Особенности медийных проектов в интернете (на примере Youtube-канала Ирины Шихман «А поговорить».. Курсовая_Скоробогатова1. Особенности медийных проектов в интернете на примере Youtubeканала Ирины Шихман А поговорить
Скачать 91.81 Kb.
|
1.2. Видеонаправление в интернет-журналистике: появление и развитиеВеб-видео существует с тех пор, как первые пользователи интернета выяснили, как размещать видео на веб-странице. Но популярность видео в сети проявилась благодаря синергии между блогами, видеохостингами (например, blip.tv и Youtube), портативными мультимедийными устройствами, которые воспроизводят видео, и высокоскоростными интернет-соединениями в домашних условиях. Теперь у каждого видео есть постоянный адрес, на который могут ссылаться другие, и метод распространения, который позволяет легко получить видео большому проценту интернет-пользователей18. На данный момент основным видеохостингом для любых медийных проектов является Youtube, аудитория которого составляет почти треть пользователей интернета19. То есть более двух миллиардов. Для сравнения аудитория «Первого канала» – около 140 млн в России и около 250 млн за рубежом20. У телеканала BBC - 214 млн по данным 2019 года21. Соответственно, можно сделать вывод, что Youtube, основанный в 2005 году американскими программистами Стивом Ченом, Джаведом Каримом и дизайнером Чадом Херли, в короткие сроки стал более популярным, актуальным и доступным сервисом, чем приведенные выше телевизионные гиганты. «Среди жителей США аудитория Youtube, в том числе нашего мобильного приложения, больше, чем аудитория любой американской телевизионной сети», - заявляют создатели видеохостинга22. Безусловно, такого успеха у компании не могло случиться без существования Всемирной паутины, с помощью которой они локализовали свою платформу в 91 стране. Артем Геллер, известный веб-дизайнер, прокомментировал феномен видеоблогинга следующим образом: «Чем дальше, тем активней будет отход от стандартного телевидения. И люди, которые откажутся от него, станут искать альтернативы и в конечном итоге познакомятся с Youtube. Тем более что взрослеющие дети подают пример своим родителям. Это займет еще некоторое время, но очевидно, что и взрослая аудитория научится потреблять видеоконтент онлайн». Он также добавил: «Youtube – это та точка, которая сломала суть письменного блога и вывела на первый план видеонаправление»23. В 2006 году Youtube был выкуплен компанией Google. В 2007 они запустили русскую версию. Дебютным видео стал клип музыканта Петра Налича на песню Guitar. Осознавая неизбежность развития интернет-телевидения и видеоблогинга, телеканалы один за другим начали создавать свои аккаунты на Youtube. Так, BBC пришли на платформу 12 ноября 2005. «Первый канал» - 3 апреля 2006 года. «Россия-1» – 22 января 2015 года. В последние годы все больше телеканалов не только транслирует там свои программы, но и создает проекты, которые предназначены только для Youtube- аудитории. Примером такого проекта является интернет-шоу Ирины Шихман «А поговорить?», которое изначально финансировалось холдингом «Москва-медиа», созданном по инициативе Сергея Собянина24. И только с 2020 года канал принадлежит Ирине и ее режиссеру Никите Лойку. «Я теперь ИП», - говорит она. И добавляет: «Страшно, жуть!»25. О канале Ирины мы поговорим в следующей главе. А сейчас остановимся на вопросе, почему телеканалы начали переходить в интернет, и создавать там свои проекты. Во-первых, стоит рассмотреть экономические причины. Несколько лет назад интернет был лишь вспомогательным каналом для продвижения продукта или услуги. Основной площадкой для рекламы выступало телевидение. Но зрительская аудитория с каждым годом все больше переходит в интернет, а рекламодатели следуют за ней. Приоритеты в распределении бюджета меняются. Они выделяют большие деньги на рекламу в интернете. И, что нельзя не отметить, стоимость продвижения онлайн существенно ниже, чем на ТВ, а эффективность его гораздо выше. Автор портала Forbes.ru Роман Нестер выяснил, что согласно исследованию, проведенному Danone, ROI (финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций26) вложений в рекламу на Youtube оказался в 2-3 раза выше, чем вложения в телевизионную рекламу. Похожие результаты получила и Nestle: компания изучила эффективность разных рекламных платформ для своей продукции в течение трех лет и выявила, что рентабельность инвестиций в онлайн-видео — 247%, а в классические телевизионные форматы - всего 101% 27. Роман также пришел к выводу, что в обозримом будущем телереклама останется важной частью медиа-микса, но телевидение в привычном нам виде трансформируется, так как уже сейчас в интернете телеконтент конкурирует с контентом от других игроков. Неизбежный переход всего вещания в интернет-пространство только усилит конкуренцию за бюджеты. И если сейчас ТВ еще может позволить себе говорить с рекламодателями, опираясь на свои исторически сильные позиции, или использовать господдержку для лоббирования своих интересов, то через 10-15 лет все игроки будут в равных условиях. Аукционная модель подразумевает открытый рынок, без обязательств по выкупу трафика, становится важна не абстрактная цена за клик, а его качество и релевантность. В современной рекламе выигрывают знания о пользователях: важно не то, скольким ты показал рекламу, а сколько из них были целевой аудиторией. Опыт Netflix показал, что технологические компании могут сами создавать качественный контент и на равных конкурировать с телеканалами 28. Во-вторых, популярность медийных проектов в интернете растет благодаря возможности творческого подхода к созданию контента. Автор сам выбирает формат видео и его жанр. Сам определяет, о чем ему сказать, а о чем промолчать. Ведь интернет-площадки в большинстве случаев избавлены от цензуры. А это значит, что там можно открыто высказывать свои убеждения по поводу социальных и политических вопросов. В частности, Ирина Шихман, отвечая на вопрос томскому «ТВ-2», в чём, на ее взгляд, секрет Дудя, поделилась своими мыслями о том, почему телепроекты проигрывают интернет-проектам: «Да все просто. Люди все устали от телека, который слишком искусственен. Знаешь, когда я сама перешла на ютуб, поймала себя на том, что — «О! Ты можешь себе это позволить? Серьезно? Можно вообще не париться на счет лейблов на экране? И не заблюривать это все? Можно что хочешь пить, можно ставить воду на пол?!». В телевизоре мы же вылизываем картинку. А я еще была в «Историях в деталях», где мы за каждой пылинкой следили: «Боже, розетка в кадре! О, нет! Весь кадр переставляем на другую сторону квартиры». А здесь полная свобода. И я думаю, что успех Дудя в том, что он вдруг начал задавать вопросы, которые давно в телевизоре никто не задавал» 29. Третья же причина успеха медийных проектов в интернете – это интерактивность. У журналиста есть возможность получать обратную связь от аудитории, общаться с подписчиками. Это делает журналиста ближе к аудитории, он становится не просто говорящей головой из телевизора, а обычным человеком, открытым к общению и обсуждению, что, безусловно, привлекает зрителей. |