Главная страница

Частное учреждение высшего образовани1. Особенности релиигиозного сознания студентов российского исламского института


Скачать 62.78 Kb.
НазваниеОсобенности релиигиозного сознания студентов российского исламского института
Дата03.02.2023
Размер62.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЧастное учреждение высшего образовани1.docx
ТипКурсовая
#918825
страница3 из 4
1   2   3   4

Мусульманские идеологи XIX в. стояли на более умеренных позициях во взаимоотношениях между Западом и исламским миром, однако массовую поддержку получают не их идеи, а взгляды радикального движения ваххабизма.

Основу идеологии ваххабитов выражает лозунг «Ислам - решение всех проблем», что превращает ислам в идеологический инструмент борьбы против формирования современного общества.

Ваххабизм до сих пор остается одним из самых реакционных направлений в исламских движениях. Он оказал большое влияние на движение «Братьев-мусульман», возникшее в 1928 г. в Египте. Их доктрина основывается на четырех основных постулатах.

1. Ислам - универсальный общественный порядок, он должен определять все аспекты человеческой жизни.

2. Мусульмане должны вернуться к вере благочестивых предков, которая была свободна от внешних чуждых влияний, проникших позднее в теологию и философию.

3. Все аспекты жизни должны быть реисламизированы, поскольку они деформированы западным влиянием. Законодательство необходимо очистить от европейских норм и восстановить на основе шариата.

4. Конечная цель реисламизации - возрождение единого исламского государства во главе с халифом[16, с.5].

Широкое распространение идеологии ваххабизма в ХХ в. было связано с развитием и активизацией исламских политических движений и усилением их антизападной позиции.

Политический ислам как общественно-политическое движение особенно активизировался в последней трети ХХ в.

Западноевропейский ученый Г.Х.Янсен, проживший более 25 лет в арабских странах, определяет «возрождение ислама» как феномен «политического оппозиционизма». По его мнению, вызов Запада получает политико-религиозный ответ, так как ислам в мусульманских странах является и религией, и политикой, и «не было другой силы или организации, которая оказалась бы способной руководить, вдохновлять и направлять борьбу».

При всем многообразии подходов и оценок исламизм воспринимается как одна из наиболее значительных политических сил мусульманского мира, противостоящих Западу и стремящихся путем «возврата к истокам» найти собственный исламский путь развития.

Исламизм как политическое явление вызвал огромный интерес среди исследователей и стал объектом пристального внимания европейских ученых, арабистов и политологов.

Французский исследователь О.Понс определяет политический ислам как «совокупность движений мусульманского мира, которые руководствуются исламскими законами..., это - радикальные политические движения, цель которых создать исламское государство в противовес государству западного типа».

Английский исследователь Ф.Холлидей в росте влияния политических направлений в исламе также видит «ответ исламского мира на осознаваемую слабость и зависимость и стремление к своему внутреннему возрождению. Этот процесс сопровождается резким обличением внешнего мира и периодическими актами насилия в отношении него. Вопрос не в том, угрожает ли политический ислам внешнему миру, - такой угрозы нет, - а в том, сможет ли он решить проблемы, стоящие перед современными исламскими обществами».

Отличительная черта исламизма - это его направленность на активное политическое действие. Это одна из попыток составить конкуренцию Западу на том направлении, где его победа была наиболее основательной - на почве идеологии. Французский арабист Ф.Бюрга определяет «исламизм» как «третью ступень ракеты деколонизации». Он утверждает, что исламизм - это не ислам, и такие понятия, как «фундаментализм», «традиционализм», «интегризм» и «исламизм» есть не что иное, как терминологический разнобой[2, с. 142-143].

Причины, вызвавшие появление исламских политических движений, обусловлены чрезвычайно обострившимися экономическими проблемами. Почти повсеместный провал стратегии развития, основанной на непродуманном копировании западных моделей, ухудшение социально-экономического положения и изменение демографической ситуации (темпы роста населения превышали темпы экономического роста, и молодежь в возрасте до 20 лет составляет во многих арабо-африканских странах больше половины населения), безработица, постоянное снижение уровня жизни, рост социального неравенства, упадок сельского хозяйства и неэффективность государственного сектора, возрастающая техно-логическая, экономическая и финансовая зависимость от Запада - все это привело к падению авторитета правящих режимов.

