Особенности медийных проектов в интернете (на примере Youtube-канала Ирины Шихман «А поговорить».. Курсовая_Скоробогатова1. Особенности медийных проектов в интернете на примере Youtubeканала Ирины Шихман А поговорить
Скачать 91.81 Kb.
|
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕДИЙНОГО ПРОЕКТА В ИНТЕРНЕТЕ Для того чтобы определить особенности медийного проекта в интернете, нам необходимо вывести критерии, от которых мы будем отталкиваться при эмпирическом анализе. А так как в нашем случае анализ будет проводиться на примере интервью-проекта, мы определим критерии именно для этого жанра. Но, в первую очередь, дадим определение этому журналистскому жанру и отличия телевизионного и интернет-интервью от текстового. С. Н. Ильченко определяет интервью как целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес30. Е. И. Голанова пишет, что интервью – это жанр свободной беседы журналиста с определённым лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для массмедиа31. Интервью в телевизионной студии или в интернете, безусловно, имеет свою специфику. Л. П. Шестеркина и Т. Д. Николаева выделяют три отличительных компонента32: 1) субъективизация повествования, выражающаяся в том, что: - зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников; - разговор носит импровизационный, ярко выраженный личностный характер; - живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого; 2) наглядность и зрелищность речевого общения, заключающиеся в том, что телеинтервью: - проявляет уровень компетентности собеседников в обсуждаемой теме; - направляет внимание телезрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собеседников; - демонстрирует значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, «язык» глаз, а также обстановка, в которой происходит разговор) в раскрытии обсуждаемой темы; 3) совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя становится условием высокой эффективности передачи: - интервьюируемый – главное лицо передачи; - спрашивать не легче, чем отвечать; - актуальная тема, выбранная ведущим и интересная зрителям, – ещё один критерий эффективности телепрограммы. Логичным дополнением к третьему пункту являются слова Кройчика Л. Е.: «Интервью захватило смысловые пространства очерка, перестав быть только новостью из первых уст и явив несомненный интерес к личности собеседника»33. И, действительно, успех как телевизионного, так и сетевого видеоинтервью во многом зависит от того, какую цель ставит журналист: раскрыть героя или показать себя. Итак, мы дали определение понятию «интервью» и рассмотрели отличительные черты теле- и интернет-интервью. Теперь выведем критерии, по которым мы будем выявлять характеристики интервью как медийного проекта в интернете. 1. Невербальные средства общения, используемые интервьюером «По данным американских исследователей Альберта Мехрабьяна и Рэя Л. Бирдвистелла, которые независимо друг от друга изучали язык тела, сигналы, которые мы передаём невербальным путём – тоном голоса (55%), позой, движением глаз и выражением лица (38%), – в сумме составляют 93%, то есть на вербальное общение остаётся всего 7 процентов»34. Невербальная коммуникация, с позиции А. П. Панфиловой, включает в себя: - кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения); такесику (рукопожатие, похлопывание, поцелуи); - кожные реакции (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение); - паралингвистику, экстралингвистику (темп, тембр, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты); - проксемику – пространственно-временную организацию общения (позиции за столом, дистанцию); Жесты и позы являются наиболее показательной частью невербального общения. Разберем эту составляющую подробнее. П. Экман и В. Фризен предлагают следующую классификацию жестов: 1) эмблемы – жесты, имеющие языковой эквивалент и достаточно точное значение для данной социальной группы; 2) иллюстративные жесты, которые делятся на семь подгрупп: дирижирующие, акцентирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические и эмблематические движения; 3) адаптеры – жесты, способствующие уменьшению или снятию внутреннего напряжения; 4) регуляторы – жесты, используемые для контроля или координации общения; 5) аффективные жесты, являющиеся выразителями эмоций и чувств35. Обращаясь к позам, М. Аргайл разделяет их на закрытые позы (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше пространства; “наполеоновская” поза стоя; поза сидя, когда обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики или даже страха перед партнёром. Открытые же позы (стоя, руки раскрыты ладонями вверх; сидя, руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Поза критической оценки – это рука под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска. Если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если не очень заинтересован – откидывается назад»36. 