Credo"). Всеобщая молитва, в которой собравшиеся просят о помощи в нынешних нуждах, завершает Литургию Слова. В то время как готовятся жертвенные дары, верующие поют хором, министранты приносят священнику на алтарь книгу Мессы (служебник), чашу, блюдо (патену), хлеб и сосуды с вином и водой. Священник подходит к алтарю, жертвует положенные на патену хлеб и вино, которое перед тем, слегка разбавив водой, он налил в чашу. Затем священник моет руки водой, символизируя чистоту мыслей перед началом Христовой вечери. Закончив подготовку даров, священник призывает верующих помолиться, чтобы Бог принял совместную жертву. Молитвой над жертвенными дарами заканчивается первая часть Евхаристической Литургии. Во время подготовки даров у верующих собирают деньги на благотворительные и тому подобные цели. Смысл сбора в том, что богослужение не должно оставаться чисто внутренним делом, но отражаться в будничных поступках. Далее следует Евхаристическая молитва канон. Канон начинается с префации торжественной молитвы хвалы и благодарения, которая меняется в зависимости от праздника. Префация завершается пением "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф" ("Sanctus."). Евхаристические Молитвы бывают разными, но во всех говорится о жизни Христа и о деле Церкви. Главными в Каноне всегда, однако, являются слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере. Когда верующие устами священника повторяют по завету Христа Его слова "это совершайте в память обо Мне", повторяется Тайная Вечеря: Христос пресуществляется в хлебе и вине. Священник поднимает Хлеб и Чашу, чтобы все собравшиеся могли видеть их и воздать почести, и говорит: "Тайна веры". Верующие отвечают кратким исповеданием веры (Раннехристианской формулой веры). Евхаристическая Молитва завершается торжественным хвалебным песнопением. Третья часть - Причащение. Оно следует за молитвой "Отче наш", котора подобно молитве перед едой готовит к Причастию. Затем священник тихо молится о мире, следует приветствие мира, в разных странах верующие поразному делают это, если делают вообще. Священник преломляет Хлеб, а верующие поют или говорят: "Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас". Священник особой молитвой готовится к причащению. Затем поднимает гостию и произносит: "Вот Агнец Божий...", а собравшиеся отвечают: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя...". Верующие подходят к причастию. Затем священник очищает чашу и читает краткую заключительную молитву. Затем наступает время для различных объявлений о событиях жизни в приходе, о времени богослужений и т. д. После объявлений священник еще раз обращается к верующим, благословляет их и отпускает со словами: "Идите с миром". Богослужение завершается песнопением или игрой на органе. Верующие возвращаются в повседневную жизнь.

  1. Распространение монашеских орденов.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.Раскольники в католич.:Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Старокатолики придерживаются традиционного католического предания, и сохраняют в своей среде многие основополагающие черты средневековой католической обрядности. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.Сначала произошло деление церквей на Восточную и Западную.РАЗДЕЛЕНИЕ Главных догматических расхождений два: первое – доктрина об исхождении Святого Духа.Православие исповедует принятое от Евангелия и Древней Церкви учение о том, что Дух Святой исходит от Бога-Отца. Католицизм же со второй половины первого тысячелетия считает, что – не только от Отца, но и от Сына, что нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: "Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся". Второе расхождение – учение о непогрешимости Римского епископа и его главенстве в Церкви. Такое учение также было чуждо первохристианским временам. Официально оно было принято Римской Церковью только в XIX веке, вместе с ещё двумя догматами, неизвестными Православию – о непорочном зачатии Божией Матери и о телесном взятии Её на небо. В Православии и Католицизме есть также различия о понимании того, что есть первородный грех. Различается учение о молитве. В XVI веке в недрах Римской Церкви возник протестантизм. Первоначальный его импульс был – освободить церковную жизнь от злоупотреблений и неправильности латинства и вернуться к учению и жизни Древней Церкви. Но отвергая действительные погрешности Католицизма, протестантизм отверг и Священное Предание Церкви. Главный принцип протестантизма – «только Писание». Однако в Церкви Писание содержится в русле Священного Предания, то есть практического духовного опыта жизни с Богом. Главное, что составляет суть Предания – это Таинства; вот от них-то со временем и отказался протестантизм (в раннепротестантское время, в Лютеранской Церкви, учение о Таинствах ещё сохраняется, хотя и подвергается модернизации).
Основные расхождения в догматикеВ православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque). Вторая — схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.


  1. Специфика церковной организации.

………………………….

  1. Католическая церковь в современном мире.

Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.
Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».
После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30-х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.
В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60-х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70-х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.
Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II. В целом для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией - угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., - папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих энциклик - «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) - Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 80-90-х гг., пишет:
«Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.
Современное социальное учение католической церкви большое внимание уделяет проблемам семьи нравственной субстанции общества. Кризис семьи, связанный с разрушением ее патриархальных основ и ростом сексуальной свободы, поставил под вопрос существование одного из гарантов нравственного благополучия общества. Тенденция роста разводов наравне с падением привлекательности семьи вызывает нравственное сопротивление церкви, которая активно выступает против проституции, порнографии, распущенности, безграничной сексуальной свободы. Католическая церковь считает преступлением против человека и человечества аборты - самый безнравственный акт, приносящий в жертву новому сексуальному сознанию незащищенную человеческую жизнь.
Одним из самых важных моментов в социальном учении католицизма является его отношение к государству. Католическая церковь как надгосударственное образование постоянно боролась против всевластия государства, хотя основной социальный идеал церкви связан, прежде всего, с государством. Государственная власть, по её мнению, есть начало порядка, она происходит от Бога. В то же время применение насилия вызвано грехопадением человека. В своей главной функции охраны добра и борьбы со злом государство служит задаче спасения человека и образует единство с церковью. Это единство обуславливает естественное сотрудничество между церковью и государством, где государство выступает материальной опорой церкви, а католическая церковь - его духовной опорой.
1   2   3


написать администратору сайта