Политика модернизации способствовала резкой социальной поляризации общества, предоставив одним огромные возможности пользоваться ее благами и достижениями и одновременно лишив этих возможностей большинство населения. Кроме того, модернизация и вестернизация мусульманских стран за сравнительно короткий срок подорвала сложившиеся жизненные устои, нарушив привычные культурные и социальные стереотипы.

Модернизация негативно воспринималась мусульманским населением еще и потому, что непродуманно быстрыми темпами насаждались чуждые арабскому миру модели поведения, индивидуализм, который «...изолирует человека и делает его уязвимым и несчастным; проповедует необузданный материализм, лишенный всякой морали; озабоченность только личными интересами; пренебрежение идеалами общего братства; постоянные поиски чувственных удовольствий».

В программных документах некоторых партий исламского направления сурово осуждается «экономический деспотизм», ущемляющий свободу и личную инициативу, способствующий насаждению некомпеентности. Ликвидация бедности, ограничение потребления, уважение религиозного аскетизма - все это выступает как возможность перестроить экономическое развитие на гуманных началах, защитить общественные интересы и ликвидировать зависимость от международных экономических сил.

Видный идеолог исламизма марокканец А.Ясин призывает к «утверждению исламской экономики, способной в достаточных, но не чрезмерных количествах удовлетворить нужды каждого человека».

В отличие от фундаменталистов, требующих возвращения к «истокам религии» и восстановления ортодоксальных норм, исламисты- модернисты не призывают к обязательному возвращению в прошлое, они не отвергают полностью всякую немусульманскую культуру и модели экономического и политического развития, но внутренняя и внешняя политика для них определяется в первую очередь и прежде всего национальными интересами исламского государства.

Светская, прозападная идеология у исламистов ассоциируется с угнетением мусульманского национального самосознания. Исламизм нашел себе опору среди тех, кто так или иначе пострадал от политики модернизации или не мог ее понять и принять: городские маргиналы, средние классы, учащаяся молодежь, крестьянство. Исламисты широко используют как традиционные формы религиозной организации (мечети, суфийские школы, религиозные секты), так и современные методы организационной и пропагандистской работы. Они создают образовательные центры, центры социальной и медицинской помощи, различные национальные и общественные организации, денежные фонды. Широко практикуется проведение национальных политических кампаний, распространение аудио- и видеокассет с выступлениями и проповедями религиозных и политических лидеров.

Профессор политологии из Сент-Этьена во Франции Мустафа Беншенан выделяет три главные причины роста влияния исламизма в арабо-мусульманском мире: «Политическое проявление отчаяния; страх перед изменениями, вызванными модернизацией; сопротивление попытке Запада утвердить свою культурную гегемонию» Профессор Геттингенского университета Б.Тиби, определяя исламский фундаментализм, подчеркивает, что «наиболее важно то обстоятельство, что в настоящее время исламский фундаментализм - это всеобъемлющее мировосприятие, разделяемое большинством мусульман и имеющее целью создать новую исламскую аутентичность и тем самым разрешить кризис коллективной идентичности».

В большинстве случаев противостояние между мусульманским и западным миром не ограничивается лишь осуждением культурной экспансии и политических притеснений. Одним из основных тезисов современных исламистов является утверждение о том, что взаимно несовместимы две концепции познания. По их мнению, мусульмане воспринимают знание как некую целостность, состоящую из религиозных и моральных ценностей, и лишь такое познание единственно может быть истинным в глобальном масштабе. Поскольку они проявляют довольно ограниченный интерес к тем формам знаний, которые могут быть полезны и использованы в практическом плане, то как следствие западная модель миро-восприятия, основанная на принципах рациональности, ими не воспринимается и в большей части отвергается.

Политика и идеология современного исламизма строятся как на обличении новых явлений в жизни мусульманского общества (модернизация, все возрастающее влияние западной культуры), так и на традиционной основе.

Религиозное общественное сознание способствует формированию в народных массах недовольства снижением уровня жизни, существующим порядком. Лозунги равенства, справедливости, обличение властей и вестернизированной, разбогатевшей элиты, воплощенные в религиозных догматах, близки и понятны населению.

