19 век. Особенности литературы 1 половины 19 века. Общественнополитическая
Скачать 2.28 Mb.
|
Особенности литературы 1 половины 19 века. 1.Общественно-политическая обстановка в 1 половине 19 века Начало золотого века ознаменовало трагическое событие 11 марта 1801 года – убийство императора Павла I, причиной стало недовольство внутренней политикой императора, предполагавшей ограничение дворянских привилегий и расширение крестьянских прав. На престол вступил Александр I (1801 – 1825): крестьянский вопрос так и не был решен, но был заложен фундамент отмены кр. Права (1803 – указ о вольных хлебопашцах, 1818 – проект Аракчеева наделения крестьян землей). Державин, министр юстиции, выступил против указа 1803 года, считая, что отмена крепостного права неблагоприятна при нынешнем уровне народного просвещения и требует последовательного подхода. 7 октября 1803 года Державин был отстранен от занимаемой должности. Отечественная война 1812 года с Наполеоном, причины: стремление Наполеона I установить мировую гегемонию и нежелание России участвовать в торговой блокаде, объявленной Наполеоном Англии; победа русской армии. После либерального периода Александра I (смягчения в цензуре и крестьянском вопросе) настал консервативный период – власть взята в руки царского советника Аракчеева (введение военных поселений со строгими порядками и ужесточение дисциплины). Политика Аракчеева вела к недовольству, начали создаваться оппозиционные тайные общества – «Союз спасения» и «Союз благоденствия» (1816 и 1818), а затем Северное общество (в Петербурге) и Южное общество (на Украине), их общая цель – отмена кр. права. 14 декабря 1825 года, в день присяги императору Николаю I, произошло восстание декабристов под предводительством Муравьева и Трубецкого с целью свергнуть самодержавие, однако, не имея четкой организации, оно было подавлено артиллерийским обстрелом. На престол вступил Николай I (1825 – 1855). 2.Периодизация в литературе 1-й трети 19 века: И 3.Литературное движение 1 пол-ны 19 века Периоды: Переходный (конец 18 века – середина 10-ых годов 19) Кружки: А) "Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств", руководители – Борн, Попугаев, его членами стали Пнин, Востоков, Мерзляков, Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Гнедич. Темы обсуждений: отмена крепостного права, соблюдение законности во всех сферах жизни, акцент на идеи просвещения. В центре творчества гражданские темы и поэт-гражданин – человек, способный пожертвовать жизнью во имя общего блага. Журнал «Северный вестник» (1804-1805) под руководством Мартынова – поднятие проблем государственной системы, просвещения, воспитания, защита принципов свободы печати, публикация некоторых глав «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Б) Дружеское литературное общество (1801), руководитель – Андрей Тургенев, один из известных членов – Жуковский. Темы обсуждения: романтические идеалы (Жуковский), гражданская поэзия (Мерзляков), морально-нравственное народное движение (АНДРЕЙ Тургенев, Кайсаров). В) Беседа любителей русского слова (1811-1816), руководители – Державин и Шишков, члены – Ширинский-Шихматов, Хватов, Шаховской. Цели кружка: препятствие распространению иностранных слов, сохранение славянской лингвистики, выступали против реформы литературного языка, т.е. против «карамзинистов» и общества «Арзамас». Г) Арзамас (1815-1818), Жуковский, Батюшков, Пушкин. Цель: борьба с архаическими литературными традициями, развитие нового слога и развитие романтических идеалов, сторонники языковых реформ. На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы и критически разбирали собственные сочинения. Здесь Пушкин пишет сатирические поэмы: «Тень Фонвизина» (1815) устремлена против литературных противников карамзинистов, пишутся эпиграммы на Шихматова, Шишкова, Шаховского: «Угрюмых тройка есть певцов...», и эпиграмма «К Батюшкову». 2) Романтизм (середина 10-ых – середина 20-ых годов 19 века) Появлению романтизма способствовала деятельность русских просветителей Ломоносова, Карамзина, Радищева, Новикова, Державина, социальный подъем и стремление к преобразованиям, а также патриотический подъем в стране после победы над Наполеоном I в войне 1812 года и восстание декабристов 1825 года, воспринятое как проявление героизма. Основоположник – Жуковский, чье творчество сложилось под влиянием Карамзина и Державина, а также немецкого романтизма, основной мотив его поэзии – злой рок, тяготеющий над жизнью человека и ее скоротечность, изображение страдающей человеческой души. Лермонтов испытал влияние Рылеева, одного из предводителей восстания декабристов. К декабристской тематике он обращается в стихотворении «Новгород» (1830) и в поэме «Последний сын вольности» (1831). Особенно значимым было знакомство Лермонтова с декабристами на Кавказе во время его первой ссылки в 1837: В.М. Голицыным, С.И. Кривцовым, А.И. Вегелиным, и особенно с А. И. Одоевским. Это отобразилось в вольнолюбивых мотивах и в осуждении самодержавия. Романтизм обратился к фольклору посредством жанра баллад, где эпическое начало органично сочетается с лирическим, и сказок. Баллады Жуковского («Светлана», «Людмила», «Лесной царь» и др.), сказки Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «…о золотом петушке», «…о мертвой царевне и других богатырях» и др.), мистические образы Гоголя. Основной конфликт, рассматриваемый в романтизме, конфликт между личностью и обществом. Делается акцент на образе «лишнего человека» - умного и обладающего значительными способностями, принадлежащего к дворянству, но отчужденного от его светской и пустой жизни; его другие черты – душевная усталость, скептицизм, скука и тоска, философствование, разочарованность. Примеры: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова»), Печорин («Герой нашего времени» Лермонтова»), Евгений Онегин Пушкина. Реализм В отличие от романтизма, для которого характерно неприятия действительности и использование идеализированного контраста между героем и остальным миром, реализм делает установку на объективность и достоверность изображения среды, а герой реализма представляет собой не исключительную личность, а типичного представителя своей среды, наделенного индивидуальными чертами. Реализм изображает героев в динамике. Романтизм стремится к фантастическому и нереальному, выражая тем самым побег от действительности, реализм же принимает действительность и стремится изобразить «правду жизни» без прикрас. Пушкин – основоположник реализма, ведь в его творчестве впервые с особенной полнотой выразилась русская действительность в своей сложности и неоднозначности («Дубровский», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»). Критический реализм – художественный стиль, состоящий в изображении и анализе действительности с существующими в ней социальными противоречиями и проблемами. Основоположник – Гоголь («Шинель», «Мертвые души»). Основные представители: Достоевский, Толстой, Чехов. |