2. Вербальные (речевые) средства общения, которые использует ведущий интервью В вербальных средствах общения мы рассмотрим, как ведущий строит разговор: структура интервью, тон общения (формальный или неформальный) и стиль речи, насколько часто задаются провокационные вопросы и производятся попытки вывести собеседника на откровенный или неоднозначный ответ37; какие вопросы задает ведущий. Для рассмотрения этого компонента возьмем классификацию вопросов, которую предлагают Н.В.Кодола38 и М.М.Лукина39: Основные: - Открытый вопрос - Закрытый вопрос - Прямой и непрямой вопрос Второстепенные: -Уточняющие вопросы -Контрольные вопросы -Уличающие вопросы -Гипотетические вопросы -Риторические вопросы Проективные вопросы: -Вопрос-перебивка -«Немые» вопросы -Корректные и некорректные -Пассивные и мимические -Контактные вопросы -Развивающие вопросы -Многоярусный вопрос -Количественные вопросы -Личные вопросы. -Подсказывающие вопросы -Провокационные вопросы 3. Какие гости приходят на программу: 1) знаменитости 2) официальные лица 3) немедийные личности: -люди в горе -инвалиды -жертвы насилия -другие 4. Площадки проведения интервью -телестудия -фотостудия -квартира героя -другие 5. Редактура: Известный Youtube-интервьюер Юрий Дудь считает, что современные российские журналисты поставлены в условия ограничений и цензуры, а также скованы экономическими регуляторами, что не позволяет реализовывать себя в профессии с точки зрения социальной ответственности40. К редактуре относится: -наличие цензуры (есть ли свобода в высказываниях, какие темы под запретом?) -как работают с материалом, что сокращают и вырывают ли слова гостя из контекста, чтобы получить более острое высказывание. -наличие ненормативной лексики 6. Ориентированность на определенную аудиторию Исследователь В.В. Боннер-Смеюха считает, что телевизионное выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию. Заинтересовать разрозненную массу зрителей довольно сложно, необходимо представлять, кому будет адресована речь. Следовательно, важно учитывать характеристики аудитории (профессиональные, возрастные, образовательные, национальные, конфессиональные и др.). Считается, чем ниже культурный, политический уровень подготовки аудитории, тем более четким и образным должно быть выступление41. На Youtube это правило нарушается и не поддается этим законам. Это подтверждается успехом многих ютуб-блогеров, которые снимают ролики для совершенно разной аудитории, и при этом совсем не теряют просмотры и лайки. Так, Юрий Дудь делал интервью с Гуфом, Дорном, Little big и другими популярными среди молодежи медийными личностями. Но, сделав интервью с Познером, Венедиктовым и Невзоровым, не потерял доверие и интерес аудитории. 7. Возможность обратной связи, специфика общения с аудиторией. 8. Ограниченность по хронометражу. Ведение телевизионного интервью осложняется тем, что журналист должен не только регулировать направление беседы, следить за изменением настроения собеседника, но должен не забывать и об ограничении эфирного времени, должен успеть задавать важные вопросы, раскрыть тему, успеть подвести разговор к финальному вопросу, финальной фразе («И последний вопрос…», «У нас осталось совсем мало времени, что бы вы хотели сказать…»)42. 9. Каким образом реализуется коммерческая реклама в рамках программы 10. Внешний вид интервьюера Традиции и этикет предполагают, что облачение интервьюера должно соответствовать имиджу интервьюируемого: общаясь с депутатом, журналист надевает костюм, с рок-музыкантом – джинсы и футболку. Ю. Дудь одевается, опираясь лишь на свои предпочтения, носит пестрые футболки, джинсы, модные кроссовки и ультрамодную стрижку. Во время беседы с Константином Кинчевым, лидером рок-группы «Алиса», Юрий Дудь и вовсе совершил дерзкий поступок – предстал в кадре босиком43. |