Чем хуже становилась социальная, экономическая и политическая ситуация в мусульманских странах, тем быстрее терялась вера в политику, проводимую властями, тем сильнее становилось у некоторой части общества стремление найти выход из сложившегося положения, опираясь на традиционные нормы, на доминирующую роль исламских ценностей, желание создать политическую систему не на заимствованных, а на исторических традициях. Исламизм выступил против модернизирующегося и централизирующегося светского государства прозападного типа.

Апеллируя к народным массам, исламисты особенно пропагандировали идеи о том, что западные модели развития были навязаны мусульманским странам извне, и они совершенно чужды исламской цивилизации, мусульманскому национальному духу, поэтому они не дали и не могли дать мусульманскому миру процветания и достойного уровня развития.

Последователь С.Кутба, идеолог современных исламистов марокканец А.Ясин, развивая вышесказанные положения, утверждает, что современное западное общество основывается на атеизме, национализме и насилии и попирает все человеческие ценности. «Современная западная цивилизация лишена каких бы то ни было ценностей, кроме ценностей прагматических, считаемых в деньгах и инвестициях, - утверждает он. - Религией западных демократий стал материализм, и христианские они лишь по названию... Их религия - это военная мощь, стратегическое равновесие, стратегические интересы и борьба за геополитическое господство.». И С.Кутб, и А.Ясин делят все современные общества на два типа - это исламское общество и «джахилийя», т.е. общество «идо- лоподобных», к которому они относят западные общества. Само собой разумеется, что западная цивилизация не может служить примером для истинных мусульман.

Радикальным исламским движениям, проповедующим идею джихада, особенно близка его гегемонистская направленность. Война против «неверных» воспринимается как «возвращение к истокам», «очищение» от чуждых влияний, насаждаемых врагами-иностранцами с момента завоевания и колонизации, и теми мусульманами, которые в своих политических и практических действиях проводят политику «вестернизации».

Война за господство ислама оправдана в силу его изначального превосходства и возлежащей на мусульманине обязанности распространять ислам по всей земле. Любой, убитый в этой войне, является мучеником, «шахидом» и автоматически попадает в рай. Война против внешнего врага большей частью мусульманского общества всегда воспринималась как война за национальную идентичность, за возвращение к «истокам ислама».

Согласно исламской религии, обитаемая земля разделена на две части: одну, где распространен ислам и существуют законы шариата, и ту, где идет война и законы шариата пока не действуют. Постоянное враждебное противостояние - это нормальные взаимоотношения между этими двумя доменами. Если же в какой-то определенный период ситуация складывается не в пользу мусульман, целесообразно устанавливать мирные отношения, ограниченные во времени, так как ислам допускает перемирие с неверными, но не окончательный мир.

Лидеры и идеологи экстремизма не меньшую опасность для мусульманских стран видят во «внутренних врагах», тех, кого они называют отступниками, «вестоксицированными». Этот термин был изобретен в Иране, он относился к тем, кого считали отравленным чуждыми исламу западными идеями социализма, либерализма и демократии, в основном это современная модернизированная политическая элита, интеллигенция, молодежь с «промытыми мозгами». Против них и возглавляемых и направляемых ими режимов истинные сторонники ислама должны также вести борьбу, стремиться к свержению таких правительств и завоеванию государственной власти.

Завоевание власти может осуществляться различными средствами, в соответствии со сложившейся ситуацией: мощной пропагандой, направленной на делегитимизацию власти, разоблачение ее как находящейся на службе у Запада, а ее представителей как врагов ислама, выступающих против шариата и подлежащих самому жестокому наказанию, в том числе и путем их физического устранения.

Новое в исламской политической теории джихада это то, что борьба против власти рассматривается как священный долг мусульманина. Это делает джихад как бы своеобразным инструментом гражданского общества. В этой связи большое внимание уделяется воспитанию массового сознания, пропаганде идей исламизма среди образованной молодежи, студентов университетов и высших и средних учебных заведений, школ, организаций и добровольных неформальных объединений, независимых от государства, активному участию на выборах во все уровни власти, вхождению в парламент и другие выборные органы. В работе с массами политическая риторика широко сочетается с использованием печатных СМИ, радио, телевидения, Интернета.

Создание политических партий исламского направления - один из инструментов борьбы за власть. Эти партии большое внимание уделяют пропаганде, направленной против властей. Они объявляют их врагами мусульманской веры, агентами гедонистского светсокого модернизма.

Сотрудник Хелуанского института (Египет) И.А.Рагаб считает, что широко распространенный на Западе тезис о том, что ислам несовместим с модернизацией, критикует подобный подход и подчеркивает, что Запад неверно понимает само слово «ислам», переводя его как «покорность», как символ пассивности и бездеятельности. Для мусульманина же подчинение воле Аллаха означает принятие божественного откровения и действия в соответствии с предначертанной человеку линией поведения. Шариат «в течение длительного времени эффективно учитывал происходившие в различных странах и в разные эпохи перемены»44. И.А.Рагаб утверждает, что европейская колонизация разрушила устои исламского общества, а вестернизация привела к искажению и забвению орм шариата. Она затронула в большей степени элиту, а не средние и низшие слои общества, истинные же мусульмане испытывали неприязнь к искусственно насаждавшейся политической системе и принимали вестернизацию лишь как средство для «сосуществования с колониальной властью или с подражавшей Европе местной правящей верхушкой».

Разумеется, в западном научном сообществе всегда существовали и существуют взвешенные, объективные оценки исламской и других незападных цивилизаций.

В мусульманском мире западное общество зачастую изображается как антигуманное, сексуально распущенное и склонное к насилию. Колониальное прошлое и военные конфликты (суэцкий кризис 1955-1956 гг., арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг., американская военная акция «Буря в пустыне») способствовали усилению антизападных настроений. Война США в Ираке также будет способствовать усилению экстремистских движений и проведению террористических актов.

Мусульмане упрекают европейцев в том, что они считают арабов людьми, отличными от себя, помогают тем правительствам, которые проводят прозападную политику и не пользуются уважением народа. Европейские власти, по их мнению, поступают в соответствии со своими интересами и заявляют правящим режимам: «Нас не касается, что и как вы будете внушать своему народу, лишь бы вы удовлетворяли нашим требованиям и защищали наши интересы».

Пропаганда, направленная против западных моральных ценностей и заимствования западных моделей развития, а также усиление политического и экономического давления со стороны Запада на мусульманские страны способствуют тому, что политический ислам стал действенным орудием в руках исламской оппозиции не только на национальном, но и на международном уровне [22, с. 143].

Вестернизированная мусульманская элита (т.н. западники) понимает необходимость сотрудничества с Западом. Сторонники сближения с Западом и реформирования и обновления исламского мира утверждают, что как в Европе секуляризация не привела к концу христианства, так и в мусульманском мире она не ослабит позиций ислама.

К сожалению, люди, проповедующие подобный конструктивный подход к взаимоотношению западной и исламской цивилизации, пока составляют меньшинство, и их взгляды не разделяются и не пользуются поддержкой общества.

Разумеется, существуют многие объективные причины, осложняющие процесс взаимопонимания между Западом и мусульманскими странами: различия культур, религий, уровней экономического, социального и политического развития, общественного сознания. Террористические акты, проводимые экстремистами в Израиле, России, США, Франции, на о.Бали и в других странах, вызывают рост антиисламских настроений.

Важным фактором взаимоотношений между исламом и Западом является наличие в Европе многочисленной мусульманской диаспоры.

Большую роль в этом процессе может сыграть постоянно растущая мусульманская диаспора, численность которой в Европе (включая Россию) и Америке оценивается более чем 50 млн. человек.

Проблема интеграции мусульманской диаспоры в западное общество - сложный и обоюдоострый процесс, особенно в социальнокультурной сфере. Ректор Большой Парижской мечети Д.Бубакер полагает, что при сохранении исламской идентичности проживающие в Европе мусульмане могут стать приверженцами европейской цивилизации, и со временем сформируется «светский ислам». «Это значит», - считает он, - что мусульмане начинают все больше уважать европейские структуры, европейский образ жизни, относясь к религии как к делу частному. И “светский ислам” вполне может победить, при условии, что европейские власти не будут враждебно относиться к исламу... Если европейцы будут закрываться от мусульман, то и мусульмане будут закрываться от европейцев» [22, с. 13].
1   2   3   4


написать администратору